Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 12:44, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть основные тенденции процессов глобализации в мировой экономике с позиций зависимости от международных отношений.
Задачи исследования:
Раскрыть международные отношения как объект исследования и основные тенденции современного мирового развития, включающие в себя анализ глобализации и современных международных отношений, уточнение системы современных международных отношений и их экономический аспект.
2. Провести исследование глобализации с позиции решающего фактора современных международных экономических отношений, учитывая характеристики современного мира и новые источники развития, а также влияние глобального кризиса на мировую экономику и международные отношения.
Ведение
Глава I. Международные отношения как объект исследования и основные тенденции современного мирового развития
Глобализация и современные международные отношения
Система современных международных отношений
Экономический аспект современных международных отношений
Глава II. Глобализация как решающий фактор современных международных экономических отношений
2.1. Глобализация: характеристики современного мира и новые источники развития
2.2. Влияние глобального кризиса на мировую экономику и международные отношения, его долгосрочные последствия
Глава III. Влияние глобализации в развитии международных отношений и мировой экономике на Россию
3.1. Векторы глобализации и их влияние на Россию
3.2. Политическое развитие России в рамках глобальной системы и с учетом ее эволюции
Заключение
Список литературы
В действовавшей в тех условиях логикебыли, безусловно, как плюсы, так и минусы. Во-первых, прекращение опасной конфронтации двух ядерных сверхдержав во многом расчищало горизонты международной безопасности и международного сотрудничества. Вопрос о ядерной войне, даже случайной и непреднамеренной, был практически снят. Во-вторых, Россия и ее руководство без какого-либо принуждения заявляли, и неоднократно, о желании провести демократические перемены и рыночные реформы и войти в западные структуры, такие как НАТО, ЕС, ВТО. Это создавало на Западе опасные иллюзии, последствия которых ощущаются и сегодня. В-третьих, на Западе ожидали, что в случае прихода в их ряды такого «пополнения», как Россия и бывшие советские республики, а также страны Восточной Европы, западное сообщество получит шанс резко расширить свою мировую систему, изменив еще больше в свою пользу глобальный баланс между богатством и бедностью.
В то же время, наблюдая за эволюцией
внутри России, за тем, как в политике Б.Н. Ельцина
набирали силу традиционные бюрократические и авторитарные тенденции, как он не мог
и не хотел договориться с Верховным Советом
и постоянно угрожал парламенту расправой,
что в конце концов и завершилось его «расстрелом»
в октябре 1993 года, на Западе понимали,
что Россия, несмотря на клятвенные заверения
ее руководителей, далека от готовности
к проведению демократических преобразований,
что в ней по-прежнему сохраняются элементы
диктатуры, опирающиеся на карательные
органы (спецслужбы, полиция, прокуратура,
суды). Поэтому на Западе многие предпочитали
не спешить с приемом России в какие-либо
свои структуры. К тому же заявления российских
руководителей о своих симпатиях к демократии
нередко прямо увязывались с просьбами
об очередной порции помощи, которая очень
часто так и не доходила до страны.
Таким образом, по мере формирования в
России того, что через несколько лет будет
названо «суверенной демократией», на
Западе понижалась восторженная тональность
по поводу российской «демократической
революции» и ее перспектив. Затем последовала
война в Чечне (первая и вторая), которая
лишь подтвердила, что насилие, а не право,
осталось стержневым элементом строительства
российского государства; показательный
процесс над М.Б. Ходорковским, вскрывший
дефицит в России независимого правосудия,
что помешало приходу в страну крупных
западных инвестиций; изменения в законодательстве
о выборах в органы власти и все прочие
шаги, приведшие к созданию того, что никак
не может рассматриваться на Западе как
«дружественный демократический режим».
Сближение России и Запада приостановилось,
что не исключало возможности построения
кооперационных связей с отдельными странами
– Германией, Францией, Италией, а при
президенте Б. Обаме – даже с США. Тем не
менее на деле все эти подвижки даже отчасти
не могли компенсировать отсутствие системного
сближения России с Западом.
Проблема будущего российско-западных
отношений далека от разрешения.66 С обеих сторон существуют весьма сильные
надежды и расчеты, что в один прекрасный
день все противоречия и расхождения останутся
позади, и Россия и Запад образуют единую
мировую подсистему отношений на базе
расового и цивилизационного единства.
Такого рода конгломераты, где сторона
с сильным экономико-технологическим
потенциалом объединяется с мощной ресурсной
базой, нельзя считать историческими случайностями.
Так формировались в XVIII–XIX веках колониальные
структуры, таков путь возникновения современных
структур типа Европейского Cоюза, таково
возможное будущее межамериканской системы.
Нельзя исключать, что когда-нибудь в будущем
Россия и Запад также составят такого
рода глобальную подсистему.
Для каждой из сторон это может оказаться решением целого ряда насущных экономических и политических проблем. Для России это, пожалуй, единственная реальная возможность решить проблему модернизации и технологического прорыва. Геополитически для нее это еще и наиболее вероятный способ обеспечить интересы своей безопасности на западном направлении и мирно врасти в Европу. Для Запада в этом состоит наиболее выгодное решение извечного «русского вопроса», в результате чего самая крупная демографическая величина Европы перестанет быть вероятным противником, и самый надежный способ обеспечить свои технологические потребности российскими ресурсами и развитой научной базой. С какой точки зрения ни рассматривать возможности и перспективы развития именно такого типа, в них гораздо больше положительных моментов, чем отрицательных.
Но на этом пути имеется целый рядпрепятствий, разрешить которые пока не удается. Вряд ли сегодня в мире есть кто-то, кому известно, как решить проблемы, связанные с такими глубинными социально-психологическими явлениями, как несходство исторического опыта, чужеродность политических культур, системы ценностей. Как изменить память народов и смягчить воспоминания о жертвах Второй мировой войны, знания об американских ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки (что ожидало Россию в случае войны с США)? В какую графу отнести непонятное и провокационное решение по поводу расширения НАТО на восток и войну североатлантического блока против Югославии?
Существующее сегодня между Россией иЗападом является причудливой смесью интуитивных ожиданий возможности взаимного сближения и застарелых опасений по поводу ненадежности и коварства противоположной стороны, нераспутанным клубком взаимных подозрений и вполне понятного недоверия. При этом наблюдается совпадение позиций и интересов по целому ряду вопросов, например, относительно укрепления экономики России и ее общества, сохранения ее территориальной целостности и государственности (хотя бы ради удержания под контролем тысячи ядерных боеголовок) и вместе с тем опасения по поводу возможного восстановления в России авторитарного режима, который начнет готовить агрессивную войну против Запада. Призывы к торжеству демократии в России (не «суверенной», а подлинной) – это желание не поставить Россию в положение обороняющейся страны, а стремление хотя бы отчасти сделать ее прозрачной, доступной для свободных капиталов с Запада (столь необходимых, прежде всего, для самой России), предсказуемой.
Казалось бы, ничего опасного для России, ее населения, экономики и культуры в такого рода пожеланиях нет. Но встает пока что непреодолимая преграда в виде эгоистических интересов части российской элиты, которая, во-первых, ни с кем не хочет делиться ни властью, ни влиянием, ни доходами, а во-вторых, активно использует фактор непросвещенности российского общества, его незнания реалий зарубежных стран и все еще сохраняющих свою силу агитпроповских штампов в умах россиян для сохранения барьеров на пути продвижения Запада в российское общество. При этом просвещенная часть российской элиты понимает необходимость открытия страны и ее экономики для западных корпораций как для повышения научно-технического уровня России, так и для укрепления ее целостности путем ускоренного формирования единого национального рынка, в то время как другая часть, тесно связанная с силовыми ведомствами и верхушкой крупного капитала, видит в этом прямую угрозу своим позициям.
Не менее ощутимым препятствием на пути сближения России и Запада стал вопрос о том, кто может играть ведущую роль в их совместном образовании. У России имеются на этот счет свои соображения, среди которых русское эго играет далеко не последнюю роль. Многие в России считают, что если и сближаться с Западом, то только при ведущей, доминирующей роли России. С этим абсолютно не согласны ни США, ни развитые страны Европы – основатели европейской цивилизации. Вопрос о лидерстве и о том, кто будет определять политику возможного союза России с Западом, попадает, таким образом, в число причин, по которым идея сближения может остаться просто благим намерением. Если попытаться хотя бы теоретически допустить возможность союза России и Запада, можно прийти к выводу о том, что такой союз, каким бы благоприятным он ни казался, с точки зрения реальной политики выглядит совершенно невозможным. Однако при этом нельзя также и полностью сбрасывать его со счетов. С одной стороны, могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, которые потребуют объединения усилий просто для достижения общей стратегической цели (примером может служить союз во время второй мировой войны). С другой – к власти в ведущих странах могут прийти лидеры, которые заставят свои народы забыть о разделяющих их противоречиях и объединиться в одной христианской семье.
При этом должно быть ясное понимание, что такое историческое сближение Запада и Востока Европы не может зиждиться лишь на добрых намерениях вождей. Ему должны предшествовать (и сопутствовать) тесное переплетение капитала, технологий, производственных процессов, культур, укладов и всех остальных аспектов жизни общества, делающих эти общества однородными и схожими (при сохранении самобытности), взаимосвязанными и понятными друг другу. Процесс цивилизационной интеграции, даже между странами одной религии и расы, займет десятилетия. Есть ли эти десятилетия в запасе у России и Запада?
Движение на Восток: пока Россия свободна от обязательств, принуждающих ее оставаться лояльной в отношении Запада, она считает, что может свободно сближаться с Востоком, пока не возникнет нежелательная зависимость от стран Востока: Китая, Индии, Ирана. Исторически и психологически Россия была и во многом остается азиатской страной, даже несмотря на некоторые явно европейские черты русского национального характера. Обусловленная своеобразием исторического процесса формирования нации и ее территории, концентрация политической и финансовой власти в руках московского великого князя, а затем – царя «всея Руси» оставила заметный след в политических традициях и современной политической культуре россиян. Характерный для Европы выбор между свободами граждан или дворянства и необходимостью служить престолу и отечеству в России почти всегда решался в пользу служения. Со временем под влиянием этой традиции сложилось так, что не государство существовало для обеспечения благополучия своих подданных (эта логика объясняет процесс формирования власти в странах Европы), а, наоборот, поданные существовали ради величия и благополучия государства. Это поистине восточный принцип, который более других роднил русское самодержавие с восточными деспотиями.
В период социализма данная черта российской политики получила гипертрофированное и идеологически однозначное воплощение: народ существовал для коммунистической партии и ее верхушки, а самым главным его предназначением была верная служба режиму, что до сих пор сохраняется в принципе обязательной воинской службы. Все понятия свободы личности, ее прав (особенно права на протест), уважение к труду и собственности, к неприкосновенности жилища и корреспонденции – все было отменено и «предано анафеме» в стремлении построить систему отношений, при которой идеология и исповедующая ее партия были верховными владыками и единственными носителями истины. В более прозаических политической и административной плоскостях это означало создание структур «муравьиного социализма», который и был объявлен идеалом человеческого общества. Типичная картина древнеегипетского или любого другого древнего восточного общества (китайского, иранского, индийского), воплотившаяся в ХХ веке.
Значение этой стороны советского социализма важно и само по себе, и во внешнеполитическом аспекте. Уже со времени братского единства с китайской компартией в начале 1950-х годов в концепции внешней политики СССР усиливается акцент на сближение со странами, освободившимися от колониального ига. В большинстве своем это были страны с сильными режимами личной власти (Египет, Сирия, Индонезия, Куба, Вьетнам), которые в силу разных причин нуждались в военной, экономической и политической поддержке со стороны Москвы. Никаких моральных или идеологических препятствий сотрудничеству с этими режимами у советского руководства не было. Практически все они считались странами «социалистической ориентации» и, как таковые, безусловно, были отнесены к разряду реальных или потенциальных союзников.
Унаследовав от Советского Союза целый ряд международных
активов (ядерное оружие, место в Совете
Безопасности ООН), Россия получила также
и комплекс весьма развитых отношений
с целым рядом государств «третьего мира».
В числе ее политических и экономических
клиентов до сих пор, часто по привычке,
числятся Индия, Египет, Сирия, Вьетнам,
Иран. Россия продолжила поставки вооружения,
оборудования, технологий по советским
обязательствам и сохранила для себя,
таким образом, целое созвездие потенциально
влиятельных стран, которые могли добавить
веса международным позициям Москвы. После
урегулирования отношений между СССР
и Китаем в 1989 г. в число этих стран попал
и Китай, которому Россия начала поставлять
столь нужную для изменения военного баланса
в Тайваньском проливе авиатехнику четвертого
поколения.
На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов
позиции России в «третьем мире» (в том
числе и в Китае) рассматривались в Москве
как дополнительный актив в ее взаимодействии
с Западом. Растеряв союзников СССР в Европе
и не сумев удержать «на коротком поводке»
бывшие советские республики (поскольку
СНГ не могло препятствовать их поискам
новых партнеров на Западе и на Востоке),
некоторые политики в России считали,
что бывший «третий мир» может сыграть
роль существенного «довеска» к международным
позициям России и, наряду с этим, важного
клиента для ее оборонно-промышленного
комплекса. Утратив свои рынки в Восточной
Европе, российский ОПК компенсировал
их на Ближнем и Среднем Востоке (Иран,
Ливия), в Юго-Восточной Азии (Малайзия),
в Латинской Америке (Венесуэла).
Особое значение в этот период приобрело сотрудничество России с Ираном в развитии
иранской ядерной программы. Россия обязалась
достроить ядерный центр с реактором в
Бушере (начало этому проекту было положено
Германией еще при шахском режиме) и помочь
Ирану развить на этой основе атомную
энергетику. На Западе, особенно в США,
этот проект вызвал большое беспокойство
в связи с возможным его использованием
в интересах создания ядерного оружия.
На какой-то период в 2000-х годах проблема
ядерной программы Ирана стала своего
рода лакмусовой бумажкой в определении
истинных приоритетов России: если она
оставалась верной обязательствам СССР
в области нераспространения ядерного
оружия, она была обязана, как считали
в Вашингтоне, присоединиться к тем, кто
требовал отказа от ядерной программы.
Если же у России были другие планы, в том
числе желание поднять цену внешнеполитических
рисков США, она должна была остаться верной
соглашению с Тегераном. Фактически до
прихода к власти в США Б. Обамы Россия
оставалась верной соглашению с Ираном.
Однако вскоре, фактически за последнее
десятилетие, традиционная роль России
в «третьем мире» существенно скорректировалась.
Появился и стал важным фактором глобальной
политики БРИК (затем – БРИКС). Впечатляющие
успехи Китая, Индии и Бразилии в области
экономического развития, их быстрое превращение
в самостоятельные субъекты политики,
вызревание идей межконтинентального
сотрудничества, выход на рынки стран
Запада – все это сделало проблему этих
стран самостоятельным, хотя и не совсем
обычным, направлением внешнеполитической
деятельности. Там, где Россия порой чувствовала
одиночество и изолированность, начал
формироваться влиятельный комплекс государств
с быстрорастущей экономикой. В Москве
не сразу оценили этот феномен: сначала
все еще действовала инерция концентрации
внимания на группе развитых стран Запада,
которые российское руководство вознамерилось
догонять (особенно почему-то Португалию),
а затем – некоторая великодержавная спесь,
помешавшая сразу же по достоинству оценить
важность БРИКС.
Значение появления БРИКС главным образом
состояло в том, что перед Россией открылась
новая и несколько нетрадиционная перспектива.
Если до этого клиенты России из «третьего
мира» фигурировали как один из российских
активов в строительстве отношений с Западом,
то появление крупной группы государств
с населением более 2,5 млрд. человек и быстрорастущей
экономикой стало рассматриваться в Москве
в качестве стратегической альтернативы
сближению с Западом. Речь шла о возможности
создания союза БРИКС при активном, если
не доминирующем, влиянии России. Важность
сближения с Западом при этом не отрицалась,
но в качестве возможного варианта внешнеполитической
стратегии (а также средства воздействия
на Запад) стала рассматриваться перспектива
строительства союзнических отношений
со странами БРИКС. В этом смысле так же,
как и в отношениях с Западом, доминировала
убежденность, во-первых, в том, что страны
БРИКС будут счастливы, если Москва предложит
им союз, а, во-вторых, что у России есть
все основания рассматривать себя как
ведущую силу этой новой группировки.