Лекции по "Теоритической фонетике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:28, курс лекций

Описание работы

Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
Методы записи интонации.
Функции просодии.
Функции интонации

Файлы: 1 файл

теорит фонетика.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Какова же фоностилистическая характеристика оппозиции: информативно-описательный текст  -  зачитывание новостей?

  1. Тексты для вещания и газетные статьи передают в основном интеллектуальную информацию в виде фактических утверждений, передача отношения и выразительность носят второстепенный характер.
  2. просодические параметры этих 2 регистров отличаются мало; при зачитывании новостей типы шкал и паузы нарушают монотонность речи и привлекают внимание слушателя к наиболее важным фрагментам речи. Особенно часто это происходит при перечислении. Для диктора очень важно выделить начало о конец каждого новостного пункта.
  3. Тембр голоса имеет огромное значение при зачитывании новостей. Именно он создаёт впечатление равнодушия, бесстрастности и нейтральности. Однако при освещении трагических событий в передаче смысла задействуются все просодические средства.
  4. В зачитывании новостей чаще применяется прерванная нисходящая шкала и Fall-Rise в начальной интонационной  группе.
  5. Паузы в этом регистре дольше, общий темп быстрее, чем при описательном чтении.
  6. «Вещательное зачитывание» более чётко организовано ритмически. Опытные дикторы способны передавать смысл текста, контролируя ритм своей речи.

 

Конечно, мы описывали «близкие к  идеальным» образцы речи. Другие упоминавшиеся сферы дискурса: обсуждение событий по ТВ, их комментирование, разговор со слушателем, круглый стол с комментаторами  и др.особо не отличаются от проанализированных выше моделей описательного регистра. Либо, если изменения велики, то произойдет смена стиля. По этой причине трудно сказать, каковы же основные стилевые признаки у таких текстов. Можно выделить их по  характеру описываемой информации: интеллектуальная, эмоциональная и волеизъявительная.

В обстановке стилистической свободы в эфире трудно определить чёткую принадлежность того или иного диалога какому-то стилю, несомненно, это задача будущих исследователей.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 16.

 

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ.

Академический стиль.

 

Фоностилисты описывают этот стиль одновременно как информативный и волеизъявительный. Он определяется целью коммуникации, поскольку в задачи говорящего входит и привлечение внимания слушателей, и установление тесных контактов с аудиторией, и направление внимания слушателей на основную мысль текста. Этот стиль можно встретить в лекциях, научных дискуссиях, на конференциях, семинарах и в классах. Поскольку пользователи этого стиля  заинтересованы в вовлечении слушателей в разговор, можно считать этот стиль довольно эмоциональным.

Все вышеупомянутые сферы дискурса имеют много общего, поскольку  подвергаются одинаковому воздействию  извне; различия между ними обусловлены  личностью говорящего, его профессией,  ситуацией и т.д.

В самом чистом виде академический  интонационный стиль проявляется в лекции. Понятие «лекция» покрывает несколько более узких понятий. Иногда под лекцией понимается ораторское выступление, призванное скорее развлечь, чем информировать, поэтому между разными регистрами академического стиля можно наблюдать значительное взаимоналожение.

Идеальной моделью научной беседы можно считать академическую, информативного плана лекцию, зачитанную вслух, или  пересказанную, с опорой на записи, когда лектор пытается четко изложить свои мысли. Равновесие между формальностью  и неформальностью устанавливается в пользу последнего.

Реализации этого стиля не так  многочисленны, у информационного, хотя сферы дискурса достаточно разнообразны. См. таб. 1

Обрисовав контуры стиля, сконцентрируем наше внимание на академических лекциях  или фрагментах научной прозы.

Начнём с того, что ни одна лекция не будет спонтанной, даже если её читают без использования записей; поскольку  лекции всегда готовят заранее. Т.о., лекция – это письменная речь, зачитанная вслух, следовательно, она очень  близка чтению научной прозы.

Как уже было сказано, лекцию либо зачитывают полностью, либо рассказывают с опорой на записи; и чем чаще говорящий обращается к записям, тем впечатление меньшей спонтанности он производит.

Ниже приводится пример лекции, зачитанной вслух перед довольно многочисленной аудиторией.

См. пример №3.

Это лекция посвящена росту и  развитию Лондона,  лектор хорошо разбирается  в теме в своём предмете, поэтому  звучит очень уверенно и спокойно, свободно ориентируется в материале. Его цель – проинформировать, а не развлекать, донести смысл до аудитории, завоевать её внимание и интерес, установить с ней особый заранее обдуманный контакт.

Результат его попыток контролировать внимание слушателей можно увидеть  в риторических формах речи, когда  он напрямую обращается к ним или спрашивает их, с тем, чтобы убедиться в их готовности воспринять его мысль:

 

I’d like to consider what happened as the two towns began to expand. What do you think the main consequences of the expansion were?

 

Для контроля над аудиторией и её понимаем, лектор обрисовывает пункты, которые он собирается осветить, использует все виды фраз для разъяснения свой позиции и подчёркивает каждый новый поворот в тексте:

  • You will all have seen from the handouts which you have in front of you that I propose to divide this course of lectures on the urban and architectural development of London into 3 main sections and perhaps I could just point out, right at the beginning that there will be a good deal of overlap between them.
  • Indeed I would go as far as to say…
  • Now by way of introduction I’d like to try and give some indication of…
  • Now in my text I hope to demonstrate in detail…

Отношения между лектором и  аудиторией довольно официальные, степень формальности не меняется, хотя говорящий полон  энтузиазма.

Текст разделяется на единицы, характерные  для любого монолога.

Анализ просодических характеристик  текста и сообщений о последних  исследованиях в данной области  позволяет нам сделать вывод  о том, что  научный интонационный  стиль (лекции, доклады, пояснения, интервью и т.д.) обычно характеризуются следующими параметрами: 

Инвариант фоностилистических признаков зачитывания в академическом  стиле. таб.2

тембр

Уверенный, властный, внушающий, поучающий

делимитация

Фоноабзацы – фразы – интонационные  группы

Просодические признаки – маркеры  стиля

Громкость

повышенная

Диапазоны и регистры тона

Заметно меняются в пределах фоноабаца, Понижаются к границам фоноабзаца

скорость

Нормальная, медленная на самых  важных моментах лекции (правила, выводы, заключении, примеры) – т.е зависит от лектора.

паузы

Довольно долгие, особенно между  фоноабзацами, большая доля пауз призвана показать коммуникативно значимые фрагменты  высказывания, спорадические дыхательные  паузы.

ритм

Систематический, хорошо организованный, особенно на правилах, выдержках из законов, выводах.

Акцентуация семантических центров

Терминальные тоны

Высокая доля сложных терминальных тонов (High Rise + Low Rise, Fall-Rise,Rise-Fall-Rise), большое количество высоких категоричных падений

Предъядерные шкалы

Частое употребление падающей и  ступенчатой шкал, чередование восходящих и нисходящих шкал, особенно при  перечислениях.

Контраст между ударными и неударными сегментами

Не большой

 

 


 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ СФЕРЫ  ПРИМЕНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СТИЛЯ (таб.1)

 

Письменная модификация языка 

Устная модификация языка 

монолог

диалог

монолог

диалог

полилог

На публику

На публику

На публику

Частная беседа

На публику

Частная беседа

На публику

Частная беседа

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Спонтан.

Подгот.

Спонтан.

Чтение лекций, научных докладов по радио или ТВ.

Зачитывание примеров ответах на конференциях и интервью

-

Научные беседы и объяснения на семинарах  и  в классе

Объяснения на семинарах, ответы в интервью, на конференциях

Ответ на экзаменах

Ответ на экзаменах

Интервью в ТВ студии

Интервью, беседы на научных конференциях, конгрессах

Беседа на экзаменах, на научной  конференции

Интервью, беседа на экзамене, на конференции, собрании

Дискуссии на радио и ТВ, на конференциях, на семинарах

Дискуссии на конференциях, конгрессах, семинарах, в ТВ студиях

-

Дискуссии на конгрессах, конференциях


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотелось бы уточнить, что в рамках любого регистра научного дискурса обязательно  возникают фоностилистические отклонения, однако лектор не должен впадать в крайности, иначе произойдет диффузия стилей (использование моделей публицистического или ораторского стиля).

Сопоставим просодические параметры  зачитывания академической лекции и описательного текста.

В результате анализа можно выделить признаки, присущие только академическому стилю, отличающие его от других.

  1. Научный (академический) текст, зачитанный вслух перед аудиторией, передаёт как чисто фактическую, так и волеизъявительную информацию, поэтому наибольшую важность приобретают такие функции интонации как передача отношения говорящего и его эмоций.
  2. Лектор всегда звучит уверенно, авторитетно, поучающее, потому что выступление научного характера должно быть хорошо подготовлено и даже отрепетировано.
  3. Лектор всегда звучит намного громче, чем тот, кто зачитывает простой информативный текст, поскольку любое публичное выступление происходит перед значительной аудиторией. Примеры пониженной громкости можно найти только во фразах, выражающих неуверенность; в случаях забывчивости, поиска слов.
  4. Просодические признаки академического стиля довольно разнообразны, поскольку интонация отражает попытки лектора ясно и чётко передать свою мысль и сохранить при этом равновесие между официальностью и неофициальностью. Разнообразие признаков создаётся за счет:
    • чередования пауз, типов шкал, уровня тонов и терминальных тонов.
    • Разнообразие темпа помогает слушателю отличить более важный фрагмент от менее важного – обычно говорящий замедляет темп на новом правиле, термине, научном законе.
  5. Ритмическая организация научного текста всегда чётко организована за счёт чередования всех просодических средств, что даёт впечатление «ритмичности» речи.
  6. Высокие нисходящие и нисходяще-восходящие тоны применяются как для логического, так и для контрастного выделения.

 

В заключение,  хотелось бы повторить, что когда мы выбираем для репрезентации  академический стиль, то отклонения от него будут неизбежны. Однако задача состоит в том, чтобы удержаться в рамках этого стиля, не переборщив с контрастами темпа, громкости, высоты тона и прочих ораторских приемов.

 

Публицистический стиль.

 

Термин «публицистический» используется для обозначения многих видов  ораторской деятельности, вот почему этот интонационный стиль часто  называют «ораторским». Это очень широкое понятие, потому что между академическим, ораторским и публицистическим стилями существует много общего в тех случаях, когда цель говорящего состоит в том, чтобы убедить слушателей и оказать на них эмоциональное влияние, а так же в тех случаях, когда основной в тексте является информация о волеизъявительного, советующего характера. В публицистике этот эффект достигается не только за счёт аргументации, как в рамках академического стиля, или за счёт воображения, как в ораторском стиле, но и за счёт непосредственно ораторских приёмов. Эти приёмы рассчитаны не только на  то, чтобы развлечь аудиторию, но и на то, чтобы навязать ей идею говорящего.

Особенно это заметно в политических обращениях к нации, которые перегружены  ораторскими приемами всех видов, в которых используются разнообразнейшие просодические средства, чтобы произвести наиболее впечатляющий голосовой эффект. 

Отсюда часто ораторский стиль  называют волеизъявительным или стилем пожеланий.

Он появляется в политических, судебных, публичных выступлениях, в проповедях, парламентских дебатах, на конгрессах, встречах, пресс-конференциях, собраниях и т.д.

Давно известно, что ораторские навыки необходимо тренировать. Вот почему существовало и существует так много  разных школ и направлений в обучении говорить публично. В искусстве говорить публично главное значение отводится интонации, поскольку неправильное её использование может привести порой к неожиданным эффектам, когда говорящий звучит излишне пафосно.

Другой отличительный признак  данного стиля состоит в том, что речь в этом случае никогда не бывает спонтанной. Конечно, любое выступление – это некое путешествие, и его необходимо спланировать. Тем не менее, ораторам настойчиво рекомендуют не пользоваться записями во время выступления, поскольку они гасят интерес аудитории, и мысли, предположения и иллюстрации до слушателя просто не дойдут. Поэтому ораторам рекомендуется держать план выступления в уме и предварительно отрепетировать речь, чтобы сымитировать эффект спонтанности.

Как  уже было сказано, цель таких выступлений – воздействовать на слушателей эмоционально, вдохновить их, вдохнуть в них энтузиазм. Поэтому так важны сопровождающие движения: выражение лица, телодвижения, жесты. С другой стороны, ожидаемая реакция аудитории вдохновляет оратора на успешное продолжение. Политические и судебные выступления обычно характеризуются напористым и  живым  исполнением, для большей убедительности. Для них существуют определённые  грамматические конструкции, лексические  средства и интонационные модели – признаки именно этого стиля. Например,  одним из его наиболее заметных стилистических признаков является параллелизм – повторение синтаксических, лексических и просодических структур.

В основном, политические речи очень  официальны по стилю, с большим количеством «высоких» лексических единиц, клише и т.д. рассмотрим в качестве примера воображаемую политическую речь из учебника Advanced English Course:

Пример №1

The time has almost come, ladies and gentlemen, when the Government must ask you – the electors of Great Britain – to renew its mandate.  It is as a member of the government that I stand before you this evening, and the task I have set myself is to review many things which the Government has achieved since the last General Election and to outline the path which we hope to follow in the future, when, as I am confident will be the case, you return us to office with an even greater parliamentary majority.

No one will deny that what we have been able to do in the past five tears is especially striking in view of the crisis which we inherited from the previous Government. With wages and prices spiraling upwards; with a record trade deficit of hundreds of millions of pounds, and with the pound sterling afflicted by the evaporation of international confidence the country was then on the brink of financial disaster and economic collapse…

Информация о работе Лекции по "Теоритической фонетике"