Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:16, лекция
Для прояснения соотношения между языками, языковыми вариантами и этническими группами существенно понятие национальности и нации. История термина этнос немного старше. В 19 в. были известны слова этнографический, этнография, - уже эпоху Пушкина. Первое определение дал русский эмигрант Широкогоров, в Харбине. Определение долго было неизвестно. Значительный вклад в разработку теории этноса в 1923г. . внес русский этнограф Сергей Михайлович Широкогоров, который считал, что этнос – это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев и укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп.
Посмотрим,
какие реакции на стимул жизнь
типичны для испытуемых-
жизнь для вьетнамцев связана с человеком 6, это именно человеческая жизнь 5, как указывает Нгуен Тхи Хыонг, и это — вода 5, пища 4, работа 4. Последнее понятие особенно важно для вьетнамцев, ибо жить — значит работать, а работать — значит жить (см. подробный анализ ниже, в статье Нгуен Тхи Хыонг).
жизнь для вьетнамца, как указывает Нгует Тхи Хыонг, — это прежде всего жизнь с ее повседневными заботами.
Как мы видим, даже такой беглый анализ позволяет увидеть существенное сходство в образе мира четырех групп наших испытуемых, что, тем не менее, совсем не предполагает их полного совпадения. Скорее, можно предположить определенное совпадение системы этнических констант, особенно для белорусов, русских и украинцев, что естественно вытекает из общности происхождения, истории и вероисповедания.
Что же касается достоверности самого ядра языкового сознания, полученного на относительно небольшом наборе стимулов (всего 112), то, сравнив русскую часть с результатами, полученными по материалам «Русского ассоциативного словаря», мы можем убедиться, что только 7 из 30 слов не входят в «большое» ядро (см. Приложение 2). Тем самым, еще раз подтверждается факт, отмеченный нами при анализе материалов «Русского ассоциативного словаря»: любой достаточно большой список слов-стимулов «приводит» к одному и тому же для данной культуры ядру языкового сознания, т.е. к центральным для данного образа мира понятиям в их соотношении друг с другом, т.е. в их системности. Можно предположить, что системность и состав ядра языкового сознания как раз и отражают системность и наполнение существующих в коллективном бессознательном этнических констант.
Ядро языкового сознания русских | ||||||||||||||||
Ранг |
Ассоциат |
Кол-во |
Ранг |
Ассоциат |
Кол-во |
Ранг |
Ассоциат |
Кол-во | ||||||||
1 |
человек |
1404 |
26 |
стол |
369 |
51,5 |
страх |
287 | ||||||||
2 |
дом |
864 |
27 |
парень |
368 |
51,5 |
умный |
287 | ||||||||
3 |
жизнь |
711 |
28 |
дорога |
361 |
53 |
долго |
286 | ||||||||
4 |
плохо |
691 |
29 |
мир |
360 |
54,5 |
далеко |
285 | ||||||||
5 |
большой |
694 |
30 |
говорить |
355 |
54,5 |
сильный |
285 | ||||||||
6 |
хорошо |
677 |
32,5 |
есть |
354 |
56 |
город |
284 | ||||||||
7 |
нет |
667 |
32,5 |
дерево |
354 |
57 |
зеленый |
283 | ||||||||
8 |
деньги |
587 |
32,5 |
время |
354 |
58 |
черный |
282 | ||||||||
9,5 |
друг |
565 |
34 |
жить |
350 |
59 |
боль |
281 | ||||||||
9,5 |
дурак |
565 |
35 |
думать |
349 |
60 |
всегда |
278 | ||||||||
12,5 |
лес |
438 |
36 |
я |
347 |
61 |
море |
277 | ||||||||
12,5 |
мужчина |
438 |
37,5 |
разговор |
344 |
62 |
муж |
272 | ||||||||
12,5 |
хороший |
438 |
37,5 |
свет |
344 |
63 |
счастье |
272 | ||||||||
14 |
день |
436 |
39 |
мой |
338 |
64 |
солнце |
267 | ||||||||
15 |
много |
429 |
40 |
красный |
330 |
65 |
собака |
266 | ||||||||
16 |
любовь |
428 |
41 |
машина |
323 |
66 |
кино |
265 | ||||||||
17 |
работа |
426 |
42,5 |
женщина |
321 |
67 |
ум |
261 | ||||||||
18 |
вода |
420 |
42,5 |
книга |
321 |
68 |
маленький |
260 | ||||||||
19 |
ребенок |
413 |
44 |
грязь |
318 |
69 |
сделать |
259 | ||||||||
21,5 |
радость |
404 |
46,5 |
идти |
308 |
70,5 |
очень |
258 | ||||||||
21,5 |
все |
404 |
46,5 |
старый |
308 |
71,5 |
он |
258 | ||||||||
22 |
дело |
390 |
46,5 |
мальчик |
308 |
71,5 |
предмет |
258 | ||||||||
23,5 |
плохой |
378 |
48 |
белый |
304 |
73 |
война |
251 | ||||||||
23,5 |
смерть |
378 |
49 |
девушка |
302 |
74 |
ночь |
250 | ||||||||
23,5 |
смерть |
378 |
49 |
девушка |
302 |
75 |
земля |
247 | ||||||||
25 |
быстро |
371 |
50 |
мужик |
301 |
|||||||||||
Таблица 4. Ядро языкового сознания англичан | ||||||||||||||||
Ранг |
Ассоциат. |
Кол-во |
Ранг |
Ассоциат |
Кол-во |
Ранг |
Ассоциат |
Кол-во | ||||||||
1 |
me |
1087 |
26 |
nice |
483 |
51 |
dead |
371 | ||||||||
2 |
man |
1071 |
27 |
red |
477 |
52 |
ship |
369 | ||||||||
3 |
good |
881 |
28 |
now |
461 |
53 |
music |
363 | ||||||||
4 |
sex |
847 |
29 |
hard |
451 |
54 |
noise |
360 | ||||||||
5 |
no |
805 |
30 |
white |
450 |
55 |
cold |
352 | ||||||||
6 |
money |
750 |
31 |
woman |
445 |
56.5 |
women |
351 | ||||||||
7 |
yes |
743 |
32 |
bed |
432 |
56.5 |
you |
351 | ||||||||
8 |
nothing |
713 |
33 |
school |
431 |
58 |
men |
345 | ||||||||
9 |
work |
686 |
34 |
help |
427 |
59 |
happy |
340 | ||||||||
10 |
food |
676 |
35 |
pain |
426 |
60 |
drink |
339 | ||||||||
11 |
water |
669 |
36 |
sea |
425 |
61 |
head |
337 | ||||||||
12 |
people |
664 |
37 |
dog |
419 |
62 |
hair |
336 | ||||||||
13 |
time |
630 |
38 |
never |
415 |
63 |
great |
333 | ||||||||
14 |
life |
629 |
39 |
of |
413 |
64 |
tree |
332 | ||||||||
15 |
love |
622 |
40 |
old |
402 |
65 |
church |
331 | ||||||||
16 |
bad |
615 |
41 |
book |
401 |
66 |
fear |
330 | ||||||||
17 |
girl |
581 |
42 |
paper |
399 |
67 |
boy |
328 | ||||||||
18 |
up |
565 |
43 |
down |
398 |
68 |
horse |
326 | ||||||||
19 |
car |
550 |
44 |
green |
395 |
69 |
it |
322 | ||||||||
20 |
black |
549 |
45 |
in |
388 |
70.5 |
war |
321 | ||||||||
21 |
what |
545 |
46 |
person |
387 |
70.5 |
word |
321 | ||||||||
22 |
house |
539 |
47.5 |
fir |
37 |
72 |
fool |
316 | ||||||||
23 |
out |
535 |
47.5 |
to |
37 |
73 |
friend |
311 | ||||||||
24 |
death |
518 |
49 |
rubbish |
374 |
74 |
fat |
309 | ||||||||
25 |
home |
501 |
50 |
light |
373 |
75 |
fun |
306 |
Языковая картина мира
термина «картина мира». Первоначально возникнув в рамках физики, семиотики, философии, оно прочно утверждается и становится универсальным в лингвистике конца ХХ века.
Понятие картины мира строится на
изучении представлений человека о
мире, следовательно, картина мира –
это целостный, глобальный образ
мира, который возникает в результате
познавательной деятельности человека,
его духовного опыта в ходе
тех или иных контактов с миром.
Как отмечает И.Г. Рузин, человек
познает мир на нескольких уровнях:
1) на физико-математическом (мир математических
и физических терминов, понятий), 2) на
экологическом уровне: мир, опосредованный
жизнедеятельностью человека, мир ценностей.
На этом уровне определяются объекты,
которые могут быть восприняты человеком;
3) на языковом уровне – мир, воспринятый
языковым сознанием [9]. Здесь прежде всего
становится важным, что из воспринимаемого
мира может выражаться в языке, и каким
закономерностям это выражение подчиняется.
Таким образом, признание за языком не
только функции сообщения, но и (самое
главное) функции «внутренней организации
того, что подлежит «сообщению»» [цит.
по: 7: 65] вывело на авансцену лингвистики
понятие «языковая картина мира».
Интерес к изучению языковой картины мира
восходит к идеям В. фон Гумбольдта, считавшего,
что различные языки являются орудием
оригинального мышления их носителей.
«Язык – это слепок с мировоззрения и
духа говорящего...», – писал Гумбольдт
[3: 324 – 397]. Он подчеркивал, что каждый конкретный
язык, порождаемый энергией человеческого
духа, создает особую – целостную и индивидуальную
– модель действительности. Однако основателем
современного учения о языковой картине
мира считается И. Гердер – немецкий философ
XVIII века, в работах которого впервые высказывается
мысль о том, что язык является выражением
народного духа, отражает мировидение
того, кто на нем говорит. В России разработка
данной проблемы началась с работ Ю.Н.
Караулова, посвященных тезаурусному
описанию (изучению) лексики, хотя некоторые
наработки в изучении языковой картины
мира (картины мира) присутствуют у Л.В.
Щербы, В.В. Виноградова. К концу XX в. появилось
много работ, посвященных данной проблеме,
в их числе работы Г.А. Брутяна, С.А. Васильева,
Г.В. Колшанского, Н.И. Сукаленко, М. Блэка,
Д. Хаймса, коллективная монография «Человеческий
фактор в языке. Язык и картина мира» (М.,
1988) и др. Возросший интерес к этой проблеме
связан с когнитивными исследованиями
последних лет. В целом, сложная природа
категории языковой картины мира порождает
возможность ее разноаспектной характеристики.
Так, в современной лингвистике условно
можно выделить следующие аспекты изучения
языковой картины мира: 1) онтолингвистический
(рассматриваются возрастные особенности
языковой картины мира), 2) психолингвистический
(рассматриваются психологические механизмы
формирования картины мира, в том числе
языковой картины мира), 3) когнитивный
(языковая картина мира выступает как
репрезентация концептуальной системы
личности), 4) лингвокультурологический
(сопоставляются языковые картины мира
разных народов, национальностей), 5) лингвистический
(исследуется представление и отражение
языковой картины мира языковыми средствами,
например, метафорой, сравнением и пр.,
или уровневыми единицами языка, в частности,
фразеологизмами, лексемами и пр.). При
этом в рамках данных подходов языковую
картину мира определяют как вербальное
представление (не копию) окружающего
мира, возникающего в сознании человека.
Исходя из того, что в сознании человека
обнаруживаются два пласта – сознательный
и бессознательный, можно предположить,
что языковая картина мира также включает
бессознательный компонент (мало осознаваемый)
и сознательный, на который собственно
и проецируется первый. В этой связи мы
предполагаем, что если выбор тех или иных
лексических единиц не всегда осознается/
рефлексируется языковой личностью, то
в случае исходно данных «метаязыковых
ссылок» человек воспроизведет лексические
единицы с определенной степенью рефлексии,
при этом возможно иное употребление глаголов,
т.е. языковая картина мира человека модифицируется.
Так, с одной стороны, языковая личность
эксплицитно выражает свое понимание
мира употреблением того или иного слова,
выражения и пр., с другой стороны, выбор
языкового средства и то, для чего оно
используется, в полной мере не осознается
обыденным языковым сознанием, поэтому
тот или иной способ языковой фиксации
мира представляет интерес для выявления
мировоззренческих установок языковой
личности, социальных и культурных характеристик,
психологического состояния человека,
общества и пр. В данном случае «язык является
средством выхода на образ мира» [4: 36].
При этом обыденное метаязыковое сознание,
включающее в себя знания (представления)
о действительности, являясь частью наивной
языковой картины мира, влияет на мировосприятие
личности, выбор тех или иных слов, грамматических
конструкций личностью.
НАЦ. ХАРАКТЕР
Анна Вежбицкая в своей книге « Setmantics , Culture and Cognition »... открывает такой подход к про блеме связи языка и нацио-нального характера, при котором... предла гается выявлять свойства национального характера, вычитывая их из национально-специфического в соответствующих языках. Тем самым сведения о национальном характере оказываются результатом лингвистического анализа, а не его исходной предпосылкой» (Падучева, 1996, с. 21).
Лингвокультура - это "комплекс языковых
единиц, заполняющих ценностно-