Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62
Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная [23, c.58].
Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбе-режению у учащихся.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения младших школьников остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:
1. Гигиенические условия в классе (кабинете).
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4-7 видов за урок).
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).
4. Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
6. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
8. Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
9. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
11. Благоприятный психологический климат на уроке.
12. Преобладающее выражение лица учителя.
13. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
14. Темп и особенности окончания урока.
15. Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя [26, с. 122].
Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога.
При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
5–25-я минута – 80%;
25–35-я минута – 60–40%;
35–40-я минута – 10%.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения. Свидетельства утомления:
1) снижение продуктивности труда:
2) ослабление внутреннего
3) появление чувства усталости;
4) шум в классе.
Общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта):
1) появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;
2) отрицательные эмоции –
3) ухудшение внимания;
4) изменение отношения к работе
– возникновение желания
5) внешнее проявление утомления
– снижение скорости и
При утомлении ученика внимательный учитель заметит:
1) нетерпеливое ерзанье в
2) изменение почерка;
3) динамизм телодвижений (кривлянье);
4) вегетативные реакции:
5) жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;
6) младшие школьники пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).
Главные причины утомления:
1) профессиональные ошибки и
низкий уровень компетенции
2) перегруженность школьных
3) левополушарный перекос
4) переполнение классов (более
20 человек), затрудняющее индивидуализацию
учебно-воспитательного
5) несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классе и школе;
6) нарушение организационно-
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После такого активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности.
Рассмотрим интенсивность умственной деятельности в ходе занятий по Г.К. Таныч [36, c.64]:
Таблица 2
Интенсивность умственной деятельности в ходе занятий
Часть урока |
Время |
Нагрузка |
Деятельность |
1-й этап. Врабатывание (оргмомент,
фонематическая зарядка, |
5 мин. |
Относительно невелика |
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. Максимальная работоспособность |
20–25 мин. |
Максимальное снижение на 15-й мин. |
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв (актуализация пройденного материала) |
10–15 мин. |
Небольшое повышение работоспособности |
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Рассмотрим также структуру рациональной организации урока, представленной в таблице 3.
Таблица 3
Структура рациональной организации урока
Факторы урока |
Уровень гигиенической рациональности занятия |
1. Плотность (количество времени, затраченное школьником на учебную работу) |
Не менее 60% и не более 80% |
2. Виды учебной деятельности (количество) |
4–7 |
3. Средняя продолжительность различных видов деятельности |
Не более 10 минут |
4. Частота чередования видов учебной деятельности |
Смена не позднее чем через 7–10 минут |
5. Число видов преподавания |
Не менее 3 |
6. Наличие эмоциональных разрядок (количество) |
2–3 |
Во время урока английского
языка можно применять
1) физкультурные минутки;
2) динамические паузы;
3) массаж активных точек.
Физкультурные минутки. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Физкультминутки положительно влияют
на аналитико-синтетическую
Существует несколько видов физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7)
артикуляционно-мимическая
Более подробно данный вид физкультминутки Е.Березниковой представлена в приложении 1.
Требования к организации и проведению физкультминуток:
1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки считается 15–20-я минута урока.
2. Длительность физкультминуток – 1–5 минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4–6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
3.
Комплексы подбираются в
4.
Физкультминутки следует
5. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
6.
Для каждого класса необходимо
выбрать 2–3 условных
Примерный комплекс физкультминутки для снятия усталости.
1. Initial position: sitting on the chair. Bend arms and put palms on the back of the head, move elbows back, bend over, stretch yourself and breathe in. Return back to the initial position, breathe out. Repeat 3-4 times
И.п.: сидя на стуле. Согнуть руки, ладони положить на затылок, отвести локти назад, прогнуться, потянуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). (Повторить 3–4 раза)
2. Initial position is the same. Stand up and sit down 4 times
И.п.: то же. Вставать и садиться 4 раза
3. Initial position: standing. Aline legs with the shoulders. Bend over, trying to reach your toes. Repeat the exercise 3-4 times
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Пружинистые наклоны вниз, стараясь достать носки. (Желательно повторить 4–5 раз)
4. Jump in place (15 times) 4. Прыжки на месте (15 раз)
5. Walk in place quietly, gradually slow the pace 5. Спокойная ходьба на месте с постепенным замедлением темпа
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности школьников на уроке.
Письмо: ребенок, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Рекомендуются упражнения:
– для снятия общего или локального утомления;
– для кистей рук.
Чтение: нагрузка на глаза у современного школьника огромна, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз.
Слушание и говорение: в данном типе урока применяют гимнастику для слуха, которая к тому же благотворно влияет на зрение. А дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
Динамическая пауза – перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую.
В комплекс, рассчитанный на 2–3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки.
Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например, мышц шеи, кисти.
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка