Шпаргалка по "Истории языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.

Файлы: 1 файл

шпоры.ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ..doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

 

20. Дескриптивная лингвистика

амер.структурализм, Франц Боас, Блумфилд

Антрополингвистика

Различие языков по группам идей, основные интересы народа

Из антроп. Лингв Боаса – дескриптивизм (блумфилд), этнолингвистика (сепир)

Язык – система моделей, бихевиоризм

Речь – это поведение

Дистрибуция

3 этапа анализа – сегмент., идент, классиф.

  Зарождение американского  структурализма можно отнести  к 20-30 гг. 20 в. Структурная лингвистика в США отличается от европейской, но много в ней и общего со всеми направлениями структурализма. Дескриптивная лингвистика строит свои исследования на структурном принципе.

Специфика американского структурализма проистекает из особенностей того материала, с которым она имела дело. Дескриптивная лингвистика выросла из практических потребностей изучения языков американских индейцев.

В качестве истоков дескриптивной лингвистики обычно называют работы Франца Боаса (1848-1942) и разработанную им антрополингвистику.

Ф.Боас отметил, что языки различаются не только по звуковым элементам, но и по группам идей, находящих выражение в звуковых группах. Эти группы идей не подчиняются одинаковым принципам классификации.  

Боас подчеркивает, что выбор подобных элементарных терминов до известной степени должен  зависеть от «основных интересов народа». В результате получилось, что каждый язык с точки зрения другого языка весьма произволен в своих классификациях. То, что в одном языке представляется единой простой идеей, в другом языке может характеризоваться целой серией отдельных фонетических групп.

Из антропологической лингвистики Фр.Боаса развились два направления, разных по теоретическим взглядам:

-дескриптивизм (Л. Блумфилд);

-этнолингвистика (Э.Сепир).

Ветвь, восходящая к Блумфилду рассматривается в качестве американского варианта структурной лингвистики – дескриптивной лингвистики.

Язык, по Блумфилду, есть наиболее простая и наиболее фундаментальная из всех форм социальной (т.е. специфически человеческой) деятельности. Язык – это система моделей (типов), благодаря которой индивидуальный речевой акт говорящего становится эффективным заместителем стимулов (сигналом) для слушающего.

/Бихевиоризм описывает  все с точки зрения поведения. Он рассматривает не только внешние, но и внутренние психические процессы  через призму поведенческих реакций или поведений особого рода.  Для бихевиористов речь – это поведение. Этот подход односторонний и ограниченный. Речь – это сложный психологический феномен, который включает разные психологические аспекты (аффекты, эмоции, гештальты, познавательные структуры, личностные, деятельностные аспекты и т.д.),   которые к тому же взаимопроникаемы и взаимообусловлены.

Антиментализм и механицизм стали ведущим методологическим принципом дескриптивизма.

Механистическая концепция оценивает поступки людей по тем же законам, по которым это делает физика или химия.

Психологию языка Блумфилд сводит лишь к изучению поведения говорящего и слушающего и к изучению речевых расстройств.

Блумфилд не признавал интроспекцию как научный метод. /Отказ от интроспекции  сужал возможности изучения языкового механизма/.

Механистическая концепция вела к системоцентризму. Всем направлениям структурализма присущ системоцентризм В американской лингвистике он доведен до крайности. Язык понимался как совокупность высказываний, которые могут быть произведены в данной языковой группе. Объект исследования – речевой отрезок, данный в высказывании. Дескриптивисты отталкивались от речи как  единственной наблюдаемой реальности. С помощью выработанных ими процедур они извлекали из речи некоторые  постоянные характеристики, относящиеся к языку.

Объект лингвистики Блумфилд определял так: объект лингвистики -  не звуки и не значения, а сочетания определенных звуков с определенными значениями. Звуки и значения сами по себе не важны. Блумфилд говорил, что значение не может быть проанализировано в рамках нашей науки.  Знание о мире настолько несовершенно, что мы лишь в редких случаях  можем точно сформулировать  значение какой-либо языковой формы. Определение значения, согласно Блумфилду, является уязвимым местом в науке о языке.

На основе концепции Блумфилда сформировалась дескриптивная лингвистика (1930-1950 гг.).

Дескриптивисты принимают за исходное текст на каком-либо языке. Текст подлежит дешифровке, цель которой – установить язык (код), на котором  составлен текст. Лингвистическое описание – это набор независимых от  строя языка процедур обработки текстов. Выполнение этих процедур  в определенном порядке  должно автоматически привести к открытию грамматики (структуры) данного языка. Это должна быть единая серия универсальных алгоритмов.

Дескриптивная лингвистика – это набор предписаний по анализу текста с целью выявления кода:

-схема процессов, ведущих  к  открытию грамматики некоторого языка;

-экспериментальная техника  сбора и первоначальной обработки  сырых данных.

Для каждого из сегментов мы можем установить  распределение, или дистрибуцию – сумму всех окружений (типизация окружений), в которых он встречается, т.е. сумму всех различных позиций элемента (употреблений) относительно употребления других элементов. Только анализ дистрибуции элементов дает нам возможность извлечь из текста  искомые сведения о языке. Единицы языка – это классы дистрибутивно эквивалентных единиц текста (вариантов данной единицы). Элементы одного класса характеризуются одинаковой сочетаемостью, которая для других классов не характерна. Две формы, имеющие разное значение, должны иметь и разную дистрибуцию.

Для дистрибутивного анализа важно установить  не только эквивалентность некоторых сегментов друг другу, но также  определить и неэквивалентность (различие) сегментов. Надежное определение разных сегментов дают минимальные пары:

дом : том

дым : дам

Анализ осуществляется в три этапа:

-сегментация;

-идентификация;

-классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Теория порождающей (генеративной) грамматики

США Грамматика (метод) непосредственно составляющих

Разложение на меньшие единицы

Трансформационный метод (от дистрибут. Анализа) – метод представления языковых структур с вариантами преобразования

Хомский – генеративная грамматика, альтернатива дескриптивизму

Глубинная и поверхностная структуры

Ядерные предложения

Главная единица – предложение

Цель иссл. Синтаксиса – построение грамматики, а затем – теории языка вообще

Метод непосредственно составляющих был разработан в рамках американской структурной лингвистики. Основные положения этого метода были сформулированы Л.Блумфилдом в 20-х гг. ХХ века, затем развиты З.Харрисом и Ч. Хоккетом.

Метод НС основывается на допущении, что всякая сложная единица языка или текста складывается из двух более простых, линейно не пересекающихся единиц – ее непосредственно составляющих (НС). Последние, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие НС и т.д., вплоть до элементарных (неделимых).

Метод анализа по НС предполагает движение «сверху – вниз», от целой конструкции к ее составляющим. Составляющие также  рассматриваются как конструкции, у которых надо установить конструкции. Завершается анализ выделением  конечных составляющих.

Трансформационный метод (ТМ)

З. Харрис, пытаясь расширить применение дистрибутивного метода на  синтаксис, разработал процедуры анализа, которые получили название трансформаций. Первоначально ТМ трактовался как дополнение  к дистрибутивному анализу. Он позволял вскрывать сходства и различия между синтаксическими конструкциями. Так, рассматривались  формально различные синтаксические  конструкции, например, активная и пассивная, имеющие  некоторое общее значение. Устанавливались строгие правила отношений между  этими конструкциями.

Трансформационный метод  исходит из того, что синтаксическая система языка может быть  разбита на ряд подсистем, из которых одна  является ядерной, исходной, а все другие – производными. Трансформационный метод –  это метод представления  синтаксической структуры предложения, основанный на  выведении сложных  синтаксических структур из более простых с  помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).

 Генеративная (порождающая) лингвистика (грамматика)

Генеративный подход к языку появился в качестве альтернативы школе американского дескриптивизма 1950-х годов, которая, следуя учению бихейвиористов во главе со Скиннером, предполагала, что язык усваивается  ребенком чисто из-за поведенческих нужд, полностью независимо от биологических или инстинктивных знаний и способностей.

Создателем генеративной грамматики считается ученик З.Харриса Ноам Хомский. Хомский начал научную деятельность в рамках дескриптивизма, затем стал заниматься трансформационной теорией, разработал несколько версий  трансформационной порождающей грамматики (лингвистики). Генеративная лингвистика возникла на основе идей Хомского.

Главной единицей анализа в ГГ было провозглашено предложение. Оно рассматривалось с точки зрения процессов его порождения из элементарных абстрактных единиц на основе строгих правил вывода (формационных правил) и правил преобразования (трансформационных правил).

Хомский исходил из того, что цель синтаксического исследования – построение  грамматики (механизма порождения предложения). Необходимо установить фундаментальные свойства успешно действующих грамматик. Конечный результат этих исследований – теория лингвистической структуры (вообще).

Порождающая модель – это конечный набор правил, способных задать или породить все правильные и только правильные объекты  некоторого множества и приписать каждому объекту  определенный анализ.

Глубинная и поверхностная структуры

Ядерные предложения

 

 

 

 

 

 

 

22. Лондонская лингвистическая школа

Джон Ферс, ученик Малиновского

Внимание живым языкам, примитивным тоже

Школа ферса – изучала значение

Язык и общество, место языка, культура, система описания, термины, контекст

Методы структурного анализа живых языков

Основа – синхронный подход

Критика Соссюра

Разговор – заранее заданный ритуал

Синтагматические и парадигматические отношения

-ситуационный контекст (контекст  ситуации);

-социальный контекст.

Лондонская  лингвистическая школа возникает как оригинальное ответвление широкого структурального течения в лингвистике ХХ века.

Основоположником Лондонской  лингвистической школы был ученик Б. Малиновского Джон Руперт Ферс (1890-1960). Британское языкознание уже  с середины 19 в. уделяет много внимания изучению  живых языков разных народов, «экзотических», «примитивных» языков, языков разных типов.

Английская фонетическая школа отводила фонетике центральное место в ряду лингвистических дисциплин, а  школа Ферса  - значению, формулируется функциональная теория значения, разрабатываются  процедуры  структурно-лингвистического анализа значения  в соответствии с требованиями синхронно-системного описания.

В Лондонской  лингвистической школе рассматривались важнейшие вопросы  общего языкознания:

-Язык и общество. Место  и функции языка в обществе.  Язык и культура. Проблема личности  в связи с исследованием языка.

-Система лингвистического  описания. Описание строения языковых  единиц и уровней.

-Система терминов лингвистического  описания. Язык лингвистики.

-Проблема языкового значения  и его место в лингвистическом  описании.

-Проблема контекста. Виды  контекста. Ситуационный  контекст.

-Ситуационная теория значения.

-Просодический анализ.

-Проблема функционального  расслоения языка и многие  другие проблемы.

Лондонская  лингвистическая школа ставит задачу построения общей теории языка, в рамках которой можно найти объяснение любому языковому факту любого языка. Это должно быть индуктивное семантико-семиотическое описание языка.  Лондонцы не ставили цель создания универсальной грамматики. Они стремились выработать адекватные методы структурно-функционального исследования конкретных живых языков. Они стремятся разработать методики формально-лингвистического анализа (как дескриптивисты).

Дж. Ферс  развивал теорию  структурно-функционального исследования значения. При этом использовался метод формализованного контекстуально-ситуационного анализа.

В качестве основного подхода  к изучению языка лондонцы используют  синхронный подход. Это согласуется с требованием лондонцев изучать язык в  живой социальной действительности. Полный синхронный  лингвистический анализ текста  и есть, согласно лондонцам,  дескриптивное описание,  дескриптивная грамматика.

Лондонские языковеды выступают против раз и навсегда установленных правил и схем при описании языка. По Ферсу, наука не должна навязывать своих систем языку. Она должна отыскивать их в речевой деятельности.

Ферс подчеркивает, что  истинно научного социологического компонента не может быть там,  где нет настоящего живого языка, функционирующего в обществе.

Ферс подчеркивает, что для Соссюра язык есть система знаков, размещенных  по категориям. Это система значимостей, а не конкретных единиц.  Ферс отмечает, что в действительности люди не говорят на таком языке.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории языкознания"