Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические рекомендации по выполнению натюрморта и проверить их эффективность в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Введение
Актуальность исследования. Одним из средств эстетического воспитания детей является изобразительное искусство. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально – эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащихся учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.
Основной учебный материал, которым овладевают учащиеся в процессе занятий, - это сведения о наиболее выдающихся произведениях зарубежных и русских художников, знание отличительных особенностей видов и жанров изобразительного искусства, понятие о художественно- выразительных средств изобразительного искусства (композиция, рисунок, колорит, светотень и т. п.).
На занятиях изобразительным искусством школьники учатся рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учатся выполнять иллюстрации и декоративные работы, у них вырабатываются графические и живописные навыки.
Средством повышения эффективности уроков изобразительного искусства является систематическое выполнение графических и живописных упражнений. Такие упражнения являются эффективным средством развития художественных способностей детей, их эмоциональной отзывчивости понимания красоты изображаемых объектов.
Тема нашего исследования: «Обучение младшего школьника изображению натюрморта».
Цель исследования: выявить возможности формирования эмоционально- ценностных отношений младшего школьника через изображение натюрморта.
Объект исследования: изобразительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс изображения натюрморта младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию и практику обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить возможности уроков рисования с натуры в формировании эмоционально- ценностных отношений младшего школьника;
- разработать методические
рекомендации по выполнению
Для достижения поставленных задач применялись методы исследования:
- изучение и анализ
научной литературы по
- наблюдение за творческой деятельностью учащихся;
- анализ детских работ.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой, Г. В. Беды, Н. Н. Ростовцева.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении указываются: объект исследования, предмет исследования, цель исследования и задачи.
В первой главе «Теоретические
основы рисунка, живописи, композиции»,
рассматривается история
Во второй главе «Содержание и методика проведения уроков рисования с натуры в начальных классах» раскрывается методика обучения младших школьников изображению натюрморта: сначала рисование с натуры плоских предметов, потом предметов быта, а затем рисование овощей, фруктов и цветов.
В заключении приводятся основные выводы исследования. Список использованных источников насчитывает 60 наименований. В приложении приводятся творческие работы учащихся начальных классов.
1 Теоретические основы рисунка, живописи, композиции
1.1 История развития живописи
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись – искусство цвета.
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей [45, 98].
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью [45, 99]. Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают полотна живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.
Живописное изображение создается с помощью красок, то есть цвета, которые образуют непрерывный красочный слой изобразительной поверхности. Даже в акварельной живописи, где порой остаются незакрашенные участки бумаги, они существенным образом не влияют на общее впечатление непрерывности изображения, потому что краски перетекают одна в другую, сплавляются и смешиваются.
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами – ценность в живописи.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета [45, 99].
Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе, извечные философские идеи и фантастические образы. Полотна охватываемых живописью явлений проявляется в присущих их жанрах.
Многообразие объектов, событий и явлений в окружающем мире, пристальный интерес к ним художников способствовали появлению в XVII в. жанровой живописи: анималистического, портрета, натюрморта, пейзажа, мифологического исторического, батального, бытового (жанровая живопись) и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт и пейзаж могут удачно дополнить портретное изображение [45, 99].
Живопись делится на станковую и монументальную.
Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись [45, 99].
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись – это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.) Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются панно, мозаика, витраж, которые можно отнести также к декоративной живописи и декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств [45, 99].
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевок и многочисленные лессировки, передающие тончайшие нюансы и оттенки цвета [45, 104].
Цвет, необходимый для живописи, художник обычно составляет на палитре, а затем краску превращает в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Важными средствами художественной выразительности в живописи является кроме цвета (колорита) пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры и рефлексы. Валеры показывают тончайшие изменения тона в зависимости от освещения. Рефлексы появляются от взаимодействия лежащих рядом цветов [45, 104].
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины кроме цвета необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Выполнение картины может начинаться с рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.
Живопись очень древнее искусство. Она начинает свое развитие с наскальных изображений. Художники античной эпохи смогли добиться большой выразительности живописных произведений, это было связано с внимательным отношением к натуре, с новыми открытиями в технологии живописи, благодаря изобретению наилучшего состава красок. Создание картин разного жанра в средние века значительным образом обогатило историю живописи. Творческие поиски художников разных течений и направлений в последующие столетия привнесли много новых живописных открытий – от реализма до абстракционизма [45, 105].
Художественное творчество человека позднего палеолита отражало его представления об окружающей природе, о мире животных. Это главным образом сцены охоты и рыболовства. В пещерах сохранились не только живописные, но и графические, и рельефные настенные изображения. Первобытные наскальные рисунки поражают нас, людей XX столетия, своим совершенством и мастерством, точной передачей анатомии животного, его движений, фактуры шерсти, образной выразительностью. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род духовной культуры.
Античную эпоху отличает стремление художника отразить реальный мир таким, каким он его видит. С этим связано зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека на фресках и в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись). Появились новые возможности отражения действительности живописными средствами. Живопись украшала храмы, жилища, гробницы и другие сооружения. Она находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой [45, 105].
Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Ведущее место в искусстве романского периода и особенно готики принадлежало собору, поэтому живопись в основном предназначалась для его украшения. Ее отличала экспрессия звучных, в основном локальных цветов, выразительность контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, нейтральным или золотым. Символика цвета играла значительную роль. Главным в готической живописи было искусства витража. В таинственном полумраке интерьера витражи, заполняющие оконные проемы, светились яркими синими, желтыми, красными цветами, создавая особую духовную атмосферу. Поистине выдающиеся образцы витражей находятся в Шартрском соборе.
В XIV в. витражи, составленные из небольших кусков стекла, сменились расписными. Огромные окна соборов превратились в яркие живописные полотна. В готическом соборе идеальным образом проявился синтез искусств: витражи сочетались со скульптурой, резьбой по камню, кости, дереву и др. [45, 105].
Готический период – время расцвета книжной миниатюры, эмалей и других видов декоративно-прикладного искусства.
Портреты поздней готики отличались индивидуальными особенностями, одухотворенностью и возвышенностью образов. В искусстве готики органично переплелись лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Изменилось отношение к художникам в обществе. Их труд получил признание [45, 106].
Возрождение (Ренессанс) – одна из величайших эпох в развитии мирового искусства. Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы – переломный этап от средневековой культуры к культуре нового времени (в Италии – XIV-XVI вв., в других странах – XV-XVI вв.). Идеалы Возрождения складывались на основе гуманистического мировозрения. Новая историческая эпоха отличалась возрождением интереса к античному наследию. Однако художники не только копировали старые образцы. Античное наследие рассматривалось с новых позиций. Развивались принципы гуманистического искусства, которое было направлено на изучение человека и окружающего его мира. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: человек – мера всех вещей [45, 106].
Эта новая система
ценностей нашла достойное
Информация о работе Обучение младшего школьника изображению натюрморта