Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"
1.Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Разряды числительных по значению: количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов: один, двадцать, тысяча; дробные обозначают дробную величину: одна вторая, три целых пять десятых, полтора; порядковые обозначают порядок следования предметов при счете: первый, одиннадцатый, двадцать пятый, сорокатысячный, стомиллионный; собирательные обозначают количество предметов как совокупность: оба, обе, двое, трое и так до десятеро. Некоторые лингвисты относят дробные числительные в разряд количественных, а порядковые числительные (В.А. Белошапкова, Н.М Шанский) считают прилагательными.
Ограничения в употреблении имеют собирательные числительные. Они могут употребляться:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: трое учеников, двое дежурных;
2) со словами дети, ребята;
3) с названиями детенышей
4) с парными существительными
и с существительными
5) с личными местоимениями: нас трое.
Разряды числительных по структуре: простые(в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать), сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, двести), составные (составлены из нескольких числительных: сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих).
2. Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Разряды имен прилагательных
Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени и восприниматься органами чувств. Могут быть непроизводными (высокий, умный, печальный) и производными (отдаленный, задиристый, заботливый). Качественные прилагательные обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями. За некоторыми исключениями они могут иметь:
– полную и краткую формы: умный – умен, краткий – краток;
– степени сравнения: добрый – добрее – добрейший; светлый – более светлый – самый светлый;
– формы субъективной оценки: зеленый – зелененький, тяжелый – тяжелехонек;
– способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень красивый, весьма неприятный;
– возможность образовывать наречия меры и степени: легкий – легко, далекий – далеко;
– возможность образовывать абстрактные существительные: новый – новизна, красивый – красота.
Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т.д. Это неизменный, постоянный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, обозначается опосредованно, через мотивацию другим словом. Относительные прилагательные не обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями, характерными для качественных прилагательных. Они всегда производные и мотивируются производящим словом: сосновый (имеющий отношение к сосне), тройной (состоящий из трех).
Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному: лебединый, отцов, мамин. По словоизменительным и словообразовательным признакам они представлены двумя группами: 1) прилагательные с суффиксами –ов (-ев), -ин (-ын): отцов, мамин, сестрицын; 2) прилагательные на -ий, -ья, -ье, -иный, - ский: собачий нюх, медвежья берлога, лебединый крик, Тургеневская усадьба.
Границы между лексико-грамматическими разрядами прилагательных проницаемы — прилагательные могут при изменении значения переходить из одного разряда в другой: волчий хвост (притяжательное) — волчий аппетит (качественное), железный гвоздь (относительное) — железная леди (качественное), бобровый домик (притяжательное) — бобровый воротник (относительное).
При изменении лексического значения могут приобретаться некоторые дополнительные грамматические характеристики. Например, сердечная мышца (мышца сердца) относительное прилагательное не имеет степеней сравнения; сердечный человек (добрый, отзывчивый) качественное прилагательное, может иметь степени сравнения: сердечнее него не было человека, сердечнейший прием оказали нам.
3. Одноро́дные чле́ны предложе́ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего.
Присутствие однородных членов осложняет
простое предложение. Отмечается также,
что значительная часть предложений,
осложнённых однородными
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.
По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (Пушкин).
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и. Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
Был жаркий августовский день.
4. Предмет и основные понятия словообразования
Словообразованием называется как
процесс образования
Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как
образованно данное
Основные понятия
— производная (ПН) основа,
— производящая (ПЩ) основа (или основы),
— средство словообразования,
— способ словообразования,
— процессы, сопровождающие словообразование.
Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик <- стол, столик — «маленький стол».
Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Морфемный, словообразовательный анализ слов
Цель морфемного анализа - определение морфемной структуры слова. Задачи: 1) членение слова на морфы; 2) отождествление морфем (если в слове есть чередования); 3) классификация морфем в слове.
Цель словообразовательного анализа - определение способа образования слова. Задачи: 1) членение слова на словообразовательную (производящую) основу и словообразовательный формант; 2) установление способа словообразования; 3) определение места анализируемого слова в системе синхронного словообразования (СТ, СГ).
Этимологический анализ - это тот же морфемный и словообразовательный анализ, только в диахронном плане. Задачи: 1) определение исконного или заимствованного характера анализируемого слова; 2) восстановление первоначальной морфемной и словообразовательной структуры слова; 3) характеристика структуры слова в процессе его функционирования в языке с момента образования и до наших дней. Этимологический анализ требует специальной лингвистической подготовки, использования этимологических словарей, научной литературы.
Например: кольцо Морфемный анализ:
1) имя существительное;
2) изменяемая (склоняемая) часть речи;
3) окончание -о, характерное для имен существительных ср.р., ед. ч., им. п.; ср.: сен-о, окн-о, зеркал-о. Отделив окончание, получаем основу словоизменения кольц-;
4) основа непроизводная (не
5) корень слова - кольц- (однокоренные слова: колеч-ко чередование е//п, ч//ц; о-кольц-евать).
Словообразовательный анализ: слово кольцо имеет значение 'предмет в форме окружности, обода', оно является непроизводным.
5. Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?.
Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин)
Изменение формы глаголов называется спряжением.
Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.
Спряжение как глагольное словоизменение
в парадигматике языка
Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.
К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)
Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:
глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
некоторые глаголы на -еть: бдеть, бздеть, блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, трындеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;
остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Существуют 2 способа определения спряжения: Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме
1) по ударному личному окончанию;
2) по инфинитиву.
1. Чтобы узнать, является ли окончание ударным, нужно проделать следующее:
- Если в глаголе есть ударная
приставка ВЫ, её следует отбросить,
так как она перетягивает
- Поставить глагол в форму 3 лица ед. и множ. числа. Если личные окончания оказываются ударными, они и показывают на спряжение. На форму инфинитива в таком случае смотреть не нужно. Например: вылететь – лететь – он летит, они летят. Окончания ИТ и ЯТ указывают на 2 спряж.; выпить – пить – он пьёт, они пьют. Окончания ЁТ и ЮТ указывают на то, что глагол 1 спряжения.