Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 10:04, курсовая работа
Проблему рыночного равновесия анализировали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Кларк. Однако пионером в исследовании этого вопроса был Л. Вальрас.
Актуальность темы определили цели и задачи работы. Цель работы изучение равновесия в модели открытой экономики. Задачи:
изучить понятие макроэкономического равновесия;
рассмотреть классическую и кейнсианскую модели равновесия;
изучить теоретические концепции общего (макроэкономического) равновесия национальной экономики.
Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Понятие макроэкономического равновесия …………………………. 4
1.1 Равновесие в модели открытой экономики ………………………………... 4
1.2 Классическая и кейнсианская модели ……………………………………… 7
Глава 2. Модели открытой экономки …………………………………………. 14
2.1 Краткосрочная модель открытой экономики …………………………… 14
2.2 Показатели моделей открытой и закрытой экономики ………………….. 18
2.3 Расчет национального дохода в закрытой экономике …………………… 21
Глава 3. Модель Хикса Хансена ………………………………………………. 27
3.1 Кривая IS ……………………………………………………………………. 27
3.2 Кривая LM ………………………………………………………………….. 31
3.3 IS – LM – анализ макроэкономического равновесия …………………….. 37
Заключение ……………………………………………………………………... 38
Список использованных источников …………………………………………. 4
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 2 Глава 1. Понятие макроэкономического равновесия …………………………. 4 1.1 Равновесие в модели открытой экономики ………………………………... 4 1.2 Классическая и кейнсианская модели ……………………………………… 7 Глава 2. Модели открытой экономки …………………………………………. 14 2.1 Краткосрочная модель открытой экономики …………………………… 14 2.2 Показатели моделей открытой и закрытой экономики ………………….. 18 2.3 Расчет национального дохода в закрытой экономике …………………… 21 Глава 3. Модель Хикса Хансена ………………………………………………. 27 3.1 Кривая IS ……………………………………………………………………. 27 3.2 Кривая LM ………………………………………………………………….. 31 3.3 IS – LM – анализ макроэкономического равновесия …………………….. 37 Заключение ……………………………………………………………………... 38 Список использованных источников …………………………………………. 40 |
Введение
В самом общем виде равновесие в экономике это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения.
По отношению к рынку равновесие это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них.
Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.
А. Маршалл рассматривал равновесие на уровне отдельного хозяйства или отрасли. Это микроуровень, который характеризует особенности и условия частичного равновесия. Но общее равновесие это согласованное развитие (соответствие) всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом.
Причем равновесие системы (национального хозяйства) не сводится только к рыночному равновесию. Рыночные факторы не следует отделять от производственных. Ведь диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках.
К тому же в реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (войны, социальные волнения, погода, демографические сдвиги).
Проблему рыночного равновесия анализировали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Кларк. Однако пионером в исследовании этого вопроса был Л. Вальрас.
Актуальность темы определили цели и задачи работы. Цель работы изучение равновесия в модели открытой экономики. Задачи:
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков экономической науки, а также научные труды зарубежных и российских ученых, касающиеся механизмов формирования и использования денежных доходов субъектов экономики и населения, ускорения преодоления теневых процессов и фактов коррупции.
Результаты исследования получены с помощью сравнительного и структурно-функционального, расчетно-конструктивного анализа, абстрактно-логических методов на основе применения статистических данных, материалов социологических исследований.
Глава 1. Понятие макроэкономического равновесия
Общее экономическое равновесие означает согласованное развитие всех сфер экономической системы. Равновесие подразумевает соответствие общественных целей и экономических возможностей. Цели и приоритеты общественного развития меняются, изменяются потребности в ресурсах, следовательно, происходят изменения в пропорциях, возникает необходимость в обеспечении нового равновесного состояния.
Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Конечно, при этом должны сохраняться резервы мощностей и нормальный уровень занятости. Но в равновесной экономике не должно быть, ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления.
Условием общего равновесия в экономике служит рыночное равновесие, равновесие спроса и предложения на всех остальных рынках.
Рынок товаров и платных услуг представляет собой систему экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и услуг, которые удовлетворяют потребительский и инвестиционный спрос макроэкономических субъектов. Важным условием функционирования товарного рынка является экономическая свобода его субъектов. Они должны иметь право свободно выбирать отрасль производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т. п. Степень экономической свободы определяется формой собственности. Жизнеспособный развитый рынок требует наличия как частной, так и государственной собственности на средства и результаты производства. Однако нужно еще достаточное количество экономически независимых субъектов рынка, когда есть возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (вместе с другими факторами) эффективное регулирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирования, распределения, мотивации. Функция регулирования заключается в том, что в условиях конкуренции механизм рынка гарантирует переливание факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший спрос. Функция распределения означает, что достигнутое в условиях конкуренции рыночное равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и учреждениями. Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы для экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий.
В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции. Считается, что конкуренция является совершенной, если ни один из продавцов или покупателей не в состоянии существенно повлиять на цену товара. Совершенная конкуренция достигается при следующих условиях: наличие большого количества продавцов и покупателей отдельного товара, однородность товара с точки зрения покупателей, отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя, существование возможности для свободного выхода из отрасли. Входными барьерами могут быть: исключительное право заниматься данным видом деятельности; юридические барьеры (лицензирование экспорта и т. д.); экономические преимущества крупного производства, высокие расходы на рекламу; полная информированность всех участников рынка о ценах и их изменениях; рациональное поведение всех участников рынка, которые заботятся о собственных интересах. Совершенная конкуренция в современной практике встречается редко. Противоположностью рынка с совершенной конкуренцией является монополизированный рынок. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создание искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, что разрушает, деформирует рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.
Проявлением монополизации является также ценовая дискриминация, когда предприятие-монополист продает одинаковые товары или услуги разным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности. Ценовая дискриминация возникает, если предприятие-монополист контролирует производство и цены или может определить отдельные группы товаров с различным уровнем эластичности спроса от цены.
Однако, как совершенная конкуренция, так и чистая монополия являются крайними вариантами рыночных структур. Для современного рынка характерно синтез конкуренции и монополии в виде олигополии. Олигополия представляет собой такую рыночную структуру, когда в отдельно взятой отрасли экономики доминируют несколько крупных корпораций, которые конкурируют между собой. При этом существуют высокие входные барьеры в отрасль для других производителей. Таким образом, складывается ситуация, когда внешняя конкуренция практически отсутствует, но сохраняется в пределах самой олигополистичной структуры.
Характерными чертами олигополии являются: небольшое количество предприятий в отрасли. Чаще всего их количество не превышает десяти.
Классическая модель макроэкономического равновесия господствовала в экономической науке около 100 лет, до 30-х годов XX в. Она базируется на законе Ж. Сэя: производство товаров создает свой собственный спрос. Например, портной производит и предлагает костюм, а обувщик предлагает обувь. Предложение костюма портным и доход, который он получает, есть его спрос на обувь. Точно так же предложение обуви есть спрос обувщика на костюм. И так во всей экономике. Каждый производитель одновременно является покупателем – рано или поздно он приобретает товар, произведенный другим лицом, на сумму, вырученную от продажи собственного товара. Таким образом, макроэкономическое равновесие обеспечивается автоматически: все, что производится, реализуется. Данная подобная модель предполагает выполнение трех условий: каждый человек является одновременно потребителем и производителем; все производители расходуют только свой собственный доход; доход расходуется полностью.
Но в реальной экономике часть дохода сберегается домашними хозяйствами. Поэтому совокупный спрос уменьшается на величину сбережения. Расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производимой продукции. В результате образуются непроданные излишки, что вызывает спад производства, повышение безработицы и снижение доходов.
В классической модели недостаток средств на потребление, вызываемый сбережением, компенсируется инвестициями. Если предприниматели инвестируют столько же, сколько сберегают домашние хозяйства, то закон Ж. Сэя действует, т. е. уровень производства и занятости остается постоянным. Главная задача – побудить предпринимателей инвестировать столько же средств, сколько уходит на сбережение. Она решается на денежном рынке, где предложение представлено сбережениями, спрос – инвестициями, цена – процентной ставкой. Денежный рынок саморегулирует сбережения и инвестиции с помощью равновесной процентной ставки.
Чем выше ставка процента, тем больше денег сберегается (т. к. владелец капитала получает больше дивидендов). Поэтому кривая сбережений будет восходящей. Кривая инвестиций, наоборот, имеет нисходящий характер, поскольку ставка процента влияет на издержки, и предприниматели будут больше занимать и инвестировать денежных средств при более низкой ставке процента. Равновесная ставка процента возникает в точке пересечения этих кривых. Здесь количество сбереженных денег равно количеству инвестированных средств, или, другими словами, количество предлагаемых денег равняется спросу на деньги.
AD1 и AD2 – кривые совокупного спроса
AS – кривая совокупного предложения
Q* – потенциальный объем производства
При этом анализ кривой совокупного предложения строится с учетом следующих условий:
В этих условиях кривая совокупного предложения вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства.
Сдвиги кривой совокупного предложения в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения кривой совокупного спроса отражаются только на уровне цен.
Фактором, обеспечивающим равновесие, является эластичность цен и заработной платы. Если по каким-либо причинам ставка процента не меняется при постоянном соотношении сбережения и инвестиций, то увеличение сбережения компенсируется понижением цен, так как производители стремятся избавиться от излишков продукции. Более низкие цены позволяют делать меньше закупок, сохраняя прежний уровень производства продукции и занятости.
Кроме того, снижение спроса на товары приведет к снижению спроса на рабочую силу. Безработица вызовет конкуренцию, и рабочие будут соглашаться на меньшую заработную плату. Ее ставки уменьшатся настолько, что предприниматели смогут нанять всех безработных. В такой ситуации не существует необходимости государственного вмешательства в экономику.
Таким образом, экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т. е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. По их мнению, кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется. Сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно.