Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии как важное направление работы образовательных учреждений 8
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе 8
1.2. Средства и методы здоровьесберегающих образовательных технологий 12
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-педагогический эксперимент по применению 31
здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на среднем этапе обучения 31
2.1. Педагогические условия опытно-педагогической работы 31
2.2. Организация опытно-педагогического эксперимента по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка 35
2.3. Организация формирующего этапа опытно-педагогического обучения 40
2.4. Контрольный анализ результатов опытно - педагогического эксперимента 43
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Список использованной литературы 57
Приложение 62

Файлы: 1 файл

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и учат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что в дальнейшем помогает учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В практической части работы нами были определены педагогические условия опытно-педагогической работы. В данной главе нами был организован опытно-педагогический эксперимент по применению здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Экспериментальная работа проводилась  с 15 учениками 7 класса на базе средней общеобразовательной школы с. Большая Ока Мечетлинского района Республики Башкортостан.

Исследование состояло из 3 этапов: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования, анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов опытно-педагогической работы по выявлению влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка. Работая в исследуемом мной 7 классе, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в ходе педагогической практики я использовал элементы здоровьесберегающих технологий.

Для выявления влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка нами было проведено анкетирование, которое позволило выявить отношение исследуемых школьников к урокам английского языка. Исследуемому школьнику предложили ответить на 10 вопросов. Время выполнения задания - 5 минут.

В исследовании была использована оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания. После тестирования был  проведен анализ и обобщение результатов исследования.

По результатам констатирующего  этапа исследования можно сделать следующие выводы: высокий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был выявлен у 3 (20%)  исследуемых школьников, средний уровень у 5 (33%) обследованных детей, а низкий уровень влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка был определен у 7 (47%) исследуемых детей.

Таким образом, данное исследование выявило  необходимость проведения ряда занятий  по повышению уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

На формирующем этапе исследования по результатам констатирующего эксперимента была составлена примерная программа поэтапного повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка. Данная программа реализовывалась в течение четырех месяцев с исследуемыми учениками 7 класса с целью дальнейшего повышения степени влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.

После формирующего этапа исследования было проведено повторное тестирование для выявления степени влияния  здоровьесберегающих технологий на работоспособность учащихся и интерес к урокам английского языка.

Повторное анкетирование на контрольном  этапе исследования выявило следующие  результаты: высокий уровень  работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 60% исследуемых школьников. Средний уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был определен у 27% детей. Низкий уровень работоспособности и интереса к урокам английского языка был выявлен у 13% исследуемых учеников.

Для получения более полной картины опытно-педагогического эксперимента мы сравнили полученные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и сделали соответствующие выводы:

- если на констатирующем этапе  исследования высокий уровень  был выявлен у 20% исследуемых школьников, то на контрольном этапе он повысился до 60%, что на 40% выше прежнего показателя результата;

- если средний уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка вначале был определен у 33% учащихся, то после формирующего этапа эксперимента, где реализовывалась программа занятий на повышение уровня влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов на уроках английского языка, данный уровень понизился до 27%, что означает улучшение результата у многих исследуемых учеников;

- если на констатирующем этапе  исследования мы выявили низкий  уровень работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка у 47%, то на контрольном этапе эксперимента нами был получен результат – 13%, что свидетельствует о повышении степени влияния здоровьесберегающих технологий на повышение работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Итак,  после проведения итогового этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие технологии являются эффективным средством повышения уровня работоспособности учащихся 7 классов и интереса к урокам английского языка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, в которой мы предположили, что работоспособность и мотивация учащихся будут более высокими и успешными при условии использования на уроках английского языка различных элементов здоровьесберегающих технологий, в целом подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, — М., 1974. — 136 с.
  2. Антропова М.В. Физическое развитие ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. - М., 1983 - С. 224 - 254.
  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.-С.175.
  4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1.- С.21-26. 
  5. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. – 2003. - №2. – С. 35-39.
  6. Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
  7. Геращенко А.В. Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя // Спорт в школе и здоровье детей. – 2007. - №4.
  8. Геращенко А.В. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.- 2005.- №3.- С.52-87. 
  9. Гончарова Н.А. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка
  10. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.
  11. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.
  12. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья  учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.
  13. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. - СПб., 1993.
  14. Казин Э.М., Блинова Н.Г, Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000.
  15. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений: Метод. пособие. – М., 2003. – 116с.
  16. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
  17. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007. 
  18. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
  19. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
  20. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  21. Кучма В.Р., Сердюковская П.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  22. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 2003. – 221 с.
  23. Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся. // Физическая культура и здоровье. - 2000. - № 2 - С. 90-96.
  24. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  25. Лукина Н.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // 2012. - №2. http://festival.1september.ru
  26. Майка И.Р. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка // 2012. - №5. http://festival.1september.ru
  27. Малюкова И.Б. Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора: Общеобразовательный урок с активной динамической нагрузкой. - М.: Центр образования «Лукоморье» ЮОУО, 1998.
  28. Медведева Н.А., Соловьев Г.М. Качество образования в аспекте здоровьесберегающих технологий: Материалы всероссийской научно-методической конференции.- Кемерово: КГУ, 2004.
  29. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
  30. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.- 2005.- №6.- С.37-44. 
  31. О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно–методическое пособие / Под ред. В.Ф.Лехтман,  к.п.н., заслуженного учителя РФ. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – 91 с.
  32. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АП-КиПРО, 2003.
  33. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22. 
  34. Попов С.В. Валеология в школе и доме. (О физическом благополучии школьников) - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.
  35. Психофизиологические основы здоровья: Практикум / Сост. И.С. Соломко, О.А. Буланович, С.В. Яремчук. – Комсомольск–на–Амуре: КГПУ, 1999. – 108 с.
  36. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. – 2002. - №10. – Вкладыш.
  37. Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
  38. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.
  39. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии.- 2004.- №2.- С.200-207. 
  40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  41. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.
  42. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272с.
  43. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Автор-составитель Г.Н. Петровский. - Мн.: НИО, 2000. - 92с.
  44. Соловьев Г.М. Перспективы становления здоровьесберегающией системы образования // - Ставрополь.- СГУ, 2004.
  45. Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии усвоения. – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003. – 236с.
  46. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. - 2002. - №2. - С.120 - 128.
  47. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии. – 2003. - №3. – С. 191-193.
  48. Третьякова Л.Л. Актуальность использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка // 2012. - №
  49. Цаллагова З. Этнопедагогические предписания здорового образа жизни // Народное образование. – 2001. - №4. – С.206-212.
  50. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.
  51. Ширигова Н.В. Информационные и здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // http://www.prodlenka.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Физкультминутки для  улучшения мозгового кровообращения по Е.Березниковой

 

1 способ:

Initial position: sitting on the chair.

1 – bend your head right;

2 – initial position;

3 – bend your head left;

4 – initial position;

5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;

6 – initial position.

Repeat 3–4 times. The pace is slow.

 

И.п.: сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо;

2 – и.п.;

3 – голову наклонить влево; 

4 – и.п.;

5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать;

6 – и.п. 

Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

 

2 способ:

Initial position – standing, put hands on the waist.

1 – turn the head right;

2 – initial position;

3 – turn the head left;

4 – initial position.

Repeat 4–5 times.

The pace is slow.

 

И.п.: стоя, руки на поясе.

1 – поворот головы направо; 

2 – и.п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и.п. 

Повторить 4–5 раз.

Темп медленный.


 

Упражнение для мобилизации внимания:

Initial position – standing, put hands along the body;

1 – put your right hand on your waist;

2 – put your left hand on your waist;

3 – put your right hand on your shoulder;

4 – put your left hand on your shoulder;

5 – raise your right hand;

6 – raise your left hand;

7–8 – clap your hands over your head;

9 – put the left hand on your shoulder;

10 – put your right hand on your shoulder;

11 – put your left hand on your waist;

12 – put your right hand on your waist;

13–14 – slap your hips.

Repeat 4–6 times.

The pace is slow for the first time, then it’s medium-paced for the second, then fast for 3–4, and then slow again for 5–6

 

И.п.: стоя, руки опустить вдоль туловища;

1 – правую руку на пояс;

2 – левую руку на пояс;

3 – положить правую руку на  плечо;

4 – положить левую руку на  свое плечо;

5 – правую руку вверх;

6 – левую вверх;

7–8 – хлопки руками над  головой;

9 – опустить левую руку на  плечо;

10 – правую руку положить  на плечо;

11– левую руку на пояс;

12 – правую руку на пояс;

13–14 – хлопки руками по бедрам.

Повторить 4–6 раз.

Темп – 1-й раз медленный;

2 – средний; 3–4-й раз – быстрый; 5–6-й раз – медленный.


 

Упражнения для кистей рук

Для снятия утомления с мелких мышц кисти:

Initial position: sitting, the hands are raised.

1 – make a fist;

2 – unclasp your hands.

Repeat 6–8 times. Then put your hands down and shake them. The pace is slow.

 

И.п.: сидя, руки подняты вверх.

1 – сжать кисти в кулак;

2 – разжать. 

Повторить 6–8 раз.

Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Five little gentlemen

Going for a walk.

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance (5 пальчиков – джентльмены, 5 – леди, они встречаются и начинают танцевать)

 

Для снятия утомления с плечевого  пояса и рук

1 способ:

Initial position: standing with hand on your waist;

1 – put the right hand forward, the left hand up;

2 – change the hands’ position.

Repeat 3–4 times.

Then put down hands and shake them, bend your head forward.

Then repeat 3–4 times more.

The pace is slow

 

И.п.: стоя, руки на поясе;

1– правую руку вперед, левую  вверх;

2 – переменить положение рук.  Повторить 3–4 раза.

Потом расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед.

Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний

2 способ:

Initial position: sitting or standing. Put back sides of the hands on your waist.

1–2 – put the elbows forward, bend your head forward;

3–4 – put the elbows back and bend. Repeat 5–6 times. Then put hands down and shake them.

The pace is slow.

 

И.п.: сидя или стоя. Кисти тыльной  стороной на поясе.

1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;

3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз. Затем руки  вниз и потрясти ими расслабленно.

Темп медленный

3 способ:

Initial position: sitting, hands are up.

1 – make a fist;

2 – unclasp your hands. Repeat 6–8 times.

Then put hands down and shake them.

The pace is slow.

 

И.п.: сидя, руки вверх.

1– сжать кисти в кулак;

2 – разжать. Повторить 6–8  раз. Затем руки расслабленно  опустить вниз и потрясти кистями.

Темп средний.


 

Гимнастика для глаз

Эти упражнения способствуют сохранению зрения.

Open your eyes wide. Look as high as you can, fix your sight for one second. Then move your eyes to the right as far as you can, fix this position for one second. Then move your eyes down as far as you can, fix the position for one second, and finally move your eyes left as far as you can and fix this position for one second. Keep your eyes wide open.

Do this exercise 10 times clockwise and 10 times counter-clokwise.

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose.

Close your eyes,

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

Широко раскрыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.

Затем перевести его до предела  вправо, зафиксировав это положение на секунду.

Далее посмотреть до предела вниз, зафиксировав на секунду взгляд, а  затем до упора влево, также задержав взгляд на секунду.

Глаза все время должны быть открытыми. Выполняется упражнение 10 раз по направлению часовой стрелки  и столько же – против.

Вращения

Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в  обратную сторону. Закрыть глаза  и повторить то же самое.

Rotate eyes 10 times clockwise, then back. Close your eyes and repeat the same exercise.

Вертикали – горизонтали

Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10–15 раз).

Without turning the head move your eyes up and down, right –  left.

 

Удивление

Сильно зажмурить глаза и  посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь.

Close your eyes tightly and look into the darkness. Then open your eyes wide, as if you are surprised.

Диагонали.

Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить его на этой точке.

Focus your eyes to the left bottom corner. Focus on this point.

После трех морганий повторить в  правую сторону. Затем скосить глаза  в левый верхний угол, а теперь в правый.

Then wink 3 times and direct your sight to the right bottom corner. Focus on this point. Then look against to the left upper corner and then to the right corner.

«Косые» глаза

Поднести палец к переносице, посмотреть на него. Затем медленно отвести палец вдаль, продолжая  следить за ним глазами.

Put your finger on the bridge of the nose, look at it. Then slowly take the finger aside, keeping eyes on it.

Расслабление.

Плотно закрыть глаза, расслабив  лоб. Подумать о чем-нибудь приятном.

Tightly close your eyes, relax the forehead. Think about something pleasant.

Для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они оказались в полной темноте.

Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, cap, bad, black, bedroom, match, bent, seven, ten Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с.

Bend the upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми

Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха

Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз

Упражнения, корректирующие осанку

Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища:

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.

1–5 – make circular motions with your body to the right;

5–6 – make circular motions to the left;

7–8 – put your hands down and shake them.

Repeat 4–6 times. The pace is medium

И.п.: стойка, ноги врозь, руки за голову;

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка