Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:29, контрольная работа
Цель: ознакомится с осуществлением преемственности художественно-эстетического воспитания в изобразительной деятельности у дошкольного и младшего школьного возраста.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед образованием, сформировать личность способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, который может взять ответственность за себя и своих близких.
Министерство образования и науки РФ
Филиал Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
в г. Миассе
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа по дисциплине:
«Художественный труд»
«Преемственность в художественном образования дошкольников и младших школьников»
Выполнела:
студентка 1 курса, гр. 108
Балтушкина Ю.А.
Миасс
2014
Преемственность в художественном образования дошкольников и младших школьников
Цель: ознакомится с осуществлением преемственности художественно-эстетического воспитания в изобразительной деятельности у дошкольного и младшего школьного возраста.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед образованием, сформировать личность способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, который может взять ответственность за себя и своих близких.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе, как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Преемственность это не только подготовка к новому, и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как снова поступательного развития.
Художественное-эстетическое воспитание
является неотъемлемой
частью в формировании всесторонне развитой
и гармоничной личности. Начавшись в раннем
дошкольном возрасте, оно в дальнейшем
содействует человеку в развитии его способностей:
замечать прекрасное в окружающих предметах
и явлениях, постигать посредством собственной
изобразительной деятельности их сущность,
выражать свои чувства от общения с искусством,
а иногда и самому создавать художественные
произведения. В связи с этим значение
преподавания изобразительного искусства
понимается в настоящее время как важнейший
аспект эстетического воспитания детей.
В современном обществе оценка культурных ценностей претерпевает существенные изменения. Это отражается как в общественной жизни людей, так и в искусстве. Все чаще можно наблюдать в повседневной жизни пренебрежительное отношение к окружающей природе и согражданам. У многих людей появляется стремление оградиться от происходящих событий, возникает желание в поиске личного благополучия. Такая тенденция в развитии духовной культуры обедняет личность каждого человека, снижает его эстетический и художественный потенциал, замыкает интересы только на узком круге вещей, потребностей и желаний. Воспитанный таким образом человек постепенно становится только простым потребителем тех культурных ценностей, которые были созданы до него другими людьми. При этом теряется вера в творческие возможности, и он перестает совершенствовать свои художественные способности.
Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах развития личности, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем - оптимальными средствами формировать личность учащихся. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в учебных учреждениях, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом. Основной его особенностью следует выделить то, что оно позволяет устранить несоответствие между быстро возрастающими эстетическими потребностями ребенка и, несколько отстающими от них темпами развития способностей реализации этих потребностей на практике.
Первостепенными задачами всей системы художественно-эстетического воспитания детей являются поступательный рост их творческой активности, формирование у каждого ребенка необходимых знаний для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве, а также развитие умений и навыков, позволяющих выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности.
Исходя из поставленных задач художественного воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста, особое внимание заслуживает общепедагогическая проблема преемственности в их обучении и воспитании, получившая свое отражение в работах Ананьева Б.Г., Ветлугиной Н.А., Мухина B.C. и многих других педагогов и психологов.
Вопросы преемственности в художественно-эстетическом воспитании средствами изобразительной деятельности и важнейшие положения о природе детского изобразительного творчества, условиях, обеспечивающих его развитие и совершенствование, нашли свое отражение в исследованиях Игнатьева Е.И., Казаковой Т.Г. и других ученых.
Однако проблему преемственности в художественно-эстетическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов нельзя считать полностью решенной ни в теоретическом, ни в практическом плане. Изменение общественной обстановки в жизни страны обострило эту проблему и выдвинуло ее в педагогике на одно из первых мест. В последнее время наряду с общеобразовательной школой и детским садом, популярным стало образование и развитие сети частных школ, школ-колледжей, лицеев, дошкольных гимназий и других, альтернативных учебно-воспитательных учреждений. Появились также школы и детские сады с художественно-эстетическим уклоном. В практику работы школы активно внедряются различные авторские программы, появляются экспериментальные учебники по предмету "Изобразительное искусство", учителями и воспитателями ведется поиск новых приемов и методов работы с детьми. В свою очередь, начинания, предпринимаемые в этом направлении, требуют всестороннего рассмотрения с позиции соблюдения принципа преемственности в обучении и воспитании. Наблюдения показали, что наряду с положительными успехами, присущими современному перестроечному этапу в системе народного образования, имеются также отдельные недостатки и упущения, требующие своего разрешения. В частности, многие дети до начала обучения в школе не имели возможность посещать детские сады, поэтому некоторые из них оказались лишенными целенаправленной подготовки к школьным условиям. В связи с этим уровень их умений и навыков в изобразительной деятельности, а также общий уровень художественного образования отстает, по сравнению с детьми, систематически занимавшихся изобразительным искусством под руководством педагогов. В результате чего включение этих детей в процесс обучения и воспитания в начальных классах оказывается сопряженным с рядом трудностей. У таких детей чаще появляется неуверенность в своих возможностях и из-за этого пропадает интерес занятиям, теряется основа для развития творчества, другой стороны в некоторых дошкольных учреждениях (речь идет главным образом о 3-х годичных дошкольных гимназиях) можно наблюдать чрезмерное увлечение по подготовке детей к обучению в школе. В ряде случаев процесс воспитания и обучения в них строится по подобию школьного. Воспитатели и педагоги используют приемы и методы работы, характерные больше для начальной школы, тем самым искусственно стараются ускорить процесс развития воспитанников. Очень часто в воспитательной работе не учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, что в свою очередь также негативно влияет на их развитие. У детей быстро возникает утомляемость, появляется излишняя раздражительность, наблюдается увеличение количества физических заболеваний. Не всегда считается оправданным и стремление некоторых родителей - как можно больше дать знаний своему ребенку в раннем возрасте. Это часто приводит к тому, что ребенок теряет свою индивидуальность, привыкает уже с детства пользоваться готовой системой оценки окружающего мира, предлагаемой ему взрослым. Творческое начало ребенка попадает в зависимость от стереотипов мышления окружающих его людей и в результате становится искусственно более логичным, теряет свою непосредственность, характерную для маленького художника.
Следует заметить, что в школах в ряде случаев учебно-воспитательный процесс планируется и проводится без учета опыта, накопленного ребенком в дошкольном возрасте. Таким образом, обучение и воспитание начинается как бы заново, а это уже является прямым нарушением принципа преемственности между ступенями детского развитий.
Создавшиеся обстоятельства в системе художественно-эстетического воспитания у детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют более внимательного изучения с позиции соблюдения преемственных связей в работе дошкольных учреждений, семьи и школы. Они служат обоснованием для внесения некоторых корректив в воспитательную работу с детьми данного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности.
Заключение
Исследование вопроса преемственности в художественно-эстетическом воспитании детей, проведенное на занятиях изобразительного искусства в детских садах, что проблема взаимосвязей между отдельными ступенями развития, а также формами и методами воспитательной работы остается одной из первостепенных и в настоящее время. Несмотря на значительные успехи в этом направлении ее нельзя считать полностью решенной, а для этого требуется продолжать поиск новых, более эффективных форм и методов воздействия на ребенка.
Список литература
1. Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении [Текст] /Б.Г. Ананьев. // Советская педагогика. - 1953. - № 2. - С. 27.
Информация о работе Преемственность в художественном образования дошкольников и младших школьников