Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
Федеральное агентство по образованию РФ
Организация обучения младших школьников рисованию на уроке
Выпускная квалификационная работа
«_____»____________2006г
2006г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного
искусства в начальной школе…………………………………………………………………
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
Введение
Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха обучения младших школьников.
Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.(47 ,с.149 ).
Прежде всего, необходимо
создать условия для
Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».
Знакомство с разными стилями и направлениям в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает внутренним поискам. Безусловно, кому-то ближе ассоциативный путь создания образов, а кто-то хочет создавать реалистическое изображение в точном соответствии с натурой.
Современное образование должно быть национально сориентировано, без ясного сознания этого невозможно возродить Россию. Речь идёт не о какой-то национальной исключительности, а о необходимости сделать русские школы действительно русскими, об уважению к своему отечеству. Искусство – мощнейшее средство, с одной стороны, национального самосознания, освоения национальных традиций, воспитание патриотических чувств, а с другой – средство приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача педагога – развивать чувство меры, эстетический вкус ребёнка, чтобы избежать бездумного копирования образцов, излишнего стилизаторства в работе, помочь обрести творческое лицо каждому ребёнку.
Плодотворным является стремление обучать детей на основе законов, принципов и правил изобразительного искусства. Речь идёт не о попытке профессионального обучения, а об общем образовании, включающем элементы знаний о работе профессионалов.
Основная цель занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе - духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
1.Урок как
основная форма организации
Обучение – длительный процесс.
Современный урок это тоже своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определённый срок. ( 47, с.122).
Урок,
как форма учебной работы, существует
с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма
работы оказалась настолько жиз
На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.
Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.
Урок
– как форма обучения
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.
Каждый
урок несёт в себе
( 44 , с. 189 ). Нередко учителя основное внимание уделяют усвоению нового материала и закрепление старого, не заботятся к побуждению детей к самостоятельной деятельности, что нередко тормозит развивающее значение урока. Этот недостаток зачастую присущ и воспитательной стороне урока. Так некоторые учителя не акцентируют внимание детей на раскрытии мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключённых в изучаемом материале, на использование дискуссионных форм работы, не глубоко связывают в этих целях обучения с практикой. ( 46, с.276 ).
Важной развивающей
задачей является привитие ребенку
желания учиться и
Хотя уроки это коллективная работа, но усвоение ЗУН сугубо индивидуальная психическая деятельность. И, чтобы как-то ее активизировать, приходится использовать особые методы.
Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко используется самостоятельная работа. Самостоятельная работа учащихся позволяет учителю видеть те сложности, с которыми сталкивается ребенок в процессе выполнения самостоятельной работы. Более сильные ученики получают усложненные задания, позволяющие развиваться более интенсивно.
Индивидуальная работа с учащимися проявляется в процессе проверки и оценки знаний. Необходимо дифференцированно подходит к решению этого вопроса, сильные школьники должны отвечать на более сложные вопросы, для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще.
Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.
Стандартная структура
урока заключается в
Плохо, если ученики знают, что через 5 минут кончится опрос, а через 15 минут закончат объяснять новый материал, что ничего особенного на уроке не произойдет. Плохо это сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании чувств.
Полная бесструктурность урока, отказ от определенного его расчленения тоже не ведут к успеху. Таким образом, отказ от шаблона и поддерживания структуры в разумных рамках приведет учителя к своему собственному способу ведения урока – педагогическому почерку.
С точки зрения Харламова
И.Ф. можно, собрав воедино, все положительные
стороны структуры и
1.Отчетливая
2.Достаточное организационное
и материальное обеспечение
3.Оптимальный психологический режим урока,
4.Оптимальный темп и ритм работы на уроке,
5.Систематическая потребность
и преемственность учебных
6.Завершенность операций,
7.Экономия времени на уроке,
8.Непрерывный контроль и самоконтроль,
9.Восстановление делового равновесия при его нарушении,
10.Закрепление отделка ЗУН,
11.Непрерывное
Использование всех этих требований сделает урок интересным и не позволит скучать на нем. ( 47,с. 274 ).
Современный урок изобразительного
искусства, по мнению Кузина, должен отвечать
следующим важнейшим
1.Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока,
2.Воспитательная
3.Соблюдение дидактических
принципов в обучении и
4.Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой
основе систематическое развитие учащихся,
5.Использование разнообразных методов работы, отвечающих
особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся,
6.Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей ( 19 ,с.298).
В зависимости от цели, темы, и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. С точки зрения Кузина, в начальной школе применяются следующие типы уроков:
1. Урок сообщения нового материала,
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков,
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Вывод. Итак, мы показали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.
Решить выше перечисленные
задачи можно только при
Стандартная структура
урока заключается в расчленени
Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям:
1.Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока,
2.Воспитательная
3.Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности,
4.Постоянное обогащение
школьников ЗУН по предмету
и на этой основе
5.Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся,
6.Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей.
В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:
1.Урок сообщения нового материала.
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
2.Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования
Уроки изобразительного искусства – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению кругозора, воспитанию эстетических потребностей учащихся их мыслительной, творческой активности, эмоционально – эстетического отношения к окружающему.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке