Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Обилием снеди отличаются монументально- декоративные полотна Франса Снейдерса (1579-1657). Горами нагромождены фрукты, овощи, битая дичь, морские и речные рыбы, среди которых затеряны фигуры людей и животных. Предметы, выполненные в преувеличенном масштабе, кажутся исполненными какой-то чудовищной мощи. Творчество Снейдерса наглядно характеризует картина «Фруктовая лавка». Экзотические овощи и фрукты везде – на полу, на столе, в маленьких и больших корзинах. Чего здесь только нет! Персики виноград, ананасы и орехи, тыквы и яблоки – все это богатство, беспорядочно разбросанное по плоскости картины, словно предлагает себя покупателю, ждет своей очереди, чтобы покинуть этот хаос, где они – временные постояльцы. Вся атмосфера искусства Фландрии наполнена непосредственной радостью от восприятия окружающего мира [15, 33].
Совсем по-другому подходят к натюрморту голландские художники. В их творчестве этот жанр достигает подлинного расцвета. «Голландские живописцы многое взяли от чувственной полноты восприятия мира, присущей фламандцам. Но они как бы цивилизовали эту необузданность плоти, ввели ее в рамки хорошего вкуса, придав ей одухотворенность и грацию».
В большом «Натюрморте с
Позднее, в середине XVII века, немецкий мастер Абрахам Миньон тоже увлекался передачей остановленного мгновения. Он изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. На одной из картин – Роскошный букет, гибнущий из-за неосторожности ручной белки: зверек, привязанный на цепочке, зацепил ею за ножку вазы, из которой плещет вода, разлетаясь множеством брызг, а стебли цветов в падающем букете, кажется, переламываются на глазах у зрителя [22, 5].
По образованию и
Натюрмортом украшали свои дома не только знатные и богатые голландцы, висели они и в домах средних бюргеров, купцов и даже зажиточных крестьян. Мастеров, писавших в этом жанре, было очень много, но особенно среди них выделялись Абрахам Хендрик Ван Бейерен, Питер Класс, Виллем Класс Хеда и Виллем Кальф. Их прекрасно скомпонованные композиции из органического числа предметов на первый взгляд однообразны и по содержанию. Но каждый предмет в этих натюрмортах не только неразрывно связан с жизнью человека, но и обладает своей яркой индивидуальностью. Зачастую одни и те же кувшины, вазы, бокалы, используемые художником во многих композициях, имеют разное значение в сюжетном строе различных натюрмортов. Предметы, приготовленные для завтрака, словно ожидают хозяина, или, напротив, только что оставлены вставшим из-за стола человека. Его нет в картине, но он незримо присутствует где-то рядом. «Здесь натюрморт… нечто вроде небольшой новеллы, которую можно воссоздать и пересказать» [22, 6].
Предметы в голландском натюрморте, с одной стороны, представляют нам людей, их привычки и вкусы, быт и потребности; но, с другой стороны, между ними, как в театре, разыгрываются определенные события, каждая вещь имеет свой характер и место в иерархии. Они словно подражают людям, их создавшим [22, 6].
В натюрмортах «Завтрак» П. Класа (1597-1661) и «Ветчина и серебряная посуда» В.К.Хеды (1594-1681) представлены знаменитые голландские «Завтраки». Завтрак для зажиточного бюргера – это неспешное, хорошо и со вкусом обставленное детство, во время которого совершаются разнообразные события, раскрываются различные характеры. Действие разворачивается вокруг одного, имеющего стержневое значение, предмета. В одном случае – бокала, в другом – серебреного кувшина. И то, и другое – емкости для вина – являются не только центром композиции, но и апогеем свершающегося события. Тем более мы помним, что вино, по средневековой символике, имеет сакральное значение. Вокруг расставлены предметы: рыба, лимон, сушеная тыква – у П. Класса и окорок, лимон, булочка и опрокинутая ваза – у В. Хеды. Все эти продукты разложены на дорогой серебряной посуде. Тарелка с надрезным лимоном в обоих натюрмортах придвинута к самому краю стола и словно находится в состоянии неустойчивого равновесия. Этому способствует и срезанная, спиралью упавшая в низ, кожура лимона. Несмотря на такое явное сходство, характер натюрмортов различен. Чувство размеренности, добропорядочного покоя, устойчивой надежности, присутствующее в натюрморте П. Класса, характеризует тех, кому предназначен этот завтрак. Натюрморт В. Хеды раскрывает иной характер участников застолья. Им свойственны веселая бесшабашность, неугомонность, азартная небрежность: скатерть смята, кубок опрокинут, свеча погасла, крышка кувшина, словно в залихватском приветствии, отброшена. Предметы будто несут на себе человеческие добродетели и пороки [15, 33].
Рассматривая натюрморты голландских художников, вы наверняка уже обратили внимание на некоторую игру, которую художник ведет со зрителем. Здесь даются темы сюжетных картин, но их разрядка – это занимательное и поучительное развлечение. В голландском трактате XVII века продолжают носить символический характер. Иногда обычные, но необычно соединенные между собой в одной композиции предметы, представляют сложные образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII веке типа натюрморта, называемого ванитас ( vanitas – суета, «суета сует») и напоминающего человеку о бренности его существования. Эти натюрморты содержат черепа, свечи, розы, часы и «читаются как зашифрованные сообщения для тех, кто в состоянии их понять. Какая-то небольшая деталь в натюрморте может стать ключом к разгадке его скрытого смысла [22, 7].
В жизнерадостный характер натюрморта А. Ван Бейерена «Закуска» властно вторгается смерть в образе часов на черной ленте, лежащих на переднем плане картины. «Ты радуешься своему богатству и праздности? Ты наслаждаешься дарами земли и морей? Но не забывай, что, пока ты пируешь, часы неумолимо отсчитывают время твоей жизни», - говорят они зрителю.
В натюрморте Хармена Стенвейка (1612-после 1655) «Тщета человеческой жизни тема «суета сует» обозначает прямо, а не через иносказание. Здесь все говорит о бренности человеческой жизни, которая особенно волновала людей той эпохи. Рассудительные, набожные, со строгими моральными устоями, голландцы любили пофилософствовать и поспорить по поводу многозначительного, содержащего иносказания смысла подобных картин [22, 7].
В испанской живописи XVII века признанными мастерами натюрморта являлись Франсиско Сурбаран (1598-1664) и Антонио Переда-и-Сальгадо (1602-1670) [15, 33].
Характер испанского искусства определяли, с одной стороны, огромная роль католической церкви и крепко спаянной с ней королевской власти, а с другой – сила широких народных масс, в основном крестьянства. Изящное, уточненное, хрупкое искусство для избранных противостояло суровому, аскетичному, «пахнувшему землей» искусство простолюдинов.
Первое направление
«Натюрморт с часами» Антонио Переды принадлежит, к типу «ванитас». Главное действующее лицо здесь – часы, жестоко ведущие счет времени. Картина, мрачная даже по сравнению с другими натюрмортами «Vanitas», трактующими тему краткости жизни, наделена особым драматизмом. С левой стороны на фоне сосудов, символизирующих смерть. Изображены морские ракушки, не говорят ли они нам о вечном море. А значит, о вечной жизни природы? Правее – расколотые, источенные червями орехи, знак тленности земной жизни [15, 34].
Каждая деталь тщательно выписана, но особое внимание живописец уделил часам. Единственным живым существам в застывшем мире, заполненном неподвижными мертвыми вещами, кажется этот маленький сатир: он упал на колено и склоняется под тяжестью большого циферблата, едва удерживая часы на плечах. Этот словно неожиданно ожившей персонаж напоминает фигуры из сборников эмблем, такие, как Хронос или Смерть в виде скелета на гравюре Бретшнайдера.
В эпоху христианства многие античные персонажи получали иное истолкование, более соответствовавшее запросам времени. Это коснулось и сатира – фантастического существа с человеческими головой, руками, туловищем и козлиными ногами. Получеловек-полуживотное, он был уподоблен дьяволу и смертному греху [15, 35]. Похожее значение сохранилось и в «Натюрморте с часами»: тяжелый циферблат – воплощенное время – неумолимо давит на плечи фигурки сатира, как на неисправимого грешника, склоняющегося к земле. Изображение часов здесь приобретает значение сложного иносказания – аллегории, смысл которой был хорошо понятен современникам:
И все ж не сторонись
Считает смерть, а время лишь растит
Тревожных откровений циферблата, -
В них тайну каждодневного заката
Нам повторяет жизнь:
Всю вереницу суток, солнц, орбит.
( Франсиско де Кеведо)
Мир натюрморта XVII века скрывают от нас традиции позднего времени, отказавшегося от сложного старинного иносказания. Для того чтобы найти вход в этот мир, часто недостаточно одного лишь созерцания картины – ключ к разгадке хранят сборники эмблем, строки поэтов XVII столетия, получившего название «золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины, мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени, возведенную до мысли о человеке и его судьбе [22, 6].
В русской живописи жанр натюрморта не получил такого распространения, как в западноевропейской, но зато к нему обращались в России на протяжении всего XIX века.
Замечательным мастером натюрморта был Иван Трофимович Хруцкий (1818-1885). Его тщательно выписанные, несколько наивные изображения полны жизни. (Натюрморт «Цветы и плоды»). По обилию предметов, входящих в композицию, они могут соперничать с натюрмортами нидерландских художников XVII века. Но их оптимизм и жизнелюбие не знают границ. Художник не только сам любуется каждой вещью, вошедшей в его картину, но и приглашает полюбоваться зрителя. Эти ярко освещенные, теплые, весомые, с хорошо прописанной фактурой предметы словно сохраняют тепло рук художника, долго державших их для того, чтобы внимательно и скрупулезно рассмотреть с разных сторон [22, 7].
Бурные поиски разных форм и методов в европейском искусстве конца XIX века приводят к возрождению жанра натюрморта. Именно в нем удавалось художникам воплощать свои самые дерзкие устремления.
Новый взлет в жизни жанра начинается в живописи Поля Сезанна (1839-1906). Волнующие его проблемы передачи пластических форм предметного мира благодатно решались в этом жанре, бывшем в некотором смысле лабораторией художника. Искусствоведы вычленяют три направления поисков мастера, нашедших отражение в его натюрмортах: раскрытие невероятного количества цветовых соотношений между предметами, взаимосвязь между самими предметами и окружающим их пространством. Все это можно увидеть в натюрморте «Персики и груши» [22, 7].
Каждый предмет, трактуемый прежде всего как объем, излучает внутренний свет, обогащаемый его природные цвета, подчеркивающий живое тепло плодов и холодную поверхность фарфора. Весомо-материальные и самодостаточные предметы в пространстве существуют не сами по себе, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Эта взаимная связь обуславливается повторяемостью цветовых пятен и пластических форм, а также богатством рефлексов. По этому поводу невозможно не привести слова замечательного знатока искусств Н. Н. Пунина: «Возьмите натюрморт голландского мастера XVII века и попробуйте мысленно вынуть из него какие-нибудь предметы – лимон, блюдо или бокал – ионии тотчас же окажутся в ваших руках. Но если вы попытаетесь снять с натюрморта Сезанна хоть один персик, то за ним потянется весь холст».Вбирающая в себя красноватые оттенки фруктов, голубоватые оттенки фаянса, темная поверхность стола уверенно несет тяжелые, круглящиеся формы плодов и посуды, свободно расположенные на светящейся рефлексами, прихотливо изгибающийся скатерти. Художник, выявляя физические свойства предметов – качества форм и объемов, размеры, массу, старается многократно усилить их впечатление, и в то же время, пренебрегая несущественными качествами, он мастерски организует предметы в единый, согласованный ансамбль.
С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты выполняют и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма [22, 8].
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К.Петров-Водкин, М.Сарьян, Ю.Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю.Пименова «Ожидание» (1959 г.) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость этого ожидания, вызывают знакомые ассоциации. В другом натюрморте этого же художника – «Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, хозяина этих вещей [45, 116].
В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» словно передает аромат свежее испеченного хлеба, предлагает полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей [45, 117].
2 Содержание и методика проведение уроков рисования с натуры в начальных классах
2.1 Рисование с натуры плоских предметов
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное значение в эстетическом воспитании учащихся. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно- прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность [39, 1].
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта