Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Массаж активных точек

В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают  процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. Проводим массаж ушных раковин так, чтобы «уши горели». Каждый прием выполняется по 15–20 раз. Действуем в такой последовательности.

1. Тянем – умеренно – раковину  уха сверху вниз.

Pull the cochlea up and down.

2. Плотно обхватив ушную раковину пальцами, тянем ее вверх.

Clasped the cochlea with the fingers, pull it up.

3. Тянем ушную раковину в сторону.

Pull the cochlea to the sides.

4. Накроем ладонями уши и проделаем  круговые движения ушной раковины  по часовой стрелке (работают обе руки).

Cover your ears by palms, making circular actions clockwise.

5. Проделываем круговые движения  ушной раковины против часовой  стрелки (работают обе руки).

Cover your ears by palms, making circular actions the other way round.

6. Плотно прижимаем ладони к ушным раковинам и резко отпускаем (при этом следует услышать легкий хлопок).

Put your palms on the cochlea and release them abruptly.

7. Проводим ладонями по лицу, как будто умываемся.

Touch the face, as if we wash it.

8. Погружаем лицо в сложенные горстью ладони.

Put your face into the hands.

9. Делаем несколько легких круговых  движений ладонями, словно омываем  лицо водой.

Make several circular hand motions, as if we wash our face.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических особенностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

 

Выводы по I главе

 

Материал первой главы позволяет  сделать следующие выводы.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в  дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики

Здоровьесберегающие образовательные  технологии - это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных  технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания и повседневной жизни. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоро-вьесбережению  используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды), кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др.

Таким образом, обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и учат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что в дальнейшем помогает учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы

 

Я проходил педагогическую практику в средней общеобразовательной школе д. Большеокинская Мечетлинского района Республики Башкортостан.

В отчетный период перед школой стояла цель: "Развитие нравственной, интеллектуальной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению". 

Приоритетные направления работы.

1. Обновление содержания образования. 

2. Усиление личной направленности  образования. 

3. Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. 

4. Совершенствование системы работы  школы, направленной на сохранение  и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков, здорового  образа жизни. 

Задачи.

1. Организация здоровье сберегающей  образовательной среды как приоритетного направления школы. 

2. Создание нормативных и организационно-педагогических  условий для профилизации образования,  обусловленной социологическими  мониторингами и исследованиями. 

3. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров и активизации их педагогического творчества посредством внедрения современных технологий обучения и воспитания, и смещение акцентов в методике организации познавательной деятельности учащихся на реализацию компетентностного подхода, гуманизацию и социализацию образования. 

Работа  по организации учебно-воспитательного  процесса для решения педагогической задачи школы была построена на диагностической  основе. 

Диагностика особенностей ученического и учительского коллектива была определена по основным направлениям: 

- диагностика уровня профессиональной  компетентности педагогов; 

- динамика познавательной активности  учащихся в условиях введения  новых форм работы на уроке  (инновационные технологии), в условиях  освоения нового содержания; 

- динамика технологического климата  в педагогическом коллективе  в связи с освоением нового  педагогического опыта. 

По данным проводимой диагностики - стабилен рост показателей профессиональной деятельности учителей по следующим  направлениям: 

1) владение содержанием учебных курсов, новых подходов в изучении предметов; 

2) знание методик и методов  работы; 

3) положительная динамика в области  знания педагогических технологий; 

4) навыки контроля и коррекции  самоконтроля у учащихся. 

Проблемы, которые выявила диагностика творческого потенциала педагогов школы, можно считать следующие: 

- все педагоги включены в  освоение новых технологий, но не все активно используют на уроках новые технологии в полном объеме. Некоторые учителя только на теоретическом уровне знакомы с основами модульного обучения и в полном объеме не используют на практике метод проектной деятельности и несколько учителей только на теоретическом уровне знакомы с уровневой дифференциацией и не всегда применяют ее на практике и не стремятся к обмену опытом по освоению педагогических инноваций. 

Отсюда основными направлениями  работы школы стали: 

1. Повышение мотивации педагогов  школы на участие в освоении  передового педагогического опыта; 

2. Повышение учебной мотивации  слабоуспевающих учащихся; 

3. Сохранение уровня мотивации и его повышение у желающих учиться и овладеть стандартом знаний; 

4. Целенаправленная и систематизированная  работа с одаренными детьми. 

5. Повышение качества образованности  учащегося, уровня его воспитанности,  гражданской ответственности. 

6. Формирование потребности у учащегося  проявлять заботу о своем здоровье  и стремления к здоровому образу  жизни. 

7. Личностный (интеллектуальный и  нравственный) рост каждого школьника. 

8. Воспитание стремления расширить  и углубить знания в области интересующих школьников учебных дисциплин. 

9. Неукоснительное соблюдение правил  внутреннего распорядка всеми  участниками образовательного процесса. 

10. Повышение качества обучения  за счет освоения педколлективом  инновационных технологий в работе с детьми разной адаптации к обучению.

В данной школе 76 учителей, из них 3 учителя  преподают английский язык, 2 учителя - немецкий язык. В школе преподавание иностранного языка начинается со 2 класса.

Кабинет иностранного языка – это  неотъемлемая часть единой информационно-образовательной среды современной школы. Оформление и оборудование кабинета иностранного языка создает иноязычную обстановку, позволяет учащимся погружаться в атмосферу изучаемого языка.

Средства  обучения - необходимое условие успешного изучения предмета. С их помощью осуществляется организация обучения, воспитание и всестороннее развитие личности. Они должны использоваться на всех этапах обучения (начальном, среднем, старшем). При выборе средств обучения принимаются во внимание: цели и задачи урока; уровень усвоения материала; условия, в которых протекает учебный процесс.

Для успешного изучения иностранного языка  в данной школе в распоряжении учителей и детей имеются следующие средства обучения: ТСО (технические средства обучения): телевизор, видеомагнитофон /проигрыватель DVD, 2 магнитофона, диски и аудиокассеты по всем УМК. Наглядные пособия и раздаточный материал. Словари (англо-русские и русско-английские).

Все звукотехнические средства позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению; обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

Я преподавал английский язык в 7 классе, где провел опытно-педагогическое исследование по выявлению влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка. В классе 15 учеников, все дети изучают английский язык.

Исследование проводились в  период с 1 сентября по 12 октября 2012 г.

Опытно-педагогическое обучение по выявлению  влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка состояла из трех этапов:

I этап – констатирующий, в ходе которого было проведено анкетирование учащихся 7 классов для выявления интереса к изучению английского языка и уровня работоспособности исследуемых учащихся до проведения опытно-педагогического обучения.

II этап – формирующий. На данном этапе был отобран специальный материал по теме исследования «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка».

III этап – анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов опытно-педагогической работы по выявлению влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

 

Для доказательства предположения (гипотезы), рассматриваемого в данной работе, недостаточно только того, что было предложено в первой главе (теоретической). Необходимо проведение опытно-педагогического анализа эксперимента, доказывающего данное предположение на практике.

В соответствии с физиологическими и психическими параметрами подростка проведем исследование по выявлению влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка.

Целью исследования является изучение уровня работоспособности и интереса к урокам английского языка у исследуемых нами детей.

В исследовании были поставлены и  решены следующие задачи:

- выявить степень влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка;

- подобрать экспериментальные  методы исследования уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

- провести диагностику уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка;

- проанализировать результаты  исследования степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 класса и интереса к урокам английского языка.

Гипотеза опытно-педагогического обучения. Работоспособность и мотивация учащихся будут более высокими и успешными при условии использования на уроках английского языка различных элементов здоровьесберегающих технологий.

Опытно-педагогическая экспериментальная работа проводилась с 15 учениками 7 класса на базе средней общеобразовательной школы д. Большеокинская Мечетлинского района Республики Башкортостан.

Для интерпретации результатов  исследования необходимо знать:

- имя, фамилию исследуемого школьника;

- возраст исследуемого ребенка;

- пол исследуемого ребенка;

- класс исследуемого школьника.

Поэтому для проведения диагностического исследования был выявлен социальный портрет исследуемых школьников. Социальный портрет исследуемых детей приведен в таблице 4.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка