Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.
а) рисование с натуры и по памяти отдельных предметов (коробок, бидон, шар, простая ваза, кувшин, чайник простой формы), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, овощей, фруктов;
б) рисование с натуры натюрмортов из овощей и фруктов, предметов быта;
в) выполнение графических и живописных упражнений.
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.)
- основные средства композиции: высота горизонта, точки зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т. д.;
- начальные сведения
о светотени, о зависимости
освещения предмета от силы
и удаленности источника
- деление цветового круга на группы теплых цветов и группы холодных цветов.
К концу учебного года учащиеся четвертого класса должны уметь:
- рассматривать и проводить
простейший анализ
- выполнять изображения
отдельных предметов с
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную
Рисование с натуры условно плоских предметов имеет целью предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектов действительности; первоначальное развитие умение определять основные пропорции предметов, сравнивать их с натурой; формирование самых первых навыков работы карандашом.
Последовательность рисования с натуры листьев растений, цветов, насекомых выражается в четком выделении каждого этапа работы - определение общего пространственного расположения данных объектов ан листе бумаги, определение их пропорций, характерных очертаний, светотеневых отношений. При рисовании листьев растений, цветов, насекомых следует пользоваться линией симметрии.
Симметрия – это гармоническое расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними. Линия симметрии представляет собой линию, которая делит предмет (или конкретную форму) на две абсолютно равные части (как бы зеркальное отражение одной половины другой) [28, 46].
Перед выполнением рисования с натуры листьев деревьев карандашом или акварелью, надо рассмотреть листья различных деревьев и сравнить их форму, окраску. Это поможет лучше разобраться в строении листьев, их очертаний.
Процесс изображения листа яблони (или сирени и т. п.) начинается с внимательного изучения особенностей его строения – черенка, жилок; характерного внешнего очертания – контура, силуэта. При этом внимание следует обратить на тот факт, что листья, будучи симметричными, благодаря своему индивидуальному строению, никогда не бывают строго симметричными. Индивидуальные особенности – отклонения от строгой симметричности в строении листа – выражаются в очертании (более или менее вытянутом в ту или иную сторону), в распределении и направлении жилок, в пространственном расположении черенка [27, 57].
Общее очертание (силуэт) любого листа, находящегося во фронтальном положении по отношению к глазу рисующего, почти всегда легко вписывается в ту или иную геометрическую фигуру – треугольник, ромб, окружность, эллипс, многоугольник т. п. Это особенно необходимо помнить, так как неопытный рисовальщик обычно игнорирует то правило, что начинать надо с общего пространственного расположения и очертания объекта, он увлекается зубчиками, отдельными деталями, и рисунок листа дерева получается кривобоким, непомерно вытянутым в ту или иную сторону. Можно рассмотреть примеры правильного начала рисунка листа.
Итак, начинается рисунок с определения и изображения общего пространственного расположения листа, заключенного в конкретную простейшую геометрическую форму, то есть рисуется овал (тонкими линиями). определяется центральная линия листа (линия симметрии). Прорисовывается черенок, жилки, зубчики по внешнему очертанию листа. После уточнения всего рисунка, его деталей, стираются линии построения и наносится штриховка, подчеркивающая форму листа, его строение, фактуру (материальность) (рис. 1).
При этом следует постоянно сопоставлять натуру и свои рисунки, формируя умение сравнивать, наблюдать, пытливо изучать.
1. Последовательное выполнение рисунка с натуры листьев деревьев
Особенно сложными по своим очертаниям являются листья клена, дуба. По цветовой окраске осенние листья бывают зелено-желтые, ярко-желтые, коричневые с яркой окраской и малиновыми разводами, темно-бурые [27, 57].
Линейное построение простых по форме листьев уже рассмотрели. гораздо труднее выполнять правильный по силуэту и строению рисунок листа клена.
Начинается построение рисунка клена с определения на листе бумаги четырьмя карандашными отметками габаритных (общих) размеров листа. Этими отметками указывается композиционное расположение рисунка листа клена. Затем прорисовывается пятиугольник, в который как бы вписывается весь лист клена, намечается средняя жилка, служащая своеобразной осью симметрии. После этого определяются пропорции отдельных частей листа, изгибы, пропорциональные отношения, характер каждого изгиба, направление каждой жилки, уточняются изгиб и направление средней, главной жилки. Резинкой стираются линии построения, и рисунок готов к работе акварельными красками.
Если работа акварелью ведется способом «по сухому», заливками, то в начале составляется цвет, соответствующий основному, локальному цвету листа клена (например, желто-красный). Причем первый цветовой тон должен быть слабым, соответствовать самым светлым местам листа дерева. После высыхания этого слоя наносится новый, с добавлением другого цвета (кадмия красного), затем еще с добавлением краплака красного и охры темной. И так до полного насыщения цветовой раскраски листа клена. Завершается работа нанесением концом кисти теневых мест прожилок и отдельных зубчиков по краю листа. Важно при этом следить за тем, чтобы за локальным желто-красным, в целом теплым, цветом листа не упустить фиолетово бурые с синевой, холодные по тону пятнышки на отдельных участках поверхности листа [27, 58].
При выполнении рисунка приемом «по сырому» к желтому цвету сразу добавляется красный, а в тех его участках, где цвет листа в натуре более холодный, добавляется фиолетовый и краплак красный с ультрамарином. Перед окончательным высыханием еще по влажной бумаге снова прописываются отдельные участки рисунка – продолжается насыщение цвета. Завершается работа так же, как и в первом случае: детальной пропиской жилок, зубчиков теневой стороны.
В процессе рисования с натуры насекомых – бабочки, у учащихся продолжает развиваться умение видеть красоту живого мира, любоваться им: умение рисовать с натуры, анализируя и сравнивая форму, строение, пропорции, цветовую окраску бабочек. В рисунке важно передать изящество, пропорциональность тельца бабочки, нежность и красочность крыльев [27, 58].
Линейный рисунок бабочки начинается с проведения вертикальной линии (линии симметрии), проходящей посередине тельца бабочки, от которой ведется дальнейшее построение рисунка. Так, намечаются общие размеры крыльев бабочки, прорисовываются их очертания, тельце, голова бабочки. Все линии построения стираются, и остаются тонкие линии- контуры и линии, обозначающие границы цветовой окраски крыльев бабочки. После этого рисунок готов к дальнейшей работе над ним акварельными красками.
Целесообразно использовать для постепенного насыщения цвета прием работы «по сухому». Закрасив легким тоном одни участки (наиболее темные) тельца и крыльев бабочки, надо подождать, когда краска высохнет, а затем продолжить закрашивание рисунка. При этом надо следить за передачей в рисунке гармоничного сочетания цветовых оттенков на крыльях бабочки.
Особое внимание учащихся следует обратить на сравнение своего рисунка с натурой. Следует помнить, что их сравнительный анализ – залог успешной передачи формы, пропорций, пространственного положения, богатства цветовой окраски изображаемых объектов. И этому следует учиться с первых же занятий [27, 58].
2.2 Рисование с натуры бытовых предметов
Изображение предметов
быта издавна встречается в
Рисование предметов быта обычно начинается с изображения с натуры отдельных, простых по форме предметов. Сказанное относится как к рисунку, так и к живописи. Вначале изображаются предметы прямоугольной формы во фронтальном положении ниже уровня горизонта. Для изображения рекомендуются: коробка, ящик, шкатулка, чемодан, портфель и т. п. Затем рисуют с натуры предметы цилиндрической и конической формы, расположенные основанием на плоскости, - кастрюлю, стакан, кружку, ведро. Постепенно переходят к рисованию предметов сложной, комбинированной (состоящей по своей конструкции из разных форм) формы: чайник, кофейник, ваза, настольная лампа и т. п. [28, 66].
Последовательность выполнения рисунка данных объектов следующая. Прежде всего, определяется композиционное положение листа бумаги: (по вертикали или по горизонтали). Далее намечаются короткими штрихами крайние точки объектов по высоте и ширине на плоскости листа бумаги; тем самым намечаются композиционные и общие пространственные положения рисунка конкретного объекта. Затем, как правило, наносятся осевая, срединная линия и одновременно общее очертание объекта. После этого с помощью срединной линии начинается прорисовка и уточнение отдельных пропорций изображаемых предметов. По мере надобности, чтобы рисунки объектов не получились кривобокими, косыми, а основные пропорции соответствовали пропорциям в натуре, на срединной линии через засечку проводят горизонтальные линии, на них откладываются равные отрезки, определяющие собой ширину горловины, донышка и других частей предметов. Построение ведется так же, как и во время рисования гипсов, с изображением полной конструкции предметов. Особенно это необходимо при изображении предметов сложной комбинированной формы: чайник, гипсовая ваза и т. п. (рис. 2). Только в этом случае начинающий рисовальщик сможет правильно определить и отразить степень перспективного сокращения горловины, дна, тулова, крышки кофейника, чайник и других объектов. Как и раньше, каждое построение ведется тонкими, с легким нажимом на карандаш, линиями [28,66].
2. Последовательное выполнение рисунка с натуры кувшина.
После уточнение всех пропорций, прорисовок деталей (носиков, ручек и т. п.) намечаются границы светотеневых градаций, рисунок завершается тональной проработкой.
Для обработки рисовальной техники, пытливого изучения конструкции изображаемых объектов, распределения светотени на их поверхности, передачи фактуры предметов следует как можно шире использовать не только карандаш, но и перо, тушь, уголь. Эта необходимость возникает и в поисках художников своей индивидуальной манеры.
Большие возможности для изучения фактуры, распределение светотени на объектах, окружающих человека повседневно, представляет изображение драпировок, обыкновенного плаща, шляпы, дивана, ботинок, столярных и слесарных инструментов, мебели и многого другого. Не случайно многие прославленные мастера кисти и карандаша даже в зените своей славы продолжали с огромной любовью рисовать самые обыкновенные предметы.
Процесс изображения отдельных предметов быта проходит в такой же последовательности как и рисование с натуры листьев деревьев. Работа ведется «по сухому», однако можно использовать способ «по сырому» [28, 67]. Вначале изображаются предметы на белом фоне. Объектами изображения служат эмалированные цветные кружки, кофейники, кастрюли, чайники, специально скомпонованные драпировки. Затем задача усложняется – данные предметы изображаются на светлом, но цветном фоне – светло-розовом, светло-желтом, светло-голубом и т. п. В этом случае перед учащимися встает новая задача по определению взаимоотношения цвета изображаемого предмета и фона: влияние цвета фона на цвет полированного чайника, кувшина, кофейника, особенно в рефлексах. Следует помнить, что взаимодействие цветов различных объектов подчиняются тем же законам смешения цветов. Если, например, общий цвет чайника темно-синий, а драпировка светло-желтая, то цвет рефлексов на чайнике от драпировки будет иметь зеленовато- светлый оттенок, а если драпировка светло-красная, рефлекс будет фиолетово-розовым.
Затем начинают рисовать натюрморт из двух, трех и более предметов.
Следует подчеркнуть, что
по сравнению с рисованием отдельных
предметов работа над учебным
натюрмортом значительно
После того как тема или сюжет натюрморта определены, предметы для него подобраны, встает важная ответственная задача – выразительно скомпоновать их в натуре, расположить их так. чтобы они действительно смотрелись единой группой, связанной общим смыслом, общей логикой, идеей. Причем следует определить, какие предметы в натюрморте главные, несущие в себе основную смысловую и содержательную нагрузку, а какие – второстепенные.
Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта