Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Нас в данной работе интересует начальный этап обучения иностранному языку, так как на этом этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, формируется сознание личности, ее способность быть социально-мобильной и «входить» в открытое информационное пространство. Кроме того, интерес младших школьников к иностранному языку делает начальную школу благоприятной для приобщения детей к другому языку и другой культуре. Большая роль в этом отводится контролю как компоненту учебного процесса. Все изложенное выше определило цель данного исследования – выявление специфики коммуникативно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку на начальном этапе средней школы.

Файлы: 1 файл

глава 1,2.docx

— 99.20 Кб (Скачать файл)

Следующая функция контроля – диагностирующая. Ее суть заключается в способности провести диагностику обученности, определить объективно существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями, навыками, знаниями на конкретном этапе обучения. Как известно, овладение учащимися иностранным языком как средством общения есть процесс постепенного и систематического формирования иноязычных речевых умений и навыков, приобретения знаний. В ходе этого процесса измеряется уровень сформированности указанных умений. Контроль помогает выявить пробелы в подготовке учащихся, установить причину их возникновения и одновременно диагностировать трудности, испытываемые учащимися. Кроме того, диагностируется эффективность избранной методики [42, 11]. Таким образом, в соответствии с диагностирующей функцией, контроль направляет деятельность учителя на выявление и измерение достижений и недостатков в обучении иностранному языку.

Следствием диагностирующей  функции контроля является его корректирующая функция. Эта функция заключается в выявлении степени владения отдельными учащимися новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения, совершенствования этого владения путем внесения в методику обучения иностранному языку изменений. Это значит, что на базе, полученной в ходе контроля информации, учитель, проанализировав эти данные, может сделать выводы о необходимости коррекции обучения.

Близкой по значению к корректирующей, но, несколько отличной от нее, считается предупреждающая функция. Ее значение заключается в том, что контроль дает возможность обратить внимание учащихся на то, отвечают ли проверяемые знания, навыки и умения предъявляемым требованиям. Это позволяет выявить пробелы в подготовке и своевременно их ликвидировать.

Не менее важной, чем  предупреждающая, является стимулирующая функция контроля, одна из задач которой состоит в создании положительных мотивов учения – в нашем случае – овладения иностранным языком. Известно, что учащимся не безразличны контроль и оценка их деятельности. Положительная оценка рождает чувство удовлетворения своей деятельностью, отрицательная – сигнализирует о неблагополучии, необходимости устранить отставание в учении.

Со стимулирующей функцией контроля непосредственно связана  его оценочная функция, в частности, ее психолого-педагогический аспект. Выполняя эту функцию, контроль оценивает деятельность учащихся с двух сторон. С одной стороны, он оценивает процесс деятельности, качество ее протекания, степень активности учащихся. С другой стороны, оцениваются результаты деятельности обучающего и обучающегося.

Таким образом, реализуется  влияние на характер контролирующей деятельности учителя и на стимулирование и создание мотивированности усилий учащихся [4, 25]. Благодаря оценке порождается  группа мотивов, которые направляют деятельность обучаемого. Таким образом, можно констатировать, что мотивация  учебной деятельности учащихся планируется  оценочной функцией контроля.

Еще одна функция контроля – обобщающая [30, 44]. Она заключается в том, что контроль позволяет выявлять степень владения иноязычными речевыми умениями, навыками и знаниями по определенной части курса обучения.

Наконец, одной из важнейших  функций контроля, неразрывно связанной  с рассмотренными выше функциями, является его воспитывающая, дисциплинирующая функция.

Исследователи справедливо  полагают, что «в контроле кроются  разнообразные и далеко неисчерпаемые  возможности воспитывающего обучения» [41, 13], что контроль, помимо установления фактического уровня усвоения материала «призван  оказывать воспитывающее воздействие на учебный процесс» [53, 13]. В оценке результатов контроля заложен стимул, под воздействием которого формируются познавательные интересы обучаемых, стремление, мотив к познанию и одновременно желание быть личностью, вызывающей к себе уважение. Правильно организованный контроль формирует умение быстрой концентрации усилий для решения в определенный срок конкретной мыслительной задачи, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать внутренние резервы психики – мышления, памяти, внимания, восприятия и так далее, влечет за собой интенсификацию работы мозга [41, 14]. Кроме этого, воспитывающая функция заключается еще и в том, что контроль является первым самым важным видом отчетности, которой подвергаются учащиеся. Результаты их индивидуальных усилий становятся предметом общественного суждения и оценки, что имеет большое воспитательное значение.

М.Е.Брейгина выделяет еще  одну функцию контроля – управленческую [8, 22-24]. Эта функция является уникальной, она пронизывает весь педагогический процесс. Значение данной функции контроля определяется тем, «в какой мере с помощью контроля обеспечивается грамотное протекание процесса обучения» [56, 33] .Управленческая функция контроля реализуется при соблюдении ряда условий, одно из которых состоит в том, что все звенья педагогического процесса должны функционировать с учетом данных, поступающих по каналам обратной связи. Управленческая функция проявляется на основе планируемого учебного процесса при взаимодействии учителя и ученика. Педагогическое управление данным процессом связано, главным образом, с текущим контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи.

 

 

1.3. Виды и формы контроля

 

Весьма аргументированным  и научно обоснованным, на наш взгляд, является подход к решению вопроса  о видах контроля, предложенный З. К. Мажуолене. Тот или иной вид  контроля выделяется ею в зависимости  от цели его проведения [29, 19]. Одновременно данный подход базируется на рассмотрении контроля как органического компонента педагогического процесса на разных этапах его реализации: перед началом обучения, в ходе обучения, после завершения какой-либо части обучения и в конце обучения. Соответственно этому З.К.Мажуолене выделяет пять видов контроля:

1. контроль готовности  к овладению деятельностью (предваряющий);

2. контроль готовности  к учебной деятельности (как часть

учебного процесса);

3. контроль процесса овладения  компонентами деятельности (в

ходе учебного процесса);

4. контроль результатов  учебной деятельности (как часть  учебного процесса);

5. контроль результатов  учебной деятельности (после завершения  учебного процесса) [29, 19].

Как видно из приведенного перечня видов контроля, первый и  последний его виды имеют место  за рамками учебного процесса и могут  рассматриваться как факультативные. Свидетельством этого является наличие (отсутствие) экзаменов после того или иного года обучения иностранному языку, отсутствие возможности контроля овладения иностранным языком у  приступающих к его изучению.

Что касается остальных трех видов контроля, то они достаточно широко используются сегодня в практике обучения иностранному языку в школе  и поэтому будут интересовать нас в первую очередь.

Рассмотрим каждый из трех названных видов контроля.

1. Контроль готовности  к учебной деятельности.

Задачи данного вида контроля: 1. выявление готовности к конкретной учебной деятельности; 2. установление причин и характера полной или частичной неготовности к ней; 3. непосредственное управление учебным процессом. Учитывая эти задачи, можно утверждать, что контроль данного вида является одним из обязательных условий успешности последующей активной учебной деятельности.

2. Контроль процесса  овладения компонентами деятельности.

 Данный вид контроля  имеет место в ходе активного  обучения ‒ ознакомления учащихся с деятельностью, подготовки к ней и самой деятельности иноязычного общения.

Как известно, при введении нового материала происходит его  предъявление обучаемым, т.е. ознакомление учащихся с его значением, формой и употреблением, причем, каждый из этих этапов, сколько бы времени  он не занимал, сопровождается тренировкой, цель которой ‒ усвоение того или иного аспекта нового языкового явления. Такая речевая деятельность, как выработка языковых навыков и речевых умений, имеет место в процессе подготовки к иноязычному речевому общению. Эта подготовка должна сопровождаться адекватным контролем. То же относится и к самой иноязычной речевой деятельности, практика в которой также контролируется данным видом контроля. Таким образом, «практическое осуществление каждой из задач урока должно контролироваться путем использования целесообразных форм и приемов» [41, 15]. Следовательно, данный вид контроля имеет место на каждом занятии, сопровождает все виды учебной деятельности, проверяя эффективность процесса усвоения языкового материала и функционирования речевого общения [51, 8], то есть не прерывая процесса обучения, не нарушая его логической структуры, предоставляет в распоряжение учителя возможность соответствующим образом управлять обучением. Этот вид контроля имеет еще одно очень важное значение: помимо поэтапного установления соответствия между намеченной целью и достигнутым результатом он призван «предупреждать забывание знаний, угасание навыков и умений» [35, 17]. В задачи контроля данного вида входит непосредственное управление и руководство учебным процессом, а главными его функциями являются обучающая, управляющая, стимулирующая и воспитывающая.

3. Контроль результатов  учебной деятельности.

Этот вид контроля еще  называют периодическим или тематическим. Он предусматривает проверку усвоения и овладения учащимися определенными  знаниями, навыками и умениями в  результате изучения достаточно большого объема материала, темы, подтемы, раздела [30, 46]. Значение данного вида контроля трудно переоценить, поскольку он дает возможность уточнить состояние приобретенных знаний, навыков и умений, привести их в систему, расширить, дополнить, что, в целом, позволяет поднять их на качественно новый уровень [24].

В задачи контроля данного  вида входит выявление результатов  учебной деятельности и управление учебным процессом, а главными функциями  являются диагностическая, управляющая, корректирующая, мотивирующая.

Итак, мы рассмотрели виды контроля, обратимся теперь к анализу  форм контроля.

Понятие «форма контроля» трактуется по-разному. В педагогической литературе можно встретить следующую формулировку: «Формы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками» [35, 124]. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. П.И.Пидкасистый под формами контроля понимает «систему последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса» [38, 355].

На основе данных определений  можно заключить, что под термином «форма контроля» подразумеваются  разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. Например, при осуществлении предварительного контроля могут использоваться тесты  или собеседование (здесь имеется  в виду, что учащиеся уже изучали  иностранный язык, и нужно выяснить степень их владения этим языком). Если же учащиеся только приступают к изучению иностранного языка, то перед началом  изучения необходимо проверить их индивидуальные особенности такие, как память, внимание, интересы, фонематический слух, общее  развитие и т.д. [21, 32].

Что касается текущего контроля, то в процессе его осуществления, используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Контрольные задания и  тесты могут быть формами и  периодического контроля. Как форма  итогового контроля может выступать  экзамен. Следует помнить, что все  формы контроля могут быть как  устными, так и письменными.

В современной педагогической и методической литературе можно  встретить следующие формы контроля:

•  устный контроль (опрос) или собеседование;

•  письменный контроль (контрольные работы или задания);

•  тестирование.

Также формы контроля могут  быть:

•  индивидуальные или фронтальные;

•  одноязычные или двуязычные.

М.Е.Бабанский к формам контроля причисляет программированный и лабораторный контроль [3]. Соотношение видов и форм контроля можно представить следующей таблицей:

Таблица №1

Соотношение видов  и форм контроля

Вид контроля 

Формы контроля

предварительный

Тестирование – а) индивидуальное;

б) письменное;

Собеседование – а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

текущий

опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

периодический

опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование

итоговый

контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен


      

Рассмотрим несколько подробнее данные формы контроля.

Опрос. Это широко известная и распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанный с ходом урока. Она является наиболее адекватной формой контроля знаний учащихся. Нужно приветствовать применение устной проверки, так как контроль должен проводиться в той же форме, что и обучение, поэтому для проверки умений и навыков устной речи, следует применять устные формы контроля.

При устном опросе устанавливается  непосредственный контакт между  учителем и учеником, в процессе которого учитель получает широкие  возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учеником учебного материала. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма работы – беседа, в которой учитель задаёт учащемуся вопросы и ожидает от него ответа. Это может быть рассказ ученика по определенной теме, объяснение или сообщение.

В методике различают разные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный.

Фронтальный опрос обычно имеет место на уроке, когда учитель опрашивает учащихся всей группы. Такая форма контроля может проводиться несколько раз в течение урока [41, 14]. Она имеет определенные достоинства и недостатки. К её положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех учащихся группы, интенсивную активизацию их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено на той работе, которая ведется в группе.

Информация о работе Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе