Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:06, дипломная работа
Нас в данной работе интересует начальный этап обучения иностранному языку, так как на этом этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, формируется сознание личности, ее способность быть социально-мобильной и «входить» в открытое информационное пространство. Кроме того, интерес младших школьников к иностранному языку делает начальную школу благоприятной для приобщения детей к другому языку и другой культуре. Большая роль в этом отводится контролю как компоненту учебного процесса. Все изложенное выше определило цель данного исследования – выявление специфики коммуникативно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку на начальном этапе средней школы.
Суммируя предлагаемый подход к контролю рецептивных речевых умений, хотелось бы подчеркнуть следующее. Во-первых, объекты контроля носят комплексный характер, т.е. имеют много составляющих. Во-вторых, для того чтобы получить достаточно полную картину овладения тем или иным видом иноязычной речевой деятельности, желательно сочетать выполнение акта речевого взаимодействия в условиях, приближенных к реальному общению, с выполнением разнообразных чисто контрольных действий, обеспечивающих полноту и разносторонность характеристик достигнутого умения.
Включенность в процедуру проверки интересующих нас объектов контроля обеспечивается для продуктивных видов речевой деятельности путем соответствующей формулировки коммуникативного задания, для рецептивных видов речевой деятельности – путем подбора текстов соответствующей сложности и заданий к ним, а также методом создания условий речевосприятия, обусловленных требованиями к обученности школьников.
Выводы по главе 2
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. В основе коммуникативного подхода к обучению лежат равноправные партнерские отношения учителя и учащихся, сохранению которых при контроле способствует преобладание скрытой формы контроля над открытой. Суть скрытого контроля сводится к тому, что при его осуществлении контролирующая деятельность преподавателя остается скрытой от учащихся и при этом органично вплетается в общение. Для педагогического общения характерны три стороны контроля: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона
выражается как в обмене информацией
при ответах обучающихся, так
и в сообщении дополнительной
информации учителем и в его оценке.
Интерактивная сторона контроля
есть не что иное как взаимоотношения
учителя и учеников. Их доверительности
способствует подбадривание и стимулирование
учащихся во время ответов со стороны
учителя. На перцептивную сторону контроля
влияют взаимовосприятие и взаимопонимание
в системе «учитель-учащийся». Все три
стороны контроля в единстве смогут изменить
характер педагогического общения и сделать
его коммуникативно-
2. Система контроля устного общения направлена на проверку способности обучающихся решать различные коммуникативные задачи и достигать при этом коммуникативной цели. Реализация устного контроля предусматривает создание условий, направленных на активизацию учащихся и раскрытие их возможностей. Обучение говорению и контроль как компонент этого обучения являются адекватными целям в том случае, если они способствуют формированию и формулированию мыслей на иностранном языке, в результате чего имеет место речемыслительный акт, осуществляющий общение.
3. Процесс порождения
речи осуществляется
4. Различают монологическую
и диалогическую речь. Контролируя
умения в устной
5. Рецептивные умения предполагают восприятие и понимание связного иноязычного текста при чтении и аудировании, а также понимание собеседников в диалоге и при групповом общении. Процесс и результат понимания в рамках всех этих видов речевой деятельности характеризуются как общими, так и некоторыми специфическими чертами.
При контроле чтения и аудирования важную роль играет формулировка контрольного задания: она должна четко конкретизировать контролируемый объект и уточнять условия выполнения задания. Ввиду того, что объекты контроля имеют много составляющих, они носят комплексный характер. Полнота и разносторонность характеристик достигнутого умения обеспечиваются благодаря выполнению разнообразных контролирующих заданий.
Информация о работе Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе