Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62
Таблица 4
Социальный портрет
№ испыт. |
ФИО испытуемого |
Возраст |
Пол |
Класс |
1 |
Ахметьянов Р. |
13 |
М |
7 |
2 |
Галиева Л. |
13 |
Ж |
7 |
3 |
Галиуллин Р. |
13 |
М |
7 |
4 |
Гареев Д. |
13 |
М |
7 |
5 |
Гафарова Д. |
13 |
Ж |
7 |
6 |
Гимадов Д |
13 |
М |
7 |
7 |
Искандарова А. |
13 |
Ж |
7 |
8 |
Исмагилов З. |
13 |
М |
7 |
9 |
Марданов М. |
13 |
М |
7 |
10 |
Маркатов Р. |
13 |
М |
7 |
11 |
Миннигулов А. |
13 |
М |
7 |
12 |
Набиева Э. |
13 |
Ж |
7 |
13 |
Нуриева Р. |
13 |
Ж |
7 |
14 |
Резяпов Э |
13 |
М |
7 |
15 |
Романов Д. |
13 |
М |
7 |
Для выявления влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка нами было проведено анкетирование.
Цель методики: Данное анкетирование позволяет выявить отношение исследуемых школьников к урокам английского языка.
Инструкция: Исследуемому школьнику предлагается ответить на 10 вопросов. Время выполнения задания - 5 минут.
В исследовании была использована оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания, а именно: оценка результатов выполнения заданий теста проводится на основе уровневого анализа работ учащихся. Отметки не выставляются.
На каждый вопрос следует дать один из трех следующих ответов: «да», «нет» или «?» (не знаю). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится, как проводятся уроки английского языка?
2. Как ты считаешь, нужно ли
проводить физкультминутки во
время уроков английского
3. Проводит ли учитель
4. Как ты думаешь, повышается
ли работоспособность на
5. Как ты считаешь, можно ли повысить интерес к урокам английского языка посредством проведения во время уроков физкультминуток?
6. Как ты полагаешь, влияет ли проведение релаксационных минут на дальнейшее усвоение материала урока?
7. Как ты считаешь, влияет ли
эмоциональный настрой учителя,
8. Играете ли вы во время перемены в подвижные игры?
9. Посещаешь ли ты спортивные секции или спортклубы?
10. Как ты думаешь, важен ли спорт для здоровья человека?
Обработка результатов:
Если ответ положительный - 1 балл.
Если ответ отрицательный - 0 баллов.
Таким образом, суммарная оценка в пределах 7-10 баллов характеризует достаточно высокую степень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Сумма баллов от 4 до 6 соответствует средней степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Сумма баллов от 0 до 3 характеризует низкую степень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Полученные данные тестирования констатирующего этапа опытно-педагогического эксперимента по исследованию уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка до начала опытно-педагогического обучения показали следующие результаты. Данные приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты констатирующего
№ испыт. |
ФИО испытуемого |
Баллы |
уровень |
1 |
Ахметьянов Р. |
4 |
средний |
2 |
Галиева Л. |
2 |
низкий |
3 |
Галиуллин Р. |
5 |
средний |
4 |
Гареев Д. |
1 |
низкий |
5 |
Гафарова Д. |
8 |
высокий |
6 |
Гимадов Д |
4 |
средний |
7 |
Искандарова А. |
2 |
низкий |
8 |
Исмагилов З. |
1 |
низкий |
9 |
Марданов М. |
8 |
высокий |
10 |
Маркатов Р. |
2 |
низкий |
11 |
Миннигулов А. |
5 |
средний |
12 |
Набиева Э. |
9 |
высокий |
13 |
Нуриева Р. |
2 |
низкий |
14 |
Резяпов Э |
4 |
средний |
15 |
Романов Д. |
1 |
низкий |
Согласно приведенным в таблице данным, определим процентное соотношение результатов анкетирования.
Высокий уровень - 3 учеников - 20%.
Средний уровень- 5 учеников - 33%.
Низкий уровень - 7 учеников - 47%.
Полученные результаты выразим в диаграмме.
Рис.1. Результаты анкетирования исследуемых школьников
Согласно данным таблицы и диаграммы, можно сделать следующие выводы: высокий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был выявлен у 3 (20%) исследуемых школьников, средний уровень у 5 (33%) обследованных детей, а низкий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был определен у 7 (47%) исследуемых детей.
Таким образом, данное исследование выявило необходимость проведения ряда занятий по повышению уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.
На формирующем этапе исследования по результатам констатирующего эксперимента, сделав соответствующие выводы по повышению степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка, была составлена примерная программа поэтапного повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.
Данная программа реализовывалась в течение одного месяца с исследуемыми учениками 7 класса с целью дальнейшего повышения степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Цель здоровьесберегающих
Работая в исследуемом мной 7 классе, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в ходе педагогической практики я использовал элементы здоровьесберегающих технологий.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включал зарядки-релаксации. По времени это занимало 3-5 минут. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
Вот примеры такой зарядки:
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair.
Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Одним из важных направлений по предупреждению школьных болезней является работа по профилактике нарушений осанки и близорукости. Во избежание ухудшения зрения учащихся следует сменить позу «сидя» в положение «стоя». Детей можно без ущерба учебному процессу переводить в положение стоя до трёх раз во время урока.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать упражнение «Ring». В быстром темпе надо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т. д. Упражнение выполняется сначала в одном порядке, потом в обратном.
Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное, сначала только через левую ноздрю, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач.
Своеобразным отдыхом на уроке является релаксация, состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки лучше проводить с учащимися средней и старшей ступеней обучения. Можно проводить сеансы нервно-мышечной релаксации. Учитель или ученик читает текст, одновременно выполняя и сам этот комплекс упражнений.
Поддержанию высокого эмоционального тонуса учащихся способствует и юмор. Опыт показывает, что короткие, интересные тексты находят самый живой отклик у учащихся. Шутка, юмор оживляют занятие. Смех является необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся, снимает усталость, скованность, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала.
Система фрагментов заданий представлена в приложении 1.
Таким образом, в век стрессовых перегрузок и малоподвижного образа жизни использование подобных упражнений на уроке помогает учащимся снимать нервно-эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье. Дети учатся грамотно и бережно относиться к своему здоровью. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели. Поэтому учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.
На контрольном этапе исследования после формирующего этапа исследования было проведено повторное тестирование для выявления степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Повторное анкетирование на контрольном этапе исследования выявило следующие результаты.
Таблица 6
Результаты повторного анкетирования исследуемых учеников на контрольном этапе эксперимента
№ испыт. |
ФИО испытуемого |
Баллы |
уровень |
1 |
Ахметьянов Р. |
7 |
высокий |
2 |
Галиева Л. |
2 |
низкий |
3 |
Галиуллин Р. |
7 |
высокий |
4 |
Гареев Д. |
4 |
средний |
5 |
Гафарова Д. |
8 |
высокий |
6 |
Гимадов Д |
7 |
высокий |
7 |
Искандарова А. |
4 |
средний |
8 |
Исмагилов З. |
7 |
высокий |
9 |
Марданов М. |
8 |
высокий |
10 |
Маркатов Р. |
2 |
низкий |
11 |
Миннигулов А. |
7 |
высокий |
12 |
Набиева Э. |
9 |
высокий |
13 |
Нуриева Р. |
4 |
средний |
14 |
Резяпов Э |
7 |
высокий |
15 |
Романов Д. |
4 |
средний |
Приведенная таблица повторного анкетирования выявило положительную динамику влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.
Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка