Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка
1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.
Второй этап в развитии структурализма (50-70-е гг.)характеризуется:
-поворотом к изучению содержательной стороны языка;
-вниманием к динамическим моделям языка;
-формированием
-использованием теории поля, компонентного анализа;
-установлением инвариантов в синтаксисе;
-разработкой лингвистики текста.
В рамках структурной парадигмы (системно-структурной) выделяются разные лингвистические направления:
-глоссематика (датский структурализм);
-функциональная лингвистика (пражский структурализм);
-дескриптивная лингвистика (американский структурализм).
Концепция ПЛК испытала влияние русской лингвистической традиции. Многие его члены были учениками И.А. Бодуэна де Куртенеэ и Ф.Ф.Фортунатова.
Идейным предшественником пражцев был Ф.де Соссюр. Пражцы восприняли идеи Соссюра:
-язык – частный случай семиотических систем;
-язык – система.
Одним из важнейших положений в концепции ПЛК является понятие языковой функции. Подход пражцев квалифицируется как структурно-функциональный. Структурный принцип основывается на идеях Соссюра. Он объединяет пражцев с другими направлениями структурализма. Функциональный принцип исходит от Бодуэна де Куртенэ. Этот принцип специфичен для пражцев.
психические способности человека – мыслить, чувствовать и выражать волю – породили три функции языка – коммуникативную (функцию сообщения), функцию выражения и функцию обращения. этим функциям соответствуют три типа высказываний – повествовательный, восклицательный и побудительный. Коммуникативная функция связывается с интеллектуальным мышлением и способом общения. Ей противопоставлена функция выражения (аффективная, эмотивная, эмоциональная функция), которая истолковывается психологически как контакт “заражения” слушателя с помощью интонационно-фонетических средств.
Отвергнув психологическую трактовку понятия функции, пражские лингвисты развили представление о языке как функциональной системе, определяя язык как систему средств выражения, служащих определенной цели.
Пражцы выдвигали три проблемы при исследовании языка:
- отношение языка к внеязыковой действительности;
-отношение языка к другим языкам, т.е. проблему языковых различий;
-отношение языка к его частям, т.е. проблему языковой структуры.
В отличие от Соссюра, заявившего, что единственным и истинным предметом лингвистики является язык в самом себе и для себя, пражские лингвисты признают социальную природу языка, подчеркивают необходимость изучения не только языковых элементов, но и многообразных связей, существующих между языком и объективной действительностью.
Языковая действительность понимается пражцами как реализация системы знаков, которые обязательны для определенного коллектива и упорядочены специфическими законами.
Пражцы выдвинули понятия “специальный язык” и “функциональный стиль”. Под специальным языком понимается совокупность языковых средств, используемых для какой-либо цели (подъязык). Функциональный стиль определяется конкретной целью данной языковой манифестации.
Пражцы применили функциональный подход к исследованию литературного языка и культуры речи. На основе своих методологических позиций они выдвинули новое понимание сущности литературного языка, обосновали теорию языковой нормы и кодификации, разработали теорию языковых стилей в соответствии с функциональным подходом.
Литературный язык противопоставляется обиходно-разговорному языку, с одной сторны, и диалекту – с другой.
Бесспорной заслугой ПЛК перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины. В.Матезиус считал, что “плодотворность и гибкость новой точки зрения проверяется прежде всего на звуковой стороне языка”. Фонология, по его мнению, стала ведущей дисциплиной в области функциональной и структурной лингвистики.
Наиболее полно взгляды на сущность и методику изучения фонологических проблем изложены в концепции Н.С.Трубецкого.
Теоретической основой концепции Трубецкого была бодуэновская концепция фонемы, а также идеи Соссюра о языке и речи. Трубецкой, как и Соссюр, считал, что язык существует в сознании всех членов данной языковой общности.
Фонологическая система определяется Трубецким как набор фонологических оппозиций, способных служить для дифференциации лексических и грамматических значений. Оппозиция – это лингвистически (семиологически, семиотически) существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует существенное различие плана содержания, и наоборот.
Функциональный подход прослеживается у пражцев и в синтаксисе. Пражцы разграничивали:
- функциональную ономатологию (номинацию);
- функциональный синтаксис (синтагматические способы).
Лингвистическая номинация понимается пражцами широко, в нее они включают морфологию, части речи, грамматические категории и лексикологию.
Синтагматика, как ее понимают пражцы, не совпадает с традиционным синтаксисом.
Говорящий выполняет два рода коммуникативной деятельности:
- отбор элементов, которые подлежат выражению средствами словаря (селекция);
- установление взаимной связи между этими элементами (комбинация).
Деятельность ПЛК сыграла важную роль в истории языкознания. Учение пражцев оказало и продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой лингвистической мысли. Основные идеи пражцев не утратили актуальности и в настоящее время.
Заслуги пражцев:
-в разработке нового
раздела науки о языке - фонологии,
сыгравшего првостепенную роль
в развитии структурной
-в обращении к изучению динамической стороны языка;
-в учении о функциональной перспективе предложения.
С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функцинальнальная концепция ПЛК воплощена в исследовании звукового аспекта. Звук рассматривается с разных сторон:
-звук как физический факт;
-звук как представление;
-звук как элемент
18. ПЛК. Проблемы фонологии. Н.С.Трубецкой
Наиболее полно взгляды на сущность и методику изучения фонологических проблем изложены в концепции Н.С.Трубецкого.
Теоретической основой концепции Трубецкого была бодуэновская концепция фонемы, а также идеи Соссюра о языке и речи. Трубецкой, как и Соссюр, считал, что язык существует в сознании всех членов данной языковой общности.
Фонологическая система определяется Трубецким как набор фонологических оппозиций, способных служить для дифференциации лексических и грамматических значений. Оппозиция – это лингвистически (семиологически, семиотически) существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует существенное различие плана содержания, и наоборот.
Центр. звено исследований – фонология. Н. Трубецкой «Основы фонологии». В этом труде даётся метод выделения фонем, т.е. правила различения фонем и их фонологически несущественных вариантов. «Если в одном языке 2 звука встречаются в разной позиции и могут замещать др. друга, не меняя при этом значения слова, то такие звуки явл. факультативными вариантами одной и той же фонемы». Например, немецкое слово “so” может произноситься как “so” и как “soo”. Метод изучения фонем – выделение оппозиций. Напр., фонема [a] в рус.яз выделяется потому, что она образует различного рода оппозиции – оппоз. а и о (сам – сом), а-у (сад – суд) и т.д. С др. стороны, не сущ. самостоятельных фонем «с» лабиализованных и «с» нелабиализ., поскольку не сущ. оппозиции «сад – суд». Послед. явл. фонологически несуществующими вариантами одной и той же фонемы. Принцип оппозиции использ. и при описании грамматики. Грамматика любого языка представляет из себя набор бинарных оппозиций (в основе этого лежит, очевидно, представление о языке как о диалектическом единстве противоположных характеристик). Так, в грам. сущ-ют возвратные и невозвратные глаголы, активный и пассивный залог, и любая грам. категория представлена в виде оппозиции 2 форм, в одной из к-ых имеется признак, а в др. этот признак отсутствует.
19. Глоссематика. Датский структурализм
Логический позитивизм, попытка нахождения прочной основы для языка
Формальные правила
Чистая лингвистика
Дедуктивный метод, общие принципы
Максимальная логика, формализованность
Эмпирический принцип
Язык – система зависимостей и фунцкий
Одна из ветвей структурализма получила название глоссематика (1930-1950-е гг.). Наименование «глоссематика» возникло с целью противопоставления нового направления традиционному языкознанию. Глоссематики считали, что традиционное языкознание страдает субъективизмом, и поэтому оно не является научным. Только структурализм, по менению глоссематиков, может стать подлинной наукой. Он может покончить с тем положением, когда существует столько же лингвистик, сколько лингвистов. Глоссематики развивали идеи Ф.де Соссюр. Основателем этого направления стал Луи Ельмслев (1899-1965).
Философской базой глоссематики является неопозитивизм, логический позитивизм (Б.Рассел Р.Карнап). Неопозитивисты сводили философские проблемы к логическому анализу языка, прежде всего языка науки. Их интересовали формальные правила построения научной теории. Логические позитивисты обходят критерий практики и снимают вопрос об адекватности познания. Они базируются на условных определениях, никак не соотносимых с реальностью и принимаемых априорно.
Ельмслев ставит задачу подвести под языковую теорию прочную основу. Он считал, что языковедческие работы являются разобщенными частями различных явлений, из которых одни близки к истории, другие – к психологии, физике, логике, философии. От этой раздробленности Ельмслев хочет избавиться посредством освобождения языкознания от груза других наук. Он добивался имманентного изучения языка, т.е. лингвистики чисто лингвистической.
Ельмслев строит свою теорию на основе дедуктивного метода. Его не интересовали частные факты, особенности конкретных языков. Теория, по его менению, должна быть как можно более общей и основываться на самых общих принципах. Эти принципы Ельмслев взял из математической логики. Глоссематика претендовала на роль всеобщей дедуктивной теории языка, формально-логической теории, приложимой к любому конктерному языку – существующему или только возможному. Глоссематика характеризуется абстрактностью и формализованностью. Глоссематика – строго формализованное, в духе требований математики, логики, семиотики и философии неопозитивизма воззрение на язык.
Основой теоретического описания глоссематики объявили эмпирический принцип, который они сводили к тому, что при анализе текста должны соблюдаться три требования (заимствованые из теории математики):
-непротиворечивость;
-полнота описания;
-простота.
Ельмслев разграничивал такие понятия: схема, норма, узус, акт речи.
Схема – это язык как чистая форма, независимая от ее социального существования и материального проявления (манифестации). (Манифестация – способ реализации формы в той или иной субстанции). Любой звук может быть заменен иным звуком или буквой, или условным сигналом, система же остается той же самой. Фонема – не звуковая единица, а точка пересечения структурных отношений. Фонемы обусловлены взаимным отношением, а не своими звуковыми свойствами. Ельмслев употребляет термин не фонема, а таксема. Схема может быть реализована в различных формах – в звуках, графемах, азбуке Морзе, иной сигнальной системе.
Норма – материальная форма, определяемая в данной социальной реализации, но независимо от деталей манифестации.
Узус – совокупность навыков, принятых в данном социальном коллективе и определяемых фактами наблюдаемых манифестаций.
Акт речи – конкретрая реализация.
Язык – система чистых отношений, зависимостей, функций. Структура языка – сеть функций. Элементы отношений, члены функций – функтивы. Функтивы лишены самостоятельного существования Это результат пересечения пучков отношений. Понятие функции у глоссематиков близко к понятию функции в математике.
Глоссематиков упрекают в:
-полной дематериализации языка, отвлечении от фонетической и семантической репрезентации;
-отвлечении от языковой реальности, от истории языка, культуры;
-чрезмерном обособлении лингвистической науки;
-невозможности применения
теории к анализу конкретного
языка. (Нужно было создвать
-отрыве теории от языковой действительности;
-превращении языка в чистую схему, игру. (От языка остается сеть функций. Языковые единицы – функтивы);
-отсутствии связи
-невнимании к диахроническим аспектам;
-неразграничении уровней языковой системы.