Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка
1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.
Язык существует во времени. Вследствие действия фактора времени следует разграничивать:
-ось одновременности:
-ось последовательности.
Язык может изучаться с точки зрения знаков в системе на оси одновременности, и с точки зрения отношений знаков во времени. Отсюда выделение двух лингвистик. Наука о состоянии языка называется статической, или синхронической, лингвистикой, а наука о фазах эволюции, диахронии, - эволюционной, или диахронической, лингвисткой.
15. Концепция Л.С. Выготского
Культурно-историческая концепция развития психики человека
психолог, иссл. Речевое мышление
структура сознания – динамическая смысловая система
низшие и высшие псих. функции
2 плана поведения – природный и культурный
мышление и речь – имеют разные генетич. Корни
модель создания речи
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория
В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Мышление и речь
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.
Генетические корни мышления и речи
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Отношение мышления и речи как в фило-, так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.
Возникающее в результате такого слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая форма поведения. Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.
Метод исследования
Адекватным методом исследования отношения мысли и слова, — говорит Выготский, — должен стать анализ, расчленяющий исследуемый объект — речевое мышление — не на элементы, а на единицы. Единица — минимальная часть целого, обладающая всеми основными его свойствами. Такой единицей речевого мышления является значение слова.
Уровни становления мысли в слове
Отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до её окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни:
Мотивация мысли
Мысль
Внутренняя речь
Семантический план (то есть значения внешних слов)
Внешняя речь.
16. Концепция Л.В.Щербы
ЛФШ (Вслед за Бодуэном).
Различие активной и пассивной грамматики
3 стороны объекта языкоза – реч. Деят, язык. Система, язык. Материал.
Разработка теории фонемы на основе дивергенции (оттенки и т.п.)
Фонема – недел. Звук единица, целостный образ
По мнению Щербы, один и тот же язык можно описать как с точки зрения говорящего (подбор языковых средств в зависимости от смысла, который нужно выразить), так и с точки зрения слушающего (разбор данных языковых средств с целью вычленения их смысла). Первое он предложил называть «активной», а второе — «пассивной» грамматиками языка.
Активная грамматика очень удобна для изучения языка, но на практике составление такой грамматики очень сложно, так как исторически языки, изучаемые в первую очередь их носителями, описываются с точки зрения пассивной грамматики.
Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказываясь от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку, Щерба в то же время ставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания; здесь он предвосхитил некоторые идеи лингвистики второй половины 20 в.
Учение Л. В. Щербы о фонеме
Л. В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, на основе бодуэновской теории дивергенции (фонетически обусловленных чередований) разработал теорию оттенков фонемы. Понятие оттенка соответствует бодуэновскому понятию зародышевого дивергента — дивергента, возникающего под действием фонетических факторов и рассматриваемого вне связи со значением и рамок какой-либо морфемы (таковыми являются, к примеру, разновидности a в сочетаниях pa, ta, ka, зависящие от особенностей артикуляции предшествующего согласного). Впервые противопоставление фонемы и оттенка встречается у Л. В. Щербы в работе 1911 года «Court exposé de la prononciation russe», однако детально данное учение было развито автором в магистерской диссертации «Русские гласные в количественном и качественном отношении», вышедшей в свет в 1912 году. Несмотря на использование психологической терминологии, перенятой от Бодуэна, Л. В. Щерба предложил в качестве основания для отождествления «мало-мальски сходных с акустической точки зрения» звучаний как представителей одной фонемы тождество их значений (ассоциированность «с одним и тем же смысловым представлением»), но не тождество самих звучаний; так, по Щербе, открытый [ɛ] и закрытый [e], неспособные к смыслоразличению в русском языке, успешно выполняют данную функцию во французском.
Л. В. Щерба, оставаясь верным данной точке зрения до конца жизни, в том числе в опубликованной посмертно статье «Очередные проблемы языковедения», отмечал важность для понятия фонемы её свойства быть непосредственно связанной со значением (играя роль целого слова, к примеру в рус. и, а, или грамматического показателя) или быть потенциальным носителем смысла, иначе говоря способности иметь значение.
В книге «Фонетика французского языка», вышедшей в 1938 году, Л. В. Щерба отошёл от психологизма и уточнил некоторые положения теории, изложенной в «Русских гласных…», в частности, разъяснил введённое ещё в 1912 году понятие типичного оттенка, однозначно показав соотношение фонемы и оттенка как общего и частного во избежание ошибочного представления о том, что в языке существуют две категории звуков: фонемы (неверно трактуемые как типичные оттенки) и оттенки фонем.
Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующие минимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить самоё возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.
Представители ЛФШ понимают фонему как «целостный артикуляционно-слуховой образ», поэтому дифференциальные признаки фонем мыслятся не как компоненты фонем (что присуще фонологической концепции Н. С. Трубецкого), а как классификационные средства для описания системы фонем. Ленинградские фонологи не склонны отождествлять дифференциальные признаки (ДП) с фонетическими свойствами фонем, считая ДП абстракцией, неодинаково проявляющейся фонетически в случае разных фонем, и указывают на важность для опознания слов на слух и недифференциальных (интегральных) признаков составляющих его фонем.
17. Основные направления лингвистического структурализма. Пражский лингвистический кружок (ПЛК). Функциональная лингвистика
Язык как структура, струк. Метод – выявление совок. Правил и отношений.
Сложилась в противовос младограм.
1 этап – внимание к плану выражения, статичность языка, лингв. Текста
2 – содерж. Сторона языка
пражцы – структурно-функциональный подход
язык – система (за Соссюром)
понятия языковой функции
функц. Стиль, «специальный язык»
литературный язык
фонетика – создание фонологии, теория оппозиций
Структурный подход к изучению явлений основывался на том, что явления – это элементы сложной структуры. Структура – это не простое сочетание, не сумма элементов, а целое, состоящее из взаимообусловленных явлений, из которых каждое зависит от других и может быть таковым только в связи с ними.
Понятие структуры было перенесено на язык. Язык как структура изучается в структурной лингвистике, которая кладет понятие структуры в основу своих построений. Свое название структурная лингвистика получила благодаря особому вниманию к структуре языка.
Структурализм – это научное направление в гуманитарном знании, в основе которого лежит структурный метод. Суть структурного метода заключается в выявлении структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Структура – это не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и некоторых других преобразований.
Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами как вариантами одного инварианта.
Структурная лингвистика сложилась в 20-30 гг. 20 в. в противовес младограмматизму и традиционному описанию языка.
Благодаря структурализму в языкознание стали проникать математические методы исследования (математическая логика, теория множеств, теория алгоритмов, графов, теория информации, математическая статистика и др.)
В развитии структурализма выделяются несколько этапов.
На первом этапе развития структурализма (20-50-е гг.) наблюдается:
-повышенное, а в некоторых
концепциях исключительное внимание
к структуре плана выражения
как наиболее доступной строгому
описанию и забвение
-преувеличение роли отношений между едницами и игнорирование самих единиц;
-слишком “статичное” представление языка;
-игнорирование роли социально-психологических факторов в функционировании и варьировании языка.