Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Работа над натюрмортом начинается с определения общего композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Правильная, выразительная композиция предполагает такую компоновку предметов в рисунке, когда изображаемее предметы уравновешены, расположены ритмично; когда четко выделены главные из них; когда изображения предметов не очень мелкие и не очень крупные, не очень сдвинуты в один из краев листа бумаги [27, 72].
Чтобы правильно выбрать и решить композицию рисунка натюрморта, следует поискать варианты композиции натюрморта на небольших форматах бумаги.
При работе над натюрмортом всесторонне и глубоко изучают конструкцию различных предметов, объективные законы перспективного сокращения объемной формы в пространстве, учатся решать задачи перспективного построения предметов на плоскости бумаги, передавать карандашом, углем, акварельными и гуашевыми красками материальность, фактуры предметов, передавать воздух, пространство.
Для более глубокого изучения гармонического сочетания цветов, окрашивающих различные предметы натюрморта, для правдивой, реальной передачи фактуры поверхности предметов, их материальности можно использовать гуашевые краски и щетинные кисти [27, 72].
2.3 Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов
Как уже отмечалось, человек изображал фрукты, плоды, овощи с древних времен. Можно с полным правом утверждать, что в большинстве известных натюрмортов прославленных художников можно увидеть овощи, фрукты, плоды, цветы. Своеобразно передаются они народными мастерами в декоративном искусстве Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова, Хохломы, Городца и др. [27, 73].
Форма фруктов, овощей и плодов проста, так как в ней довольно часто выявлена геометрическая основа. Шарообразной формой характеризуются яблоки, апельсины, гранаты, вишни, арбуз, тыква, капуста. Многие овощи и фрукты имеют форму приплюснутого шара (репа, помидоры, некоторые сорта яблок), цилиндра с закругленными основаниями (огурец, кабачок), конуса (морковь, редька, груша), пирамиды (перец) и т.д. Поэтому с самого начала изображение овощей, фруктов необходимо определить, конструкцию какого геометрического тела имеет форма изображаемых фруктов и овощей, и начинать строить линейный рисунок, так же как и геометрическое тело, - c определения наклона оси, а затем общих размеров объекта, прорисовки его основания, пропорций ширины к длине и т. д. Но нельзя вместо яблока рисовать шар, а вместо моркови конус. Надо постоянно помнить, что эти вспомогательные геометрические формы служат только для выяснения и уточнения характера формы, конструктивного строения овощей и фруктов, более правильного определения их пропорций. Поэтому после первоначального этапа построения рисунка следует проследить и отобрать в нем индивидуальные особенности каждого из изображаемых овощей и фруктов. Если внимательно присмотреться к ним в натуре, можно увидеть и искривления главной оси, идеальные очертания шара, конуса. Разнообразна поверхность овощей и фруктов. Кожа яблока, лука, помидора, арбуза глянцевитая, с ярко выраженными бликами (рис. 3). Поверхность персика, лимона, огурца шершавая, как правило, матовая. Изрытая бороздами поверхность моркови, капусты, картофеля. Различна окраска овощей и фруктов: то яркая, сочная, насыщенная, то бледная, без ярко выраженного цветового тона [27, 74].
3. Последовательное выполнение рисунка с натуры яблока.
Для изучения характерных очертаний и цветовой окраски фруктов и овощей следует выполнить с них ряд набросков, выражающих общие характерные очертания и основные тональные отношения, выделяющих объектов формы, а также ряд быстрых этапов в цвете акварелью без предварительного карандашного рисунка. В этом случае целесообразно применять прием работы «по сырому», начиная с прокладки основного цветового тона с постепенным добавлением других цветов.
Желательно, если нет возможности рисовать овощи и фрукты прямо на природе, все же изображать плоды не отдельно, а с веткой, листьями и ботвой. В этом случае целесообразно прикрепить ветку в положении, сходном с положением в естественных условиях.
При изображении больших групп овощей и фруктов задача усложняется: необходимо не только правильно изображать форму, цвет, фактуру каждого плода, но почувствовать компактность всей группы и одновременно передать индивидуальность каждого плода. Для этого надо хорошо знать их строение и порядок, последовательность, изображения. Так, вишни рисуют по парно и по три, рябина имеет гроздь, в которой ягоды лежат почти в одной плоскости, орехи растут гнездами, виноград висит большими тяжелыми массами, в виде цилиндра или конуса [27, 74].
Если плоды представляют собой гроздь, то начинать рисовать их следует с очертания всей выбранной ветки с последующим выделением стебля и обобщенной массой плодов и листьев. После определения пропорциональных отношений и пространственного отношения основных масс ветки следует членить их на более мелкие элементы, группки, вплоть до прорисовки отдельных ягод и листьев.
Начиная рисовать цветы, следует знать, что их форма чрезвычайно разнообразна. Некоторые из них имеют довольно простую форму, другие отличаются необычно сложной формой.
К простейшим цветам относятся такие, которые состоят из небольшого количества лепестков, растущих симметрично в стороны от центра цветка (из чашечки) таким образом, что форма всего цветка представляется своеобразным круглым диском с несколько выпуклой или вогнутой серединой.
Различную форму имеют цветы со сросшимися лепестками: трубчатую, колокольчатую, колесовидную и т. п. Это цветы типа львиного зева. Лепестки этих цветов разделяются небольшими разрезами. Большим разнообразием общей формы и формы лепестков отличаются многолепестковые цветы. В частности, клевер, розы, астры, гортензии, георгины имеют форму шара, полушария. Невозможно описать все разнообразие строения цветов. Главное для рисующего – с самого начала увидеть своеобразие формы цветка, определить, какую геометрическую форму он напоминает [27, 76].
Так же различна у цветов и зеленая чашечка, она бывает и большой и маленькой, разных пропорций, разной формы, по разному связана с венчиком, то есть лепестками. Различна форма длины тычинок, которые могут быть скрыты под лепестками, а иногда им принадлежит немалая роль во внешнем облике цветка. Отличается разнообразием и форма пестиков, неодинаково их количество в цветах. Во время анализа цветка перед его изображением и в процессе рисования важно уяснить себе пропорции отдельных частей цветка, очертание чашелистиков, лепестков, тоновую и цветовую окраску венчика, пестиков, толщину лепестков, их пространственное положение и степень перспективного сокращения по отношению к линии горизонта и в соответствии с конкретной точкой схода.
Надо учитывать, что лепестки, как правило, бывают тонки и настолько нежны, что почти прозрачны, поэтому собственные их тени отличаются небольшой силой. Это надо обязательно учитывать – иначе, как это нередко бывает у неопытного рисовальщика, легко сгустить тени в целях большого выявления формы, достижения тональной насыщенности. В итоге лепестки кажутся искусственными, деревянными [27, 78].
Рисование любого цветка начинается с обобщенного наброска линиями всего цветка вместе со стеблем и листьями. Наметив на листке бумаги общее пространственное положение всей массы цветка, уточняют направление его стебля и самого цветка. Затем детально прорисовываются все листья, чашечка, лепестки цветка, почки на стебле. При построении линейного рисунка цветка следует пользоваться, конечно, по необходимости, вспомогательными линиями, линиями построения, вертикалью и горизонталью.
В зависимости от цветовой тональности окраски цветов их изображают либо на светлом, либо на темном или сером фоне. Если лепестки цветка светлые, нежные по фактуре, его лучше рисовать на темном или сером фоне (ромашки, гладиолусы, светлый мак и т. п.). Насыщенные, темные по тону цветы (красные розы, малиновые георгины, гвоздики и др.) надо изображать на белом или бледно оранжевом фоне.
Работая с акварельными красками, можно использовать различные приемы работы акварелью, все зависит от конкретной задачи, времени. Часто выбор приемов обуславливается самим цветком, его раскраской, формой, фактурой лепестков, листьев, условиями освещения [27, 79].
В качестве упражнений следует выполнять как можно больше набросков и зарисовок цветов с натуры. Наброски и зарисовки выполняются карандашом, тушью и акварелью без предварительного рисунка. Учитывая , что в дальнейшем учащийся должен уметь рисовать различные цветы на классной доске, следует потренироваться в рисовании цветов по памяти и по представлению.
Ярким примером выразительного изображения цветов карандашом, акварелью, пером и тушью служат рисунки цветов Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И. И. Шишкина, Ф. П. Толстого, М. А. Врубеля и многих других замечательных художников.
Для того чтобы научиться видеть яркость, контрастность, обобщенность цвета предметов, развивать чувство декоративности, нужно писать специальные, построенные на цветовых контрастах, натюрморты. В этом случае можно использовать и гуашевые краски [27, 80].
Заключение
В соответствии с программой
начальных классов
Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1-3 урока) и кратковременные (5-15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей и содержания урока. В III классе им может быть посвящен урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений следует как можно чаще на уроках рисования с натуры давать задания рисовать по памяти и по представлению.
Основное внимание учащихся I – II классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в I – II классах не ставится задача передачи объема, предметы для рисования с натуры в I – II классах рисуются во фронтальном (профильном) положении.
В III классе начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но и в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся в перспективе форм.
С I класса детей учат определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во II классе дети практически знакомятся с понятием хроматических (красный, синий и т. д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III - IV классах у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Модели небольшого размера (листья деревьев, цветы, насекомые, коробки, посуда, кубики, пирамидки и т. п.) раздаются на парты и столы.
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками, черной тушью.
Список использованных источников
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – 54с.
2. Алехин, А. Ю. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1993.
3. Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алехин. – М.: Просвещение, 1991.
4. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. – М.: Педагогика, 1980.
5. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
6. Беда, Г. В. Живопись / Г. В. Беда. – М.: Просвещение, 1986.
7. Беляев, Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся / Т. Ф. Беляев. – М.: Просвещение, 1983.
8. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971.
9. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. – М.: Искусство, 1984.
10. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М.: Искусство, 1977.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
12. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998.
13. Жегалова, С. К. Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов / С. К. Жегалова. – М.: Просвещение, 1984.
14. Живопись / Сост. А. А. Шитов, В. Н. Ларионов. – М.: Просвещение, 1994.
15. Звездина, Ю. А. Время в старинном натюрморте / Ю. А. Звездина // Юный художник. – 1992. - № 3-6. – С. 32-35.
16. Изобразительное искусство. Начальные классы 1-4. – Москва, 1988. – 85с.
17. Изобразительное искусство и художнственный труд. 1-4 кл. / Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гронсул и др. – М.: Просвещение, 1991.
18. Искусство и ты: Учебник для 1 класса / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
19. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Книга для учителя в 3 ч. / Сост. М. В. Алпатов и др. – 4 е изд. – М.: Просвещение, 1987.
20. Искусство во круг нас: Учебник для 2 класса / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта