Обучение младшего школьника изображению натюрморта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

диплом смирнова.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

- развитие у детей  изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству [38, 233].

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас [34, 234]. Основные виды занятий должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, красных дат календаря и интересов учащихся.

Рисование с натуры (рисунок  и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

Задания по рисованию  с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I-II классах ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм) [38, 235].

В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят  с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III – IV классах продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают их художественный вкус.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим  исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели не большого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам [35, 3].

Успех рисования с  натуры зависит от хорошей организации  занятий и правильного использования  изобразительных материалов.

Прежде всего, правильно  организованное рабочее место должно отвечать следующим условиям.

1. Плоскость бумаги необходимо расположить перпендикулярно направленному в середину формата лучу зрения рисующего. В этом случае рисунок будет виден без искажений.

2. Рисунок  должен быть освещен так, чтобы на него не попадала тень от фигуры рисующего и от каких-либо предметов. Рекомендуется, чтобы источник света находился вверху, несколько впереди и слева от рисующего. Нельзя рисовать, если на лист бумаги падают лучи солнца или в глаза светит яркая лампа. При солнечном освещении необходимо работать в затемненном месте или укрыться под зонтом. Если работа ведется в помещении и на рисунок и на натуру падают лучи солнца, следует завесить окно белой материей или полупрозрачной бумагой.

3. Во время работы расстояние между глазом рисующего и бумагой  должно примерно равняться длине вытянутой руки. Это позволяет лучше проверять рисунок путем сравнения его с натурой. Рисунок необходимо время от времени проверять. Сравнивать его с натурой, для этого следует отходить от него на определенное расстояние, которое зависит от размера рисунка (например, 2-3 метра).

4. Обзор натуры во  время рисования должен быть  хорошим.

Во время выполнения рисунка применяют различные  по характеру графические предметы.

Как правило, рисунок с натуры начинают едва заметными, «легкими» линиями, а за тем, когда правильно решена композиция рисунка, намечено общее расположение объектов, найдены их пропорции, постепенно уточняют линии и усиливают тон. Предварительно следует, глядя на чистый лист бумаги, мысленно представить себе общее расположение рисунка, его размеры, представить уже законченную работу. Далее надо проследить направление каждой формы, линии предмета в натуре и легко нанести их на бумагу. если линия проведена неправильно, то ее не следует сразу стирать, она пригодится для более быстрого определения и нанесения правильной линии. Постепенно происходит своеобразный отбор проведенных линий. К концу построения рисунка усиливаются и выделяются правильно проведенные линии в дальнейшем поглощаются общим тоном.

В зависимости от цели и характера выполняемого рисунка применяют различные линии – то тонкие, еле видимые, постепенно переходящие в белый тон бумаги, то энергичные, резкие, широкие.

Тональные отношения  на рисунке обычно передаются штрихами, которые в зависимости от характера формы изображаемых объектов бывают прямолинейными и криволинейными. На выбор штрихов влияет и фактура, материал изображаемых предметов.

При работе акварелью  все линии построения рисунка  под акварель, а также неправильно  проведенные линии стираются  заранее.

В современном изобразительном  искусстве для рисунка используют самые разнообразные материалы: карандаш, древесный уголь, акварель, перо, фломастер [28, 44].   

С первого класса детей  учат определять и называть цвета, рисовать с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. На уроки рисования с натуры (рисунок, живопись) отводится 10 часов. В качестве примерных заданий рекомендуется рисование с натуры простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня), цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.), игрушек на елку (шары, бусы, рыбки), детских игрушек, яблока, помидора.

К концу учебного года учащиеся 1-го класса должны знать названия цветов – красный, желтый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный, бледно-синий  и т. д.;

- элементарные правила  смешивания цветов;

- свойства рисовальных  материалов (карандаш, краски т. д.).

Одновременно они должны научиться:

- правильно сидеть  за партой, правильно держать  лист бумаги и карандаш;

- свободно без напряжения  работать  карандашом, проводить  линии в нужных направлениях;

- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали);

- правильно передавать  в рисунке форму, пропорции,  строение, пространственное положение, цвет предметов;

- работать с акварельными  красками;

- правильно определять  величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр-изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги [39, 21].

Во втором классе дети практически знакомятся с понятием хроматических (красный, синий и т. д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, а также цветового тона. Ребята рисуют с натуры, по памяти и по представлению различные объекты действительности карандашом, акварельными красками. Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся следует как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. Предметы для рисования с натуры во втором классе ставятся во фронтальном (профильном) положении.

Одни задания по рисованию  с натуры полностью выполняются простым карандашом, другие – карандашом с последующим завершением в цвете, акварельными красками. Хорошо организованные занятия  по живописи помогают детям почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

На уроке рисования с натуры (рисунок, живопись) отводится 9 часов. Примерные задания во втором классе включают рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая наброски): бабочек простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т. д.), детского воздушного шара, мяча, овощей, фруктов, игрушек на елку, игрушечных машин.

В течение учебного года учащиеся второго класса должны получить начальные сведения:

- о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- об основных цветах  солнечного спектра в пределах  наборов акварельных красок, о главных красках;

- об особенностях работы  акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.

К концу учебного года учащиеся второго класса должны уметь:

- высказывать простейшие  суждения о картинах;

- стремиться верно  и выразительно передавать в  рисунке простейшую форму, основные  пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть  за партой, правильно держать  лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- правильно разводить  и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность, иметь направление мазков согласно форме;

- передавать в тематических  рисунках пространственные отношения;  изображать основания более близких  предметов на бумаге ниже, дальних  – выше, изображать передние предметы крупнее разных по размерам, но удаленных предметов [39, 41].

В третьем классе продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Рисование  с натуры различных объектов действительности простых по очертаниям и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:

1) Рисование с натуры, а так же по памяти и по представлению;

а) листьев деревьев, кустарников  с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б) веточек деревьев с  почками (верба, тополь);

в) цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, яблоко, груша, слива);

д) насекомых (майский  жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

2) выполнение графических  и живописных упражнений.

В течение учебного года учащиеся третьего класса должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и усвоить:

- понятия, «живописец»,  «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;

- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.

К концу учебного года учащиеся третьего класса должны уметь:

- выражать свое отношение  к рассматриваемому произведению  искусства;

- чувствовать гармоничное  сочетание цветов в окраске предметов, изящность их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок  с изображаемым предметом; использовать  линию симметрии в рисунках  с натуры и узорах;

- правильно определять  и изображать форму предметов,  их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- соблюдать последовательность выполнение рисунка;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета [39, 63].

В четвертом классе большое  значение придается разделу рисование  с натуры, на что отводится 14 часов. На уроках рисования с натуры дети имеют возможность непосредственно анализировать особенности формы, строения, пропорций, светотени, цветовой окраски изображаемых предметов. Особое место занимает в процессе рисования с натуры изучение и передача в рисунке объема. В связи с этим учащихся впервые знакомят с начальными сведениями о линейной и воздушной перспективе: о линии горизонта, точке схода т. п.

Как правило, школьники  чередуют выполнение длительных рисунков (на которые отводится от одного до трех уроков) с быстрыми набросками и зарисовками (5-10 минут на каждый набросок, зарисовку).

Учащиеся четвертого класса продолжают рисовать с натуры отдельные предметы, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта); 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

 

Примерные задания:

Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта