Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:17, курсовая работа
Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности…………………………………………………6
1.1.Теоретические аспекты понятия «игра»………………………………6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
……………………………………………………………………………………11
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника………………………18
Глава II. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника…………………………………………………………24
2.1. Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии……………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов педагогического исследования………………..27
Заключение…………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………...31
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Кудрис Алина
Минск, 2013
Тема курсовой работы: «Игра как средство развития личности дошкольника»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Теоретические предпосылки развития личности
дошкольника в процессе игровой деятельности………………………………………………
1.1.Теоретические аспекты понятия «игра»………………………………6
1.2.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
………………………………………………………………………………
1.3. Роль игры в развитии личности дошкольника………………………18
Глава
II. Исследование значения игровой деятельности
в развитии внимания дошкольника…………………………………………………
2.1. Развитие внимания, посредством
игровой деятельности на уроке хореографии…………………………………………………
2.2. Анализ результатов педагогического исследования………………..27
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение. Протокол наблюдения за проявлением и развитием внимания дошкольника на уроке хореографии……………………………………………33
Введение:
Одной из важнейших задач дошкольного образования является психологическая подготовка детей к школе. Исследования психологической готовности детей к школьному обучению показали, что ее основным показателем является произвольность, проявляемая в самых разных сферах (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, 3. В. Мануйленко, Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова и др.). Изучение условий, способствующих становлению и развитию произвольности в дошкольном возрасте показывает, что они непосредственно связаны с ведущей деятельностью этого периода развития — игрой (М. Г. Копытина, Г. Б. Ховрина, Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова и др.)
Игровая ситуация способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Игровая деятельность порождает в детях разнообразные эмоционально-психические состояния, углубляющие познание, возбуждение, влечение к учебной работе. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества [6; 16].
Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд [19].
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Он сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Для поддержания внимания на занятиях с дошкольниками используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры-головоломки, загадки). К 7 годам у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школе [7;9].
Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;
Задачи:
- определить понятие игры;
- сделать теоретический анализ развития личности дошкольника в игровой деятельности;
- практическим путём обосновать целесообразность применения игровых методик для развития внимания дошкольника;
- сделать выводы и дать рекомендации.
Применённые методы исследования:
- наблюдение ( в процессе реализации игровой методики);
- беседа;
- педагогический эксперимент.
База: студия танца «Тандем» группа «Барбарики» направление «Бусинки» г. Минск.
Глава 1. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности.
1.1 Теоретические аспекты понятия «игра».
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
— Платон (427 − 347 до н. э.)
Игра́ — вид человеческой деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе игры, обучения, получения навыков. Игрок — это рациональный индивид, имеющий заинтересованность в исходе игры и возможности воздействовать на него.
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение [5;6;15].
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых [16].
Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность
вводится элемент соревнования,
который переводит
- успешное выполнение
дидактического задания
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
• дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
• развивающих(развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) [12].
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений). Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых. На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
деятельность.
Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель– развитие внимания у дошкольника. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые прелагаются ребенку, чтобы игра состоялась. Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры.
Информация о работе Игра как средство развития личности дошкольника