Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов организации урока как основной формы обучения младших школьников рисованию.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
теме исследования.
2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной
школе.
3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов
составить методические рекомендации по обучению младших
школьников изобразительному искусству на уроке.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….. . . с.1-2
1. Урок, как основная форма организации обучения детей рисованию . . . . . .….с.3-7
2. Психологические аспекты обучения младших школьников изобразительной деятельности на уроках рисования…………………………………………… ..с.8-18
3. Виды уроков изо и их структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ..с 19-24
4. Планирование уроков изобразительного искусства в начальной школе…………………………………………………………………………....с.25-34
5. Методические рекомендации по обучению младших школьников изобразительному искусству на уроке ……………………………………… ..с.35-79
Заключение ……………………………………………………………………..с.80-83
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . с.84-86
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.87-89
На занятиях изобразительного искусства формируются такие свойства личности, как трудолюбие, аккуратность, целенаправленность, самостоятельность. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются графические, живописные навыки, они учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями искусства служат эффективным средством познания мира и одновременно помогают развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.
В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника, и, прежде всего активность познавательно – творческих компонентов сложной структуры личности.
Необходимо так же отметить и патриотическое воспитание, и развитие личности человека, любящего свою родину. Это неотъемлемая часть нравственно – эстетической стороны изобразительного искусства. Поэтому педагогика и методики рассматривают процесс образования как обучение + воспитание.
Важное место, которое занимает изобразительное искусство в обучении и воспитании подрастающего поколения, обуславливается его определенными специфическими особенностями.
Основной учебный материал, которым овладевают ученики во время обучения изобразительному искусству – это сведения о наиболее выдающихся художниках, знание отличительных способностей видов и жанров изобразительного искусства, понятия о средствах художественной выразительности. Кроме того, ученики должны изучить систему требований основ рисунка: закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения светотени, цветоведения композиции, критерии эстетического содержания изображаемых объектов.
На занятиях изобразительным искусством школьники учатся рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учатся выполнять иллюстрации и декоративные работы. У них вырабатываются графические умения и навыки.
Важное значение имеет умение самостоятельно выбрать сюжет, тематику рисунка, провести предварительное наблюдение, сделать эскизы, наброски, проанализировать форму, выполнить рисунок от общего к частному и от частностей снова к общему. В процессе обучения школьников рисованию у них формируется умение стилизовать реальные формы и выполнять декоративные узоры и композиции, использовать в декоративных работах линию симметрии, ритм, форму и цвет.
При обучении детей младшего школьного возраста рисованию педагог должен знать, каковы же психологические аспекты. В деятельности раскрываются и формируются: умения и навыки ребенка, внимание, ощущения, восприятие, память, речь, воображение, эмоционально-волевые процессы, художественно-творческие способности и т.д.
Уметь – это изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерства. Придавая этому очень большое значение, К.П.Брюллов говорил, что надо рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства (18,с. 38 ). Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. Чем своеобразнее, оригинальнее эти технические способы и приемы передачи действительности, тем ярче творческая индивидуальность художника. Являясь результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков, манера художника выражает уровень его мастерства. Очень важно, чтобы молодой художник учился у больших мастеров. Это является необходимым для его развития. Наиболее важным в изобразительной технике и мастерстве являются умения и навыки обращаться с техническими материалами, умения изготавливать некоторые из них.
Очень важную роль в творчестве художника играют умения и навыки правильно, т.е. соответственно направлению действительной формы предмета, проводить линии, штрихи, мазки.
Значительное место в изобразительной деятельности имеет умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, закономерностями конструктивного строения предметов, светотени, законами композиции.
Большую роль играют умения анализировать натуру, свой рисунок или живописную работу, а так же сравнивать рисунок с натурой.
Так же важны умения и навыки вести работу от общего к частностям и наоборот. Умение расчленить изображаемый объект на части и составить из них единое гармоничное целое.
Немалую роль играют условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений.
Внимание обеспечивает глубину и полноту зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение объекта. Физиологически внимание объясняется концентрацией возбуждения в определенных участках коры головного мозга в очаге оптимального возбуждения при одновременном торможении в остальных участках коры. Как правило, состояние внимания ярко выражается внешне: в мимике, в движениях. По этим внешним признакам можно легко определить предмет или явление, на которое направленно внимание.
С поступлением ребенка в школу начинается интенсивное формирование у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течении нескольких часов сосредотачивать внимание на определенных объектах, действиях, дисциплинирует волю, организует внимание. Однако для первоклассника это трудная задача, он быстро утомляется, особенно от продолжительной однообразной работы. Так, исследования показывают, что учащиеся первого класса могут напряженно рисовать с натуры в течении 20-25 минут, после чего их внимание резко ослабевает, и они начинают пассивно работать, отвлекаться. Если же им предложить после 20 минут работы над рисунком с натуры другой вид деятельности, а затем разрешить продолжить работу над рисунком с натуры, ученики начнут снова активно работать над рисунком.
Хорошей разрядкой напряженности мыслительной работы на уроке является демонстрация репродукций. Однако, учитывая преобладание непроизвольного внимания у младших школьников, не следует приводить много ярких примеров, наглядных пособий – это может отвлечь детей от главного, что в сравнении с взрослым человеком объем внимания гораздо меньше, концентрация внимания слабее, менее продолжительная. Поэтому в младших классах особое значение имеет четкость, организованность, доступность учебного материала, заинтересованность учебным заданием. Под влиянием обучения у школьников начальных классов зрительно расширяется круг объектов внимания. Наблюдения за различными объектами, явлениями сопровождаются активной работой мысли, формированием умственных действий, эмоциональным отношением к наблюдаемому, что делает внимание более устойчивым, произвольным.
Под влиянием целенаправленного обучения, в итоге систематических упражнений развития чувствительности у школьников осуществляется очень интенсивно. После первых же лет обучения у младших школьников наблюдается значительное повышение цветовой и слуховой чувствительности. Важное значение приобретают уроки изобразительного искусства в развитии двигательных ощущений, целенаправленные движения пальцев, кисти рук во время рисования способствуют развитию точечных движений, формированию координации движений и вместе с тем повышают чувствительность анализаторов к форме, пространственным отношениям, так как при рисовании предмета учащийся проводит рукой движения, определяющие собой очертания, пространственное расположение изображаемого предмета. Причем на занятиях рисования развитие руки и зрения происходит одновременно. В сущности глаз и рука производят одни и те же движения – по контурам натуры, по точкам перехода одной ее формы в другую.
Рассматривая развитие ощущений у школьников, следует указать на одну закономерность. Обучение детей тому или иному учебному предмету предлагает максимальное развитие средствами данного учебного предмета. Обучение школьников конкретным знаниям, умениям и навыкам основывается на определенном уровне развития зрительных, слуховых и двигательных ощущений. Такая неразрывная связь обучения и развития чувствительности детей объясняется их направленностью на решение одной общей задачи общеобразовательной школы – задачи гармоничного развития личности учащегося.
Можно считать ошибочным утверждение, что в младших классах детям недоступно рисование с натуры в силу возрастных особенностей детского восприятия. А.А.Люблинская пишет, что многочисленные исследования проведения в 1 – 4 классах школы показывают, что недоступность детям рисования с натуры, их ошибки в воспроизведении объекта рисования, объясняется исключительно характером обучения, который часто не обеспечивает умения видеть и анализировать то, на что смотрят глаза ребенка и трогают его пальцы.( 21 ,с.203 ) .
Постепенно, с возрастом, изменяется характер восприятия, делается более точным и похожим изображение детьми окружающих предметов. Изучение основ изобразительной грамоты позволяет точнее увидеть оттенки цветов, их гармонию и передать все это в своих рисунках. Однако наблюдательность формируется при эффективных предварительных наблюдениях. Это требует соблюдения некоторых условий:
1.В начале процесса
поставлена задача – что и зачем наблюдать.
2.Систематичность и
необходимо составить
3.Особое значение имеет
проявляется в двух факторах
– в мыслительной и
деятельности.
Так же большую роль играет отношение наблюдателя к наблюдению. Серьезное, деловое отношение к наблюдению обеспечивает длительность, устойчивость наблюдения, что ведет к повышению качества, успеха этого процесса.
В младшем школьном возрасте развитие памяти происходит в условиях систематического, целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития этого психического процесса. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию учителя. Интенсивное развитие в младшем школьном возрасте получает произвольное запоминание. С первого дня обучения в школе ребенок должен многое заучить. Но он еще не знает техники заучивания, приемов облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ребенок идет по пути «наименьшего сопротивления», заключающем осмысление логической связи в содержании, в частях материала.
Поэтому важной задачей преподавателя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приемами, схемами осмысленного заучивания.
Мышление – результат
развития человека, его мыслительной
деятельности. Мыслительная деятельность
младшего школьника в основном сохраняет
наглядный характер, и в значительной
степени связано с чувствительн
Переход на новые, альтернативные программы обучения в начальной школе был обусловлен необходимостью более эффективного развития у младшеклассников абстрактного мышления, и необходимостью более эффективного умственного развития детей. Разработка и введение новых программ стали возможными в результате последних исследований ряда советских психологов, убедительно показавших возможность более эффективного развития у учащихся начальных классов отвлеченного мышления (исследования Л.В.Занкова, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова).
Многолетние психолого – педагогические экспериментальные исследования в области усвоения школьникам знаний и умений по изобразительному искусству ( Игнатьев Е. И, В. С.Кузин , Н .Н.Анисимов ) показали , что младшие школьники могут усваивать гораздо более сложный материал, чем это считалось до прежнего времени. Это легло в основу реформы преподавания в начальной школе.
Существенные сдвиги в развитии речи ребенка происходят под влиянием обучения в начальных классах. В школе речь приобретает значение средства усвоения системы знаний. Естественно, что без знания самого языка, речь ребенка не может служить средством познания окружающего мира. Изучение языка способствует развитию всех видов речи учащегося.
Особое значение имеет обучение школьника письменной речи. В процессе обучения письменная и устная речь ребёнка развиваются взаимно и дополняют друг друга. Обучаясь письменной речи школьники овладевают навыками чтения и письма, элементарными графическими навыками.
Процесс овладения грамотой есть процесс овладения законами, которые лежат в основе построения устной и письменной речи, их полноты и красоты.
С поступлением в школу начинается новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получают школьники в процессе обучения, систематическое овладение умениями и навыками, которые обогащают, уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность.
Выполнение школьниками заданий по изобразительному искусству основывается на знании основ изобразительной грамоты и графических умений. Уже в первом классе детей знакомят с понятием композиция, пространство в рисунке, симметрия. В следующих классах дети практически учатся использовать в работе закономерности светотени, цветоведения, композиции.
Отсутствие соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе.
Как свидетельствуют исследования психологов и педагогов ( Н.А Ветлугиной, Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной и др. ) , в процессе обучения детей прослушиванию музыки, передачи в рисунках формы, соразмерности пропорций, орнаментов у школьников развиваются эстетические переживания, формируется эстетическое восприятие.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств ребёнка переходит на более высокую ступень. В школьном возрасте интенсивно развиваются познавательные чувства. Формирование нравственных чувств происходит прежде всего жизнью в коллективе. Этому способствует, прежде всего, работа педагога, детская художественная литература, произведения изобразительного искусства, детские кинофильмы и музыка. Среди моральных чувств ребёнка, прежде всего, развивается чувство любви к Родине, чувство коллективизма и трудолюбия.
Информация о работе Организация обучения младших школьников рисованию на уроке