Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:28, курс лекций
Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления.
Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.
Методы записи интонации.
Функции просодии.
Функции интонации
Необходимо отметить, что в публицистических речах другого рода – речах писателей, общественных деятелей, борцов за мир и т.п. отклонения от данной степени официальности могут быть ещё более заметными. В выступлениях такого рода можно услышать как крайне официальные языковые средства, так и вполне обычные, близкие к разговорному стилю, особенно когда говорящий приводит примеры, сравнения, цитаты или вставляет шутки. Хороший оратор всегда соблюдает необходимое равновесие между доступностью речи, соответствующим выговором, чувством собственного достоинства, официальностью и неофициальностью.
Кратко описав сферы применения публицистического стиля, сфокусируем наше внимание на его фоностилистических особенностях. См. таб.3.
Инвариант фоностилистических признаков публицистической речи. Таб.3
тембр |
Уверенный, лично заинтересованный, полный достоинства; в голосе огромное количество модальных оттенков | |
делимитация |
Фоноабзацы – фразы – интонационные группы | |
Просодические признаки – маркеры стиля |
Громкость |
Чрезвычайно повышенная, иногда понижается для выделения важных фрагментов и создания определённого психологического эффекта. |
Диапазоны и регистры тона |
Заметно меняются в пределах фоноабзаца, На первой интонационной группе очень высокий уровень. | |
скорость |
Умеренно медленная, замедляется на коммуникативно важных центрах, ускоряется на неважной информации. | |
паузы |
долгие между фоноабзацами, много дыхательных пауз, паузация определяется синтаксическими и семантическими причинами, межпаузальные сегменты довольно короткие, поэтому фразы перегружены паузами различной длины. Перед семантическим центром возможно прекращение фонации для выделения слов и фраз, беззвучные паузы создают эффект спонтанности; «риторическое молчание» оказывает на слушателей влияние. | |
ритм |
Систематический, хорошо организованный, эффект ритмичности достигается за счёт чередования ритмических групп. | |
Акцентуация семантических центров |
Терминальные тоны |
Самые выразительные, в незаконченных интонационных группах часто используется нисходяще-восходящий тон, терминальные тоны призваны различить официальные сегменты речи от неофициальных (шутки, примеры, иллюстрации). |
Предъядерные шкалы |
Общее употребление нисходящей шкалы, велика доля падающих и ступенчатых шкал, часто – прерванные нисходящие шкалы для выразительности, в перечислениях возможно чередование высоких и низких шкал. | |
Контраст между ударными и неударными сегментами |
Не большой
| |
Паралингвистические признаки |
Большое количество паралингвистических эффектов - выражение лица, телодвижения, жесты подчинены главной цели публицистического дискурса: повлиять на аудиторию, вовлечь её в разговор и получить от неё желаемую реакцию. |
А теперь, следуя за схемой стилистического анализа, попытаемся описать оппозицию: публицистический текст – академическая лекция. Несмотря на некоторое сходство, различия между этими двумя типами публичного выступления огромны.
Публичные выступления легко вычленяются из повседневных информативных повествований в силу своих грамматических, лексических и просодических особенностей, которые легко опознаются слушателями.
Поскольку говорящий очень заинтересован в производимом на аудиторию эффекте, он задействует все виды просодических средств, из которых наиболее выделяются изменения громкости, темпа, тембра в сопровождении невербальных средств общения.
Все эти изменения, очень выразительная мимика и жесты и свидетельствуют о принадлежности данного текста публицистическому стилю. Несомненно, что среди всех прочих функций интонации выделяются волеизъявительная и эмотивная функции.
Поскольку любая публичная речь является полностью подготовленной и даже отрепетированной, то выступление проходит плавно, без хезитационных пауз. Темп речи – подчёркнуто-значимый, артикуляция аккуратная, на коммуникативных центрах голос звучный, ритм – чётко организованный. Конечно, так бывает не всегда. Иногда оратор может выйти из стиля и зазвучать менее официально, либо напыщенно, неестественно. В таких случаях оратор пытается развлечь публику, и тогда в его речи можно найти признаки ораторского, академического, информационного, разговорного стилей. Есть ораторы, которые признают, что не могут и не хотят удерживаться в рамках одного стиля.
Ораторы в рамках публицистического стиля обычно полны энтузиазма по поводу того, что они говорят, поэтому они могут говорить то на предельной громкости, то опускаться почти до шепота; то произносить очень длинные интонационные группы на одном дыхании, то риторически замолкать (внезапно прерывать фонацию). Всё это, конечно, привлекает и удерживает внимание слушателя.
Повторюсь, что особенностью публицистического стиля является параллелизм на всех уровнях.
Ораторский стиль.
Этот интонационный стиль
Подробно описывать
Просодическая организация таких текстов очень изменчива, зависит от типа театрального представления – комедии, трагедии, драмы; и, конечно же, от социальных факторов – социального происхождения и культурного багажа персонажей, их взаимоотношений, экстралингвистического контекста и т.д.
Актёрская игра – это двусторонний диалог, актёры немедленно и напрямую реагируют на обратную связь от аудитории, под обратной связью в этом случае понимается общий, коллективный невербальный язык зала. Поэтому цель обучения актёрскому мастерству – это умение вызвать и поддерживать этот диалог с публикой. Без участия зрителей все старания актёра почувствовать, узнать и передать содержание пьесы станут бессмысленными и напрасными. Вот почему наряду с передачей непосредственно слов, очень важны выверенные жесты и выражения лиц, расположение артистов, синхронизация их речи.
В нашем анализе мы ограничимся зачитыванием прозаических фрагментов.
Если сравнивать этот вид зачитывания с зачитыванием информативных и научных текстов, то можно заметить много общих признаков, однако эмоциональность художественного чтения отличает его от всех остальных.
Известно, что проза, описывающая действие или последовательность действий называется повествование.
Though it was nearly midnight when Andrew reached Brynower, he found Joe Morgan waiting for him, walking up and down with short steps between the closed surgery and the entrance to the house. (Cronin The Citadel).
Проза называется описательной, когда события, объекты, люди и даже человеческие чувства описаны так, что мы можем их себе живо представить. Хороший писатель словами рисует картину так же, как художник рисует пейзаж или портрет.
We got out at Sonning and went for a walk round the village. It is a most fairy-like little nook on the whole river. It is most like a stage village that one builds of bricks and mortar. Every house is smothered in roses and now, in early June, they were bursting forth in clouds of dainty splendour. (J.K.Jerome 3 men in a boat).
Чтобы оценить фрагмент прозы, недостаточно понять его смысл; необходимо уловить авторский замысел и найти те средства, которые он использует для его реализации. В каком-то смысле, хорошая повествовательная и описательная проза очень похожа на поэзию. Автор вовсе не думает об аудитории, он просто пытается рассказать историю или описать эпизод наилучшим образом. А средства выражения, в таком случае, просто совпадают с целью.
Перед зачитыванием вслух желательно ценить отрывок. Для этого сначала прочитайте его внимательно, не задумываясь о значении трудных слов. Затем перечитайте, отслеживая последовательность событий, или сцены, предшествующие главным событиям. Посмотрите, объясняет ли автор причину данного события. После прочтения подумайте, каков общий смысл фрагмента, каково значение подробностей, и какую цель преследовал автор, постарайтесь объяснить, почему Вам понравился или не понравился прочитанный фрагмент.
Обычно именно авторские средства выражения делают чтение приятным. То, как описаны персонажи, образ их мыслей, речь и поведение важны не меньше чем описание событий. Оценивая весь текст целиком, нельзя забывать и о этих средствах, о их вкладе в общую канву повествования и яркость описания.
Помните, что рассказ – это единое целое. Очень важно понять, как абзацы увязаны воедино. Читатель реагирует не только на текст, его языковое выражение хода мыслей (внутренние признаки), но и на ситуации (внешние признаки). Реагируя на текст, читатель принимает во внимание всё, что он знает об окружении что происходит, кто участвует, какова роль языка.
Следующий шаг – членение текста на фоноабзацы, которые могут не совпадать с письменными. Затем идет деление на фразы и на интонационные группы. Самое главное – выделить коммуникативные центры в каждой группе и подобрать уместные просодические средства для их выражения.
Персонажи оживают не только за счёт
описания их поведения, но и за счёт
их речи. Повествование часто
He came into the room to shut the windows while we were still in bed and I saw he looked ill. He was shivering, his face was white, and he walked slowly as though it ached to move.
‘’What’s the matter, Shatz?’’
‘’I’ve got a headache.’’
‘’You’d better go back to bed.’’
‘’No, I’m all right.’’
‘’You go to bed. I’ll see you when I’m dressed.’’
But when I came downstairs he was dressed, sitting by the fire, looking a very sick and miserable boy of nine years. When I put my hand on his forehead I knew he had a fever.
‘’You go up to bed,’’ I said, ‘’you are sick.’’
‘’I’m all right,’’ he said.
When the doctor came he took the boy’s temperature. (E.Hemingway. A Day’s wait).
Т.о., можно сказать, что литературные тексты сочетают в себе такие подтипы как описание, повествование и диалоги. Просодическая организация текста зависит от этих подтипов, а, также от характера описываемых событий, планов и объектов (юмористических, трагических, романтических, мечтательных, воображаемых и т.д.) и, конечно же, от мастерства декламатора.
Инвариант фоностилистических
признаков зачитывания
тембр |
Лично-заинтересованный, эмоционально богатый | |
делимитация |
Фоноабзацы – фразы – | |
Просодические признаки – маркеры стиля |
Громкость |
Меняется в зависимости от размера аудитории и эмоционального окружения. |
Диапазоны и регистры тона |
разнообразны | |
скорость |
Преднамеренно замедленная, соответствует цели зачитывания: чтобы слушатель полностью понял авторский замысел; скорость высказываний меняется в соответствии с синтаксическими структурами, важностью информации и степенью выразительности. | |
паузы |
долгие, особенно между фоноабзацами. Разделительные паузы дольше, чем соединительные. Размещение пауз всегда синтаксически и семантически предсказуемо. Характерная особенность стиля – много долгих эмфатических пауз. | |
ритм |
хорошо организованный, изохронное повторение ударных и неударных слогов. | |
Акцентуация семантических центров |
Терминальные тоны |
Общее употребление низких и высоких категоричных падений в финальных и даже начальных интонационных группах и на семантических центрах. Спорадическое употребление восходящих и ровных тонов, чтобы избавиться о монотонности; в начальных интонационных группах они призваны соединить сегменты фразы, подвести слушателя к дальнейшим событиям. |
Предъядерные шкалы |
Разнообразные. Содержат модели, которые можно использовать как в эмфатическом, так и в нейтральном контексте. Самые распрстранённые: Low Head + High Fall High Head +Low fall High Head + High Fall Stepping Head + High Fall | |
Контраст между ударными и неударными сегментами |
Не большой
|
Для этого стиля характерно также
использование нисходяще-
Рассмотрим фонологическую оппозицию информативное зачитывание – художественное чтение. Различие, главным образом, лежит в тембре, который в художественном стиле отмечен большей насыщенностью, и который меняется вместе со степенью выразительности.
На просодическом уровне признаками художественного стиля являются следующие: