Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»
Институт филологического
Кафедра английского языка
Направление: Филологическое образование
Профиль: Английский язык
Курс: 6
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Давлетбаева Азамата Ракиповича
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Научный руководитель:
д.ф.н., проф. Буркова Т.А.
Работа допущена к защите _______________
Заведующий кафедрой _______________
Дата представления ________________
Дата защиты
Оценка
Уфа 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Психологи отмечают, что в течение всего периода обучения в школе ребенок нередко находится в состоянии стресса из-за страха отвечать у доски, получить плохую отметку, быть наказанным за невыученный урок и др. Часто причина неуспеваемости школьника, вызывающая дистресс (разрушающий стресс), кроется не в его лености и нежелании учиться, а в неспособности справиться с учебной нагрузкой.
Внутренний
конфликт, связанный с неспособностью
учащегося усвоить учебный
Невысокий уровень финансирования образования, скудная материально-техническая база школ, особенно в сельской местности, перегруженность учащимися учебных заведений не позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на уроке в соответствии с гигиеническими требованиями, использовать средства, снижающие чрезмерную интенсивность умственного труда школьников и утомительность учебной нагрузки.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения - 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с вышесказанным в современной системе образования России происходят значимые и сложные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого школьного возраста.
Цель исследования: проанализировать и апробировать методы и средства современных здоровьесберегающих технологий, используемых в педагогическом процессе в средней школе.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания в школе.
Предмет исследования: здоровьесбережение учащихся общеобразовательных школ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения.
Гипотеза опытно-педагогического обучения. Работоспособность и мотивация учащихся будут более высокими и успешными при условии использования на уроках английского языка различных элементов здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные
2) провести диагностику уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка;
3) проанализировать результаты исследования степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 класса и интереса к урокам английского языка:
4) разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, обработка данных, обобщение опыта.
Этапы исследования:
Первый этап: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и обобщение педагогического опыта.
Второй этап: реализация опытно-педагогической работы, анализ результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ Большеокинская СОШ Мечетлинского района Республики Башкортостан.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы таких известных педагогов, как М.В.Антропова, В.Ф.Базарный, Э.Н.Вайнер, А.В.Геращенко, Н.А.Гончарова, О.Евстифеева, Н.Кучменко, В.М.Заенчик, О.В.Сергеева, Г.К.Зайцев, В.В.Ильющенков, Т.А.Берсенева, Э.М.Казин, Н.Г. Блинова, Н.А.Литвинова, Л.А.Калинкин, В.И.Ковалько, Н.Н.Куинджи, В.Р.Кучма, Н.В. Лядова, Н.А.Лукина, И.Р.Майка, Н.К.Смирнов и другие.
Научная и практическая значимость исследования: представленная работа может быть использована при разработке методического материала для уроков иностранного языка, а также при практической организации обучения иностранным языкам с применением здоровьесберегающих технологий.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Список использованной литературы включает 51 источник.
В первой главе «Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений» раскрывается сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В данной главе также подробно рассмотрены средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий. Здесь же нами было рассмотрено применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Во второй главе «Опытно-педагогический эксперимент по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения» определены педагогические условия опытно-педагогической работы. В данной главе нами был организован опытно-педагогический эксперимент по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. На формирующем этапе исследования по результатам констатирующего эксперимента была составлена примерная программа поэтапного повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка. В конце главы бы проведен контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов [25, c.120].
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [22, c.57].
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3.
Индивидуально-
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий нее здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности [7, c.115].
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения [22, c.271].
Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе [26, c.95].
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий[26, c.96].
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий [26, c.63].
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка