Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Определим процентное соотношение результатов анкетирования.

Высокий уровень - 9 учеников - 60%.

Средний уровень- 4 учеников - 27%.

Низкий уровень - 2 учеников - 13%.

Полученные результаты выразим  в диаграмме.

Рис.2. Результаты повторного анкетирования  исследуемых школьников

Согласно диаграмме высокий уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 60% исследуемых школьников. Более половины учеников считает, что применение на уроках английского языка здоровьесберегающих технологий ведет к повышению работоспособности и интереса у детей средней ступени обучения.

Средний уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был определен у 27% детей. Значит почти третья часть учеников сомневается в значительном влиянии здоровьесберегающих технологий на мотивацию и работоспособность учащихся на уроках английского языка.

 Низкий уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 13% исследуемых учеников. Данная группа детей полагает, что здоровьесберегающие технологии не влияют на уровень работоспособности и степень интереса учащихся к урокам английского языка.

Для получения более полной картины  опытно-педагогического эксперимента сравним полученные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и отобразим в сравнительной таблице.

Таблица 7

Сравнительная таблица результатов  констатирующего и контрольного этапов исследования

Уровень

Констатирующий этап исследования

Контрольный этап исследования

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

высокий

3

20

9

60

средний

5

33

4

27

низкий

7

47

2

13


 

По данным таблицы можно увидеть, что после проведения формирующего этапа опытно-педагогического эксперимента была отмечена положительная динамика влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Отобразим полученные результаты исследования графически, что позволит нам определить явное улучшение полученных данных опытно-педагогического эксперимента.

Рис.3. Гистограмма сравнительных  результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Приведенные в таблице и диаграмме данные позволяют констатировать тот факт, что после формирующего этапа эксперимента уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка стал выше, а именно:

- если на констатирующем этапе  исследования высокий уровень  был выявлен у 20% исследуемых школьников, то на контрольном этапе он повысился до 60%, что на 40% выше прежнего показателя результата;

- если средний уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка вначале был определен у 33% учащихся, то после формирующего этапа эксперимента, где реализовывалась программа занятий на повышение уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка, данный уровень понизился до 27%, что означает улучшение результата у многих исследуемых учеников;

- если на констатирующем этапе  исследования мы выявили низкий  уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка у 47%, то на контрольном этапе эксперимента нами был получен результат – 13%, что свидетельствует о повышении степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Итак,  после проведения итогового этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии являются эффективным средством повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, в которой мы предположили, что работоспособность и мотивация учащихся будут более высокими и успешными при условии использования на уроках английского языка различных элементов здоровьесберегающих технологий, в целом подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Материал главы позволяет сделать  следующие выводы.

Для доказательства предложенной нами гипотезы было проведено исследование уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 класса и интереса к урокам английского языка.

Экспериментальная работа проводилась  с 15 учениками 7 класса на базе средней общеобразовательной школы д. Большеокинская Мечетлинского района Республики Башкортостан.

Исследование состояло из 3 этапов: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов опытно-педагогической работы по выявлению влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Для выявления влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка нами было проведено анкетирование, которое позволило выявить отношение исследуемых школьников к урокам английского языка. Исследуемому школьнику предложили ответить на 10 вопросов. Время выполнения задания - 5 минут.

В исследовании была использована оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания. После тестирования был проведен анализ и обобщение результатов исследования.

По результатам констатирующего  этапа исследования можно сделать следующие выводы: высокий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был выявлен у 3 (20%)  исследуемых школьников, средний уровень у 5 (33%) обследованных детей, а низкий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был определен у 7 (47%) исследуемых детей.

Таким образом, данное исследование выявило  необходимость проведения ряда занятий  по повышению уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

На формирующем этапе исследования была составлена примерная программа поэтапного повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка. Данная программа реализовывалась в течение одного месяца с исследуемыми учениками 7 класса с целью дальнейшего повышения степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.

Работая в исследуемом мной 7 классе, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в ходе педагогической практики я использовал элементы здоровьесберегающих технологий. Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

После формирующего этапа исследования было проведено повторное тестирование для выявления степени влияния  здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес  к урокам английского языка.

Повторное анкетирование на контрольном этапе исследования выявило следующие результаты: высокий уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 60% исследуемых школьников. Средний уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был определен у 27% детей. Низкий уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 13% исследуемых учеников.

Для получения более полной картины  опытно-педагогического эксперимента мы сравнили полученные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и сделали соответствующие выводы:

 - если на констатирующем этапе исследования высокий уровень был выявлен у 20% исследуемых школьников, то на контрольном этапе он повысился до 60%, что на 40% выше прежнего показателя результата;

- если средний уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка вначале был определен у 33% учащихся, то после формирующего этапа эксперимента, где реализовывалась программа занятий на повышение уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка, данный уровень понизился до 27%, что означает улучшение результата у многих исследуемых учеников;

- если на констатирующем этапе  исследования мы выявили низкий  уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка у 47%, то на контрольном этапе эксперимента нами был получен результат – 13%, что свидетельствует о повышении степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Итак,  после проведения итогового этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии являются эффективным средством повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, в которой мы предположили, что  работоспособность и мотивация  учащихся будут более высокими и  успешными при условии использования  на уроках английского языка различных элементов здоровьесберегающих технологий, в целом подтвердилась.

 

 

Заключение

 

Проведенное комплексное изучение позволило сделать следующие  заключения.

В теоретической части работы мы проанализировали литературу по проблеме исследования степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка. Нами была раскрыта сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В теоретической части работы также  нами были подробно рассмотрены средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Под методами здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

В первой главе также нами было рассмотрено применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.

Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания и повседневной жизни. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоро-вьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды), кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка