Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что овладение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий жизни англоговорящих стран, а материалы прессы (печатных изданий), как средство массовой информации, является неотъемлемой частью культуры. Через понимание смысла газетных публикаций изучающие язык должны прийти к пониманию особенностей языка и жизни.
Объектом исследования являются методы обучения чтению иноязычного текста в системе высшего образования.
Введение…………………………………………………………………..…4
1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности
и как средство формирования языковых знаний и умений …..….....……7
1.1 Цели и принципы обучения английскому языку………………….……....7
1.2 Обучение чтению на старшем этапе обучения на уроках английского
языка ……………………………………………………………..…………11
1.3 Классификация видов чтения……………………………………………..19
1.4 Этапы обучения чтению…………………………………………………...22
1.5 Этапы работы с текстом и формирование различных технологий
извлечения информации из текста………………………………………..25
2. Методы использования газетных статей при обучении чтению
на уроках английского языка……………………………………………...27
2.1 Роль аутентичных текстовых материалов в повышении
качества обучения старшеклассников английскому языку……………..27
2.2 Значимость использования материалов прессы как вида аутентичных
текстов……………………………………………………………………....32
2.3 Языковые особенности англоязычных газетных статей………………...36
2.4 Периодические печатные издания англоговорящих стран……………...45
2.5 Этапы работы над газетным текстом……………………………………..47
3. Опытно-экспериментальное исследование………………………………52
3.1 Методика опытно-экспериментального исследования……….................52
3.2 Ход эксперимента………………………………………………………….54
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования……....61
Заключение………………………………………………………………...61
Список используемой литературы……………………
Чтению текста должна предшествовать работа по снятию лексико-грамматических трудностей, которые возникают при чтении оригинальных газетных текстов. Правильному пониманию текста может препятствовать незнание политической обстановки, реалий страны, где произошло событие. Тут также необходимы пояснения учителя.
Поскольку основной формой чтения газетных текстов является чтение про себя, то неправы те учителя, которые увлекаются чтением вслух в старших классах. Чтение вслух необходимо лишь при овладении графической системой языка, чем следует заниматься в младших классах.
Однако чтение вслух при работе с газетой исключить полностью нельзя. Например, во время предварительной работы по снятию трудностей даже рекомендуется прочитывать вслух и переводить некоторые заголовки, предложения, а иногда и целые абзацы, которые представляются наиболее трудными для понимания [32, 108].
О месте перевода следует сказать особо.
Как уже говорилось, основная цель работы с газетными текстами — научить учащихся читать про себя с беспереводным пониманием, так как только такой вид чтения дает возможность учащимся сосредоточиться на смысловой стороне текста, научить их извлекать из текста информацию. В этом и заключается одна из главных практических целей обучения иностранному языку. Перевод же не содействует, а зачастую мешает понять смысл текста, так как отвлекает учащихся на операцию по перекодированию иноязычного текста в русский, поэтому, в особенности на начальном этапе, следует подбирать такие несложные газетные статьи, которые бы убеждали учащихся в том, что можно понять читаемое без знания всех слов, прибегая к языковой догадке, не фиксируя внимания на неизвестных словах, т. е. без перевода.
Нe следует дробить текст на части, так как это разрушает его композицию и не способствует извлечению информации. Однако когда текст чрезмерно велик, учитель может порекомендовать учащимся опусти, отдельные абзацы при условии, если это не нарушит основного содержания.
Проведя предварительную работу, полезно предложить учащимся просмотреть текст, чтобы выявить индивидуальные затруднения в первичном восприятии его содержания.
Контроль понимания прочитанного проводится при помощи различных упражнений, которые учитель найдет в последующих разделах данной главы,
Заканчивается работа над текстом его интерпретацией. Это может быть объяснение причин и мотивов, общественного значения события, поступков людей, обобщенный вывод о прочитанном, мнение ученика о газетном сообщении.
Исходя из вышеизложенного, учитель намечает такие этапы работы с газетными текстами. До чтения:
1. Ознакомление учащихся с общим
содержанием текста и
2. Разъяснение отдельных слов, грамматических моделей, словосочетаний для снятия трудностей лексического и грамматического характера.
После чтения (про себя):
3. Выполнение упражнений, направленных
на контроль понимания
4. Выполнение заданий творческого характера на основе прочитанного текста.
Остановимся на отдельных этапах подробнее, а затем проиллюстрируем их на примерах работы с газетными жанрами и рубриками.
1. Первый этап проходит в виде беседы. Учитель задает классу ряд предварительных вопросов, которые нацеливают на тематику текста и тем облегчают дальнейшее восприятие его содержания. Далее следует вступительное слово, в котором учитель, не раскрывая содержания текста, кратко рассказывает о его проблематике, поясняет значение фактов, связанных с общественно-политической жизнью страны, где происходят описываемые в тексте события, дает объяснение отдельных реалий, характеристику отдельных лиц, упоминаемых в тексте. К своему вступительному слову учитель тщательно готовится. Сведения, сообщаемые им, должны вызвать интерес к информации, которую предстоит получить из газетного текста.
2. Вторая задача учителя — помочь учащимся разобраться в тексте, снять трудности лексического и грамматического характера.
Снятие трудностей до чтения текста — целесообразный методический прием, так как иначе чтение заметки в газете может превратиться в нудное расшифровывание. Но, с другой стороны, полная предварительная обработка текста снижает возможности развития языковой догадки учащиеся. На более поздней ступени обучения, когда учащиеся усвоили определенное количество специфических для газеты слов, словосочетаний и структур, трудностей будет меньше.
3. Но главным этапом для
Если учитель будет вести работу по накоплению газетных типовых фраз систематически, учащиеся легко будут узнавать их в процессе чтения газеты. В качестве необходимых могут быть рекомендованы такие сочетания слов: champion of peace, peace-loving countries, atom-free zone, foreign office, state secretary, foreign minister, unanimity of views, common market, summit meeting, according to the report, arms race и многие другие, которые учитель может сам отбирать при чтении газеты, заносить на карточки и использовать для подготовки к занятиям с газетой. Однако только этой одной рекомендации будет, по-видимому, недостаточно, чтобы добиться беспереводного понимания. Словосочетания могут быть поняты в тексте, но общий смысл неясен. Для этого полезно варьировать тексты. Учитель может составлять их сам на базе газетных статей. Текст должен сохранять основной смысл статьи. После знакомства учащихся с первым текстом второй такой варьированный текст будет восприниматься на уровне смысла, без перекодирования в знаки родного языка. Еще легче будут восприниматься третий, четвертый и т, д. тексты.
Для контроля понимания каждого варианта учащимся могут быть заданы вопросы: 1. Что изменилось в тексте по сравнению с предыдущим? 2. Что осталось неизменным? 3. Изменился ли смысл?
Покажем это на примере текста, взятого из статьи Unite to Fight This Evil, посвященной расовой дискриминации.
Black Britons are being made the scapegoats for all our troubles today. The racists play upon the fears of working people. They are genuine fears; fears which are aggravated by the state of our economy. It is no coincidence that Mosley made his impact in the solid working-class area of East London.
Lack of jobs, lack of houses, lack of decent schools, an overstrain of health service and social services system - it's all too easy to blame all this on blacks living next door, instead of international speculators for selling sterling, or British industry for failing to invest sufficiently.
Speculators, business tycoons and City whizz-kids do not on the whole, live in our inner city areas which, when it comes to the crunch, are the breading ground of racial tensions.
На базе подобного текста учитель может составлять такие варианты:
1. The racists make black Britons guilty of all the troubles in the country. The troubles are really great: lack of jobs, lack of houses, lack of schools, bad state of economy, bad health service and social services system. It is easy to blame the blacks living next door instead of blaming speculators and business tycoons.
2. The racists accuse the black people in Great Britain of all the
evils of capitalist system, of all the fears. The fears are really great.
They are: lack of jobs, lack of houses, lack of decent schools [34,71].
3. Опытно-экспериментальное исследование
3.1 Методика опытно-
Наш эксперимент проводился в п. Амангельды, Амангельдинского района Костанайской области, в 2009-2010 учебном году. В эксперименте участвовали учащиеся 10 «Б» класса в количестве 20 человек.
Гипотезой нашего исследования явилось следующее положение: обучение чтению школьников на уроках иностранного языка в старших классах будет эффективнее, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс материалов прессы.
На занятиях по английскому
языку в старших классах, как
вариант использовался
Прочитайте заголовок статьи и подумайте: о чем пойдет речь в тексте.
Прочитайте статью без словаря и попытайтесь догадаться о значении некоторых незнакомых слов.
Внимательно прочитайте каждый параграф (абзац) статьи, выписывая незнакомые слова. При работе используйте словарь.
После того, как текст прочитан и понят, переходим к следующему этапу работы: работе с лексикой, контролю понимания текста и обсуждению содержания, выражению собственного мнения по статье и теме в целом.
Вся группа учащихся может работать над одной статьей или каждый может получить индивидуальное задание (у всех учащихся тексты разные).
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать сочинение по статье по следующему плану.
Вводная часть (конкретно по статье).
Ответы на 3 вопроса, которые ученик должен задать по статье перед написанием сочинения. Ответы на вопросы должны быть логически связаны между собой (можно использовать как предложения из текста, так и свои собственные).
Личное мнение по статье.
Количество слов в сочинении рекомендуется ограничить, к примеру, использовать не более 180200 слов.
В данном эксперименте будет использован метод работы с простым газетным текстом.
Он позволяет:
- одновременно включить в
- ознакомить с достаточно
- развивать устную речь учащихся;
- дифференцировать задания в
соответствии с уровнем
- развивать умения работать с текстом.
Педагог выбирает текст из периодической печати и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.
Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.
Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (придумывает заголовок текста, составляет план, тезисы и т. п.).
По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом,
образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.
Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.
По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.
Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.
Материальное обеспечение: Текст из журналов англоговорящих стран, ксерокопии газетных статей.
На что следует обратить внимание:
- все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;
- продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;
- рассчитать время работы на
каждом этапе проведения
3.2 Ход эксперимента
В начале экспериментальной работы был проведен срез с целью установления уровня сформированности навыков аналитического чтения.
Ход урока представлен в приложении 5.
Анализ данных
показал, что большинство учащихся
групп обладают низким уровнем
сформированности данных
Наши занятия проводились в три этапа:
I. Дотекстовый этап (этап Антиципации). Основные цели:
1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
II. Текстовый этап. Основные цели:
1. Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
2. Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
III. Послетекстовый этап. Основные цели:
1. Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой,
содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
В послетекстовый этап
мы можем включить «Метод
Газетные тексты для чтения подбирались нами в соответствии с темами, которые школьники проходили в тот момент.
Очень важно чтобы
учебный процесс был правильно
организован. Мы старались рационально
использовать те учебные
Дотекстовый этап.
В ходе опытно-
Мы убеждены, что содержательную сторону языка должны составлять не темы, а проблемы, позволяющие преподавателю направить учебный процесс на обсуждение и поиск путей их решения, побуждая учащихся к осмыслению поставленной проблемы, высказыванию собственного мнения.
На этом этапе учащиеся знакомятся с новой лексикой и определяют тематику/проблематику текста на основе языковой догадки либо формируют предложение о проблеме на основе имеющихся иллюстраций. Учащиеся также работают с заголовками статей
На дотекстовом этапе мы ставили следующие задачи:
- Самостоятельная актуализация имеющихся знании по данной теме
- Пробуждение познавательной
- Самостоятельное определение
студентами направлений в
Темой нашего урока является серия маленьких статей на тему «The Earth is our home», напечатанная в газета «Sun-Sentinel» из штата Флорида (13 april, 2008г).
На данном этапе мы мотивируем познавательную деятельность учащихся. Ставим вопрос, о чем бы они хотели узнать на этом уроке, просим сформулировать цели урока.
На первом этапе по заголовку (не читая текста) учащиеся самостоятельно определяют:
Информация о работе Методы обучения чтению на английском языке