Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………….………2

Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7

§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7

§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20

Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32

§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32

§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36

Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42

§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42

§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для  общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.

Феномен человеческой агрессивности  рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и  других точек зрения.

Различные формы человеческого  поведения, относимые в современной  науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались анализу уже первыми  мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра). В более  поздние века практически все  мыслители в меньшей или большей степени касались проблемы насилия, враждебности, агрессивности человека.

Различные культурологические, историко-философские, этические, теологические  аспекты враждебности человека в  обществе, рассматривали философы Мэн-Цзы, Лейбниц Г., Бёме Я., Кант И., Руссо Ж.-Ж., Гоббс Т., Ницше Ф., Маркс К., Соловьев В., Бердяев Н., Сорокин П., Назаретян А.П., Румянцева Т.Т., Гуревич П.С. и др.; биологи и этологи Дарвин Ч., Джейлс Ч., Мак-Дуггалл У., Морис Д., Эйбл-Эйбесфельд И., Лоренц К.; психологи Фрейд, Фромм Э., Юнг К., Адлер А., Розенцвейг С., Бандура А.. Берковитц Л., Басс А., Каудолян, Бэрон Р.. Фешбек С., Андреева К.М., Реан А.А., Тащева А.И.; историки и антропологи Токвиль А., Тэйлор Э., Бородай Ю.М.; юристы и криминалисты Антониан А.П., Еникеев М.Е., Эминов В.Е., Верещагин В.А., психиатры и сексопатологи Бухановский А.О., Бураков В.В. и другие.

По мере развития науки  от этапа частных теорий отдельных  дисциплин до современного этапа  комплексных исследований рассматриваемой  проблемы формировалось понимание того, что, агрессивность человека- феномен, являющийся предметом междисциплинарного научного исследования.

В значительной степени  проблема агрессивности человека изучалась  зарубежными учёными, в первую очередь  психологами, социологами, философами.

В нашей стране в советский  период проблема человеческой агрессивности  актуальной не считалась, и агрессивные  формы поведения человека рассматривались  лишь в рамках криминалистической науки.

Наиболее активно эта  проблема для многих научных дисциплин  стала разрабатываться в России с конца 80 годов ХХв. В связи с происходящим в большинстве стран нашей планеты социально-политическими, социально-экономическими и другими видами преобразований, влекущих за собой разрушительные последствия во всех сферах жизни общества и личной жизни каждого из граждан, подняли проблему агрессивности на уровень проблемы выживания. Таким образом, в конце ХХ века актуальность научного исследования агрессивности приобретало особую значимость.

Имеющиеся достижения научной  рефлексии о сущности агрессии, условий и форм её проявления, особенности её разрушительного воздействия на общество в целом и человека в отдельности, раскрывают всё новые грани этого вопроса и ставят новые вопросы для дальнейших научных исследований.

Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (сюда входят теории психоаналитического толка). Вторая - описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории).

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферы), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка  и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее - успешности и скорости процессов полоролевой идентификации и социализации.

Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, зачастую сама семья не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в России обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

За последнее десятилетие  во всем мире, особенно в странах  СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивности поведения детей. Поэтому проблема агрессивности, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

Как отмечалось выше, западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эта феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.

В результате для многих детей характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный  способ самоутверждения.

Следует отметить, что сама по себе тема "детской агрессивности" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекли внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, ТТ. Румянцева, Фурманов И.А.).

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками  вычленяются три основных направления: диагностические методы определения  типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и  рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и др.

Актуальность данной работы обусловлена  необходимостью определения реальных психологических причин агрессивности растущих детей; раскрытие условий, механизмов и средств её предотвращения и коррекции.

Объектом исследования является агрессивность детей подросткового  возраста. Целью исследования избрано  исследование психологических причин и форм проявления агрессивности в подростковом возрасте; выявление и обоснование реальных условий её предотвращения и коррекции.

В задачи исследования входило:

1. Анализ проблемы агрессивности  и её решения психологической  науке.

2. Выявление специфических особенностей  проявления агрессивности в подростковом возрасте.

3. Определение и анализ половозрастных  и индивидуальных особенностей; проявления агрессивности в поведении  подростков.

4. Определение реальных психологических  условий и средств корректирования  агрессивного поведения подростков.

 Методологической основой данного  исследования служили труды западных  исследователей Бандура А., Берковитц  З., Басс А., Лоренц Кидр, а также  разработки отечественных психологов, социологов и педагогов Ениколопова  С.Н., Калчиной  Ерофеевой Л.В., Андреевой, Семенюк Л.М., Невского А.Н., Фурманова И.А. и других.

 

 

 

Гипотеза исследования.

Исходя из того, что развитие ребенка  осуществляется в деятельности, а  подросток стремится к утверждению  себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в тоже время создает возможности подростку реализовать себя и утвердить на уровне взрослых. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к деятельности общества. Он занимает в ней определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. Таким образом, мы считаем, что целенаправленно организованная система социально признаваемой деятельности реально работает на снижение агрессивности подростков

Основными методами исследования были: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования философской, психологической, педагогической; наблюдение, беседа, анкетирование, опросы, анализ деятельности педагогических коллективов; педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит  в следующем:

- определении характера  и типологии агрессивного поведения  современных подростков.

- выявлении и обоснование  реальных психолого-педагогических  условий корректирования агрессивного  поведения подростков.

Практическая значимость работы заключается в обосновании  определенных педагогических условий, форм корректирования подростковой агрессивности, которые могут быть использованы в повседневной воспитательной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

§ 1.1 Проблема агрессивности и ее решение в  психологической науке

 

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового  возраста, Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Bandura A.,1950; Walter R.,1959; Berkovits Z., 1962; Buss A., 1961; Lorens K., 1967; Richard C.,Walters R., Мurrау Вraun, 1948) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман (Kaufmann 1965) имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве». Не случайно до сих пор нет четкого определения понятий «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма. насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако «положительная агрессия» является, скорее, исключением, имеющим место в узкоспециальной сфере.

В основном же под агрессией  понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

Информация о работе Агрессивность