Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:28, курс лекций
Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
Методы записи интонации.
Функции просодии.
Функции интонации
Что касается просодических характеристик:
Громкость относительно стабильная и нормальная, но в пределах фоноабзаца постепенно уменьшается. Т.о., легко заметить границы между последней и первой интонационными группами 2 соседних фоноабзацев по контрасту громкости. То же самое можно сказать об уровнях и диапазонах: они отчётливо снижаются внутри фоноабзаца.
Скорость высказывания нормальная или замедленная, без заметных изменений. Вместе со средней долготой пауз можно назвать общий темп речи умеренным.
Ритм можно охарактеризовать как
систематический, чётко организованный,
межпаузальные интервалы
Одним из основных стилеразличительных признаков на просодическом уровне является акцентуация семантических центров. Она выражается при помощи терминальных тонов, предъядерных шкал, колебаний высоты и диапазона тона на ударных слогах в виде колебаний громкости, а, также, при помощи контраста между ударными и неударными сегментами высказывания.
Терминальные тоны обычно представлены низким нисходящим тоном: иногда встречаются высокие падения, их использование напрямую передаёт некое значение; в незаконченных сегментах часто употребляются средний ровный тон и низкий восходящий тон:
The →most ‘interesting and bi’zarre time of the year to visit ,Cambridge│ is during ,May Week.││
Предъядерная шкала не варьируется значительно, превалируют нисходящие и ровные типы. Для читающего характерны падения в пределах интонационной группы:
The \paradox is \pleasantly \quaint,│ but is \also \in a way \apt.││
Контраст между ударными и неударными сегментами фразы невелик, это признак зачитывания в целом; фразовое ударение нецентрализованно, т.е. распределяется по ударным слогам предъядерной шкалы.
Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания информативно-описательных обучающих текстов.
тембр |
Бесстрастный, сдержанный, звучный | |
делимитация |
Фоноабзацы – фразы – | |
Просодические признаки – маркеры стиля |
Громкость |
Нормальная по всему тексту, изменяется на границах фоноабзаца |
Диапазоны и регистры тона |
Понижаются к границам фонаабзаца | |
скорость |
Нормальная (умеренная), не меняется | |
паузы |
В основном синтаксические, нормальной долготы, иногда эмфатические для семантической акцентуации | |
ритм |
Систематический, хорошо организованный, изохронный; децентрализованное фразовое ударение. | |
Акцентуация семантических центров |
Терминальные тоны |
Общее употребление конечных категоричных тонов; в незаконченных сегментах - средний ровный и низкий восходящий тон |
Предъядерные шкалы |
Общее употребление нисходящих и ровных шкал, либо несколько падений в пределах одного межпаузального сегмента | |
Контраст между ударными и неударными сегментами |
Не большой |
Информативно-описательный обучающий монолог.
Продемонстрируем различия на просодическом
уровне между монологом и диалогом
на примере спонтанного
May week in Cambridge.
→As you probably ‘know │the uni\versities of ‘Oxford and ,Cambridge│ are the_2 ‘oldest universities in ‘England ││and be→cause of >that│, because of their ,age│ they have →many tra,ditionsﻜ which to ,foreigners ﻜ might _appear to be very ,strange. ││ →One of these tra>ditions │is ‘May Week in ‘Cambridge.││ This is par’ticularly ,strange │ as it \doesn’t ,happen in /May │and is \not in ‘fact a \week.││ It \stretches ‘over \2 ‘weeks, │the \7th and ‘8th weeks of the \term.││ There is \no ‘real’ reason \for calling it May /Week │and per>haps ﻜ it is \heralding the ‘coming of \May │ which is till \then ‘being ig>nored ﻜ in \favour of ‘more \serious matters ﻜ like exami\nations.││ There are →many different ac,tivities ﻜ which _go on during \May /Week │ for the \most ‘part there are ‘many >plays │put on by indi\vidual ‘college so/cieties,│\very often ‘taking place out,doors ﻜ in →College \gardens.││ There are \also \rowing races│with →crews of \eight ﻜ competing in \bumping races.││ What I →mean \bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \boat ﻜ in \front of you ﻜ on the →Cam \river. ││
\Personally ﻜ I come from \Oxford University, │so → I know ↑far more about \Oxford.││ In >Oxford │we don’t have a \May /Week.││ We \work until the end of the \eighth week│when exami→nations \finish and │it is →not until \then │that we >have our e\quivalent of May Week│when _similar ,things take \place.
Цель коммуникации в описанном окружении объясняет деловой, бесстрастный отрешённый тембр, который, однако, меняется, когда говорящий рассказывает о собственных впечатлениях и звучит заинтересованно.
Делимитация звучащих текстов зависит от степени спонтанности. Основной единицей монологического звучащего текста является фоноабзац, а его длина сильно варьируется, сильнее, чем при зачитывании. Как и в устной речи, правила синтаксиса соблюдаются не всегда, абзац разбиваются на высказывания, которые не совпадают с предложениями. Паузы в конце фразы носят необязательный характер, хезитационные паузы часто разбивают синтагму на несколько интонационных групп, при чём это может происходить как преднамеренно, так и нечаянно. Паузы могут быть заполненными и пустыми:
What I →mean \bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \boat ﻜ in \front of you ﻜ on the →Cam \river. ││
Поскольку речь адресована сравнительно небольшой группе людей, текст в целом, читается с нормальной громкостью, которая сильно не меняется, но уменьшается к концу абзаца. Увеличение громкости особенно заметно в начале фоноабзаца и на эмфатических коммуникативных центрах. То же самое относится к изменениям диапазона и регистра тона. Они увязывают последовательности тоногрупп в единицы более высокого уровня.
Скорость речи заметно меняется. В большинстве случаев она нормальная, но увеличивается на менее значимых сегментах и уменьшается на эмфатических центрах фразы.
Долгота паузы зависит от синтаксической и семантической ценности, максимальная пауза стоит на границе абзаца.
Данный произнесённый монолог характеризуется не систематической ритмичностью, субъективной изохронией; ритмичность внутри фоноабзаца достигается за счёт альтернации всех просодических параметров.
Семантические центры всех сегментов
речи выделяются с помощью всего
инвентаря просодических
In >Oxford │we don’t have a \May /Week.││
Типы предъядерных шкал разнообразны: доминируют ровные шкалы с единственным ударным слогом, иногда появляются слоги с второстепенным ударением. Нисходящие шкалы могут нарушаться внезапным подъёмом:
\Personally ﻜ I come from \Oxford University, │so → I know ↑far more about \Oxford.││
Поскольку монолог довольно спонтанный, контраст между выделенными и невыделенными сегментами очень ярок; централизованный тип фразового ударения выделяет семантические центры.
This is par’ticularly ,strange │ as it \doesn’t ,happen in /May │and is \not in ‘fact a \week.││
Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога
тембр |
Бесстрастный, деловой, сдержанный, иногда заинтересовванный | |
делимитация |
Фоноабзац – фраза – интонационная группа; многочисленные хезитационные и дыхательные паузы (заполненные и пустые) разбивают фразу на интонационные группы, нарушая их синтаксическую целостность. | |
Просодические признаки * маркеры стиля |
громкость |
Нормальная, контрастная на границах фоноабзаца, уменьшается к концу фоноабзаца, увеличивается на семантических центрах |
Диапазон и регистры тона |
Понижаются и меняются в пределах абзаца, изменения связываю несколько последовательностей единиц в более крупную | |
скорость |
Меняется, замедляется на семантических центрах | |
паузы |
Различны, долгота зависит от синтаксической и семантической значимости сегмента, максимально долгие паузы на границах фоноабзаца. | |
ритм |
Несистематический, субъективно-изохронный, централизованное фразовое ударение, ритмичность в фоноабзаце достигается за счёт альтернации всех просодических средств | |
Акцентуация семантических средств |
Терминальные тоны |
Общее использование конечных категорических падений на семантических центрах, падения в середине тоногруппы, средний ровный и низкий восходящий тоны в срединных тоногруппах, выразительность за счёт высоких резких (для мужского голоса) падений. |
Предъядерная шкала |
Разнообразны, общее использование ровных шкал с единственным ударным слогом; нисходящие прерванные шкалы | |
Контраст между выделенными и невыделенными сегментами |
Большой, достигается за счёт централизованного фразового ударения, увеличения громкости, повышения регистра и диапазона голоса на семантических центрах, высоких категоричных падений; эмфатическое ударение на центрах и сочетание прочих просодических параметров. |
Наша задача состоит в теперь сопоставлении инвариантных характеристик 2 модификаций языка в пределах данного регистра (стиля) – обучающий описательный монолог. Попробуем обобщить результаты.
Информативные диалоги
Следующим шагом в описании стиля будет анализ довольно официального текста, управляемого двумя говорящими. Но, прежде всего, рассмотрим все возможные виды диалога. Диалог является широко распространённой формой речи, в силу своей внутренней гибкости он представлен огромным разнообразием конкретных реализаций. Фонетисты до сих пор не пришли к окончательному соглашению, а что же имеется в виду пол разными видами диалога? Очевидно, что различие должно проявиться на фонологическом уровне. Последние экспериментальные исследования подтверждают это предположение, однако помимо чётких отличительных признаков существуют пограничные, с помощь которых можно наблюдать, как диалог перерастает в дискуссию или разговор на профессиональные темы.
Отличительными признаками диалога от монолога являются следующие:
Отсюда можно выделить следующие типы диалога:
Естественно, маркеры этих типов будут представлены на просодическом уровне.
Данная классификация не окончательна, вряд ли такая вообще существует.
Сконцентрируем наше внимание на первом типе, поскольку все эти диалоги принадлежат сфере информативного дискурса, а прочие типы подождут дальнейшего описания.
Хотелось бы заметить, что диалог противопоставлен беседе с целью обмена информацией на всех уровнях лингвистического анализа.
Эти беседы отличаются и от дискуссий по степени серьёзности предмета обсуждения и официальности повода, причём необходимо принять во внимание несегментные просодические корреляции. Тем не менее, все виды диалога, имеют общие черты, отличающие их от монолога. Рассмотрим эти черты.
Во-первых, диалог – это скоординированная одновременная речь 2х участников, либо говорящего и слушателя. Т.о., осуществляется фактический контакт. Примечательно то, что в любом успешном диалоге между отправителем и реципиентом имеют место отношения «дай» - «возьми».
Функция привлечения внимания реализуется при помощи разнообразных вопросов, переспросов для выражения интереса и ведения диалога к нужной теме, также при помощи высказываний вербального либо невербального характера. Общение может быть настолько тесным, что говорящие иногда говорят одновременно. По просьбе слушателя может иметь место сжатое повторение сказанного. Высказывания обоих участников обычно незавершённые, поскольку благодаря контексту им абсолютно ясно, что имеется в виду, и, т.о., вербальное выражение этой информации становится излишним.
Хезитационные явления имеют огромное значение при решении вопроса о приемлемости \ неприемлемости языковых средств. Неуверенность речи особенно сильно проявляется в процессе мышления и подыскивания слов. Беззвучная хезитация встречается так же очень часто, употребляется непреднамеренно и не только в местах основных грамматических сочленений, где употребление являются признаком письменного текста, прочитанного вслух. Голосовая хезитация представлена протяжностью гласных, вербальными и невербальными «заполнителями»: er, ehm, mm.
Все виды диалога объединяются посредством невербальной коммуникации – выражением лица (приподнятая бровь; взгляд, брошенный на собеседника), жесты, движения тела и звуки ( свист, неестественное покашливание, фыркание, шмыгание, смех и прочие паралингвистические средства).