Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Нас в данной работе интересует начальный этап обучения иностранному языку, так как на этом этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, формируется сознание личности, ее способность быть социально-мобильной и «входить» в открытое информационное пространство. Кроме того, интерес младших школьников к иностранному языку делает начальную школу благоприятной для приобщения детей к другому языку и другой культуре. Большая роль в этом отводится контролю как компоненту учебного процесса. Все изложенное выше определило цель данного исследования – выявление специфики коммуникативно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку на начальном этапе средней школы.

Файлы: 1 файл

глава 1,2.docx

— 99.20 Кб (Скачать файл)

Суммируя предлагаемый подход к контролю рецептивных речевых  умений, хотелось бы подчеркнуть следующее. Во-первых, объекты контроля носят комплексный характер, т.е. имеют много составляющих. Во-вторых, для того чтобы получить достаточно полную картину овладения тем или иным видом иноязычной речевой деятельности, желательно сочетать выполнение акта речевого взаимодействия в условиях, приближенных к реальному общению, с выполнением разнообразных чисто контрольных действий, обеспечивающих полноту и разносторонность характеристик достигнутого умения.

Включенность в процедуру  проверки интересующих нас объектов контроля обеспечивается для продуктивных видов речевой деятельности путем  соответствующей формулировки коммуникативного задания, для рецептивных видов речевой деятельности – путем подбора текстов соответствующей сложности и заданий к ним, а также методом создания условий речевосприятия, обусловленных требованиями к обученности школьников.

 

 

Выводы по главе  2

 

На основании изложенного  выше можно сделать следующие  выводы:

1. В основе коммуникативного подхода к обучению лежат равноправные партнерские отношения учителя и учащихся, сохранению которых при контроле способствует преобладание скрытой формы контроля над открытой. Суть скрытого контроля сводится к тому, что при его осуществлении контролирующая деятельность преподавателя остается скрытой от учащихся и при этом органично вплетается в общение. Для педагогического общения характерны три стороны контроля: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона  выражается как в обмене информацией  при ответах обучающихся, так  и в сообщении дополнительной информации учителем и в его оценке. Интерактивная сторона контроля есть не что иное как взаимоотношения учителя и учеников. Их доверительности способствует подбадривание и стимулирование учащихся во время ответов со стороны учителя. На перцептивную сторону контроля влияют взаимовосприятие и взаимопонимание в системе «учитель-учащийся». Все три стороны контроля в единстве смогут изменить характер педагогического общения и сделать его коммуникативно-ориентированным.

2. Система контроля устного общения направлена на проверку способности обучающихся решать различные коммуникативные задачи и достигать при этом коммуникативной цели. Реализация устного контроля предусматривает создание условий, направленных на активизацию учащихся и раскрытие их возможностей. Обучение говорению и контроль как компонент этого обучения являются адекватными целям в том случае, если они способствуют формированию и формулированию мыслей на иностранном языке, в результате чего имеет место речемыслительный акт, осуществляющий общение.

3. Процесс порождения  речи осуществляется одновременно  на нескольких уровнях, между  которыми действует система переходов.  Различают три уровня говорения  на иностранном языке: уровень репродуктивной речи, смешанной речи и продуктивной речи. Самым высшим уровнем является уровень продуктивной речи. Он соотносится со свободным изложением мыслей средствами иностранного языка и характеризует творчество говорящего, т.е. свободное изложение мысли средствами иностранного языка. В основе высказываний на этом уровне лежит языковой и речевой опыт говорящего, поэтому высказывания данного уровня содержат элементы оценки, личного отношения к фактам, событиям, обстоятельствам.

  4. Различают монологическую  и диалогическую речь. Контролируя  умения в устной монологической  речи, следует иметь в виду  как качественные характеристики (соответствие поставленной коммуникативной  задаче, смысловую завершенность, цельность высказывания, выражение собственного мнения, логичность высказывания и т.д.), так и количественные характеристики (объем высказывания, наличие различных моделей фраз, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации не нарушается и т.д.). Контроль умений в диалогической речи предполагает контроль умения реагировать инициативной репликой на предложенную ситуацию общения и ответной репликой на инициальную с учетом ситуации. Беседы учащихся должны отвечать заданной ситуации и содержать определенное количество фраз, построенных по изученным моделям. Основными приемами контроля диалогической речи являются беседа по ситуации, ролевая игра, скетч, дискуссия, «круглый стол», а монологической речи – выступление по теме/ситуации, рассказ по картинке, пересказ текста по ключевым словам, выделение главного, комментарий поведения главных героев или событий, отраженных в тексте.

5. Рецептивные умения предполагают восприятие и понимание связного иноязычного текста при чтении и аудировании, а также понимание собеседников в диалоге и при групповом общении. Процесс и результат понимания в рамках всех этих видов речевой деятельности характеризуются как общими, так и некоторыми специфическими чертами.

При контроле чтения и аудирования  важную роль играет формулировка контрольного задания: она должна четко конкретизировать контролируемый объект и уточнять условия выполнения задания. Ввиду того, что объекты контроля имеют много составляющих, они носят комплексный характер. Полнота и разносторонность характеристик достигнутого умения обеспечиваются благодаря выполнению разнообразных контролирующих заданий.


Информация о работе Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе