Обучение младшего школьника изображению натюрморта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

диплом смирнова.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Гений Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне и Тициан, Тинторетто – в своем творчестве наилучшим образом воплотили новое мировоззрение эпохи.

Подъем в развитии искусства Нидерландов, Франции  и Германии (XV-XVI вв.) называют северным Возрождением. Творчество живописцев Ян Ван Эйка, П. Брейгеля Старшего – вершины искусства этого периода. В Германии величайшим художником немецкого Возрождения был А. Дюрер.

Открытие эпохи Возрождения  в области духовной культуры и  искусства имели огромное историческое значение для европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время [45, 106].

Процесс развития европейской  живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы со своими традициями и особенностями. Живопись выражает новые социально-гражданские идеалы, углубляется психологическая проблематика. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, правило к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т. п. В искусстве создавались различные стилевые направления: барокко с динамичной живописью и характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; рококо с изысканными нюансами цвета; классицизм с четким, строгим и ясным рисунком [45, 107].

Барокко (причудливый) – художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII в. Он зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств – основополагающая черта барокко [45, 107].

Стиль барокко прославлял могущество власти и церкви. Вместе с тем в живописи нашли отражение  и такие прогрессивные взгляды, как сложность мироздания, безграничность и многообразие мира, его изменчивость. Человек в искусстве барокко – часть мира, сложная личность, со всеми ее переживаниями, противоречиями, конфликтами. Особенность барокко – отказ от ренессансной гармонии ради эмоционального контакта со зрителем.

В изобразительном искусстве  преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Рококо – стиль европейского искусства (вторая четверть и середина) XVIII в. Проявился во Франции и получил свое название от главного элемента орнамента – рокайля. Рокайль по форме походит на завиток раковины. Парковые павильоны-гроты украшали деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». Впоследствии термин «рокайль» стал обозначать все изгибающиеся, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень. Иногда термином «рокайль» обозначают стиль рококо [45, 107].

Интерьеры, мебель и декоративные изделия украшались причудливыми, изысканными орнаментами, резными и лепными узорами из рокайльных завитков, от присущих барокко монументальности и размаха стиль рококо обращается к удобству повседневного быта, утонченности обстановки. В убранстве помещений преобладали орнаменты, покрывающие стены и потолки, рельефы, маски амуров, живописные панно и зеркала. Прихотливым изяществом отличались изделия декоративно прикладного искусства. Мастера умело выявляли  выразительные возможности фарфора, ювелирных украшений, резьбы по дереву.

Стиль рококо отказывается от прямых линий, ордерной системы. Для  него характерны светлые тона, воздушная  легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм. Пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760-х гг. на смену рококо приходит классицизм [45,107].

Классицизм - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одно из важнейших особенностей которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции Высокого Возрождения. Искусство классицизма, отражая идеи гармонического устройства общества, во многих их утратило по сравнению с эпохой Возрождения. Противоречия между личностью и государством, идеалом и реальностью, чувством и разумом свидетельствовали о достаточной сложности нового стиля. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов [45, 108].

Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный  стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале – резиденции французских  королей (вторая половина XVII в.). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема с помощью светотени, использование локальных цветов, подчиненная роль цвета; разграниченность планов в пейзаже выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний – зеленый, а дальний - голубым.

Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании. Характерный пример – полотно Ж.-Л. Давида «Клятва Горациев» (1785 г.).

 

В XIX в. живопись продолжает играть активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма проявляла интерес к драматическим событиям истории и современности. Полотна отличались контрастностью света и тени, насыщенностью колорита [45, 108].

Романтизм – идейное художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX в. Оно проявило себя во всех видах искусства, в философии и гуманитарных науках. Романтизм возник как противопоставление рационализму и бездуховности общества, эстетике классицизма и философии Просвещения. В основе романтического идеала – свобода творческой личности, культ сильных страстей, интерес к национальной культуре и фольклору, к искусству других народов, к истории. Характерная черта романтизма – острые противоречия между идеалом и гнетущей реальностью. Романтики искали взаимопроникновения и синтеза искусств, слияния видов и жанров [45, 108].

В пластических искусствах романтизм наиболее ярко проявился  в живописи и графике, оказал влияние на садово- парковое искусство и архитектуру малых форм, отразившую экзотические мотивы.

Представительная школа романтического искусства сложилась во Франции. Живописцы Т. Жерико, Э. Делакруа вновь открыли свободную динамическую композицию и яркий насыщенный колорит. Они писали людей героических в моменты наивысшего подъема их духовных и физических сил, во время противостояния природным или социальным стихиям. В творчестве романтиков в известной мере еще сохранились стилевые основы классицизма, но при этом большую свободу получила индивидуальная манера художника.

Романтизм имел свои отличительные  особенности и разнообразные  формы в искусстве Германии, Австрии, Англии и других стран. Например, в  творчестве англичан У. Блейка и У. Тернера  проявились черты романтической фантастики, направленные на поиск новых выразительных средств.

В России романтизм значительным образом повлиял на развитие портретной и пейзажной живописи. Главным в портрете стало выявление ярких характеров, напряженной духовной жизни, мимолетных выражений чувств, а в пейзаже – восхищение мощью природы и ее одухотворение. Это отразилось в творчестве выдающихся русских художников О. Кипренского, К. Брюллова, С. щедрина, И. Айвазовского, А. Иванова.

Изобразительному искусству  романтизма свойствен отказ от академических канонов. Оно было проникнуто лиризмом, героической приподнятостью, эмоциональностью, стремлением выразить кульминационные, драматические события [45, 109].

Реализм, пришедший на смену романтизму, часто рассматривают как оппозиционный ему, но отношения здесь достаточно сложные, поскольку идеи романтизма были направлены на создание новой, прекрасной реальности. Реализм в искусстве – правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими художественному творчеству [45, 109].

В искусствознании существуют различные взгляды на определение  понятия «реализм». В более общем  плане реализм рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы – просветительский, критический, социалистический реализм. В узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать, что он возник в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм исследует личность человека в неразрывной связи с современным ему обществом и социальным положением в нем.

Впервые термин «реализм»  в области изобразительного искусства  появился в середине XIX в. Его отличительной особенностью является внимание к повседневной жизни людей. Развитие реализма связано с искусством мастеров эпохи Просвещения, которые критиковали социальные порядки в обществе и отражали это в своем творчестве [45, 109].

Критический реализм в искусстве европейских стран и Америке был ориентирован на изображение жизни обездоленных, ее противопоставление жизни богатых слоев общества, сочувствие человеку с неблагополучной судьбой. Творчество Г. Курбе, Ф. Милле, других французских художников было связано с исследованием общественных противоречий. [109, 45]

Тенденция реалистического  мышления проявляется по-разному  и в разных видах и жанрах искусства. Следует отметить, что сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения. В таком понимании искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи, а одинаково реалистическими можно считать и натурализм малых голландцев, и русский клубок, и импрессионизм. Нередко натурализм нереалистичен, не является жизненным, поскольку довольствуется поверхностным сходством без проникновения в глубинные процессы действительности, а абстрактное художественное мышление более точно выражает реальность, так как схватывает самую сущность какого-либо элемента изображаемого явления или предмета. Вероятно, правильнее считать, что художественно-образный смысл реалистического искусства связан с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения конкретной идеи.

Признаком метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способом познания, обобщения, художественного отражения действительности. Например, реализм Мазаччо и П. дела Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.-Л. Давида и О.Домье, И. Репина, В. Сурикова, В.Серова существенно различен, что свидетельствует о его широчайших творческих возможностях [45, 110].

Появление импрессионизма, выявившего возможности оптического  смещения чистых цветов и эффекты  передачи фактуры, с его стремлением  передать изменчивую красоту мира, было переворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие [45, 110].

Импрессионизм художественный стиль в искусстве последней  трети XIX - начала XX в. – оказал огромное влияние на все последующее искусство. Его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега в своих живописных работах отразили все многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерны случайные ситуации, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.

Законченная система  пленэра, разработанная художниками  К. Моне, К. Писсарро, А. Сислеем, привела к революционным преобразованиям в пейзажной живописи. Эти художники вышли писать свои  картины на открытый воздух и получили возможность запечатлеть, как простой будничный мотив преображается в лучах сверкающего солнца, объемные формы как бы растворяются в вибрации света и воздуха. Художники стремились изобразить видимый мир во всем богатстве сверкающих красок, в присущей ему постоянной изменчивости и воссоздать единство человека и окружающей его природы [45, 110].

Импрессионисты создали живописную систему, которая была построена на разложении сложных цветовых тонов на чистые цвета. Художники накладывали на холст раздельные мазки с таким расчетом, чтобы при восприятии картины издали происходило оптическое смещение этих цветов. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков, пастообразных и жидких, придавала красочному слою трепетность и реальность, ощущение незаконченности, эскизности произведения. Происходило соединение нескольких стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом. В отдельных приемах построения композиции и пространства в импрессионизме заметно влияние японской гравюры. Для импрессионизма характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом. Импрессионизм широко распространялся в мировом искусстве, но многие использовали лишь отдельные его приемы: обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры и т. п. [45, 110].

В России яркими представителями  импрессионизма были художники К. Коровин  и И. Грабарь, воплотившие на своих  полотнах необычайную меткость наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений. В скульптуре импрессионистические черты – кажущаяся незавершенность, незаконченность, схваченное на лету движение, особая трепетность и фактурность поверхности бронзы и мрамора – свойственны работам О. Родена во Франции и П. Трубецкого в России.

С конца XIX - начала XX в. разнообразные новые течения во Французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм проявил большой интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, использовали декоративную стилизацию (П. Сезанн, Ван Гоо, П. Гоген). К постимпрессионизму относится творчество А. Тулуз- Лотрека, который изображал на своих полотнах жизнь актеров, циркачей, певиц, танцовщиц, завсегдатаев кафе и баров. Картины Ж. Сера, П.Синьяка, некоторые полотна К. Писсарро, написанные раздельными мазками (пуантилизм), также причисляют к постимпрессионизму [45, 111].

Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта