Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа
В таком случае, самой истории искусства для них как бы и не существует. Она является лишь малоинтересной пропедевтикой для новейшего положения искусства, в котором манера явно победила натуру. Между тем в академической традиции есть важная проблема, сближающая позицию Вазари, Беллори, Ван Мандера, Зандрарта и многих других теоретиков.
Введение 2
Глава I. Первые академии 16
Платоновская Академия 19
Академия Леонардо да Винчи 31
Флорентийская Академия 31
Академия Баччо Бандинелли 31
Глава II. Академия Рисунка во Флоренции и Академия св. Луки в Риме 31
Академия Рисунка во Флоренции 31
Академия св. Луки в Риме 31
Академия Карраччи 31
Глава III. Распространение академической школы в Европе 31
Академия в Севилье 31
Академия в Антверпене 31
Академия в Нюрнберге 31
Венская академия 31
Академии в Гааге 31
Королевская Академия в Париже 31
Копенгагенская академия 31
Лондонская Академия 31
Глава IV. Развитие эстетических принципов академической школы 31
Глава V. «Всеобщее мастерство» 31
Академическое художественное образование в современной культуре 31
Отношение к традиционализму и ретростилизации 31
Художественное образование в цеховой и академической традиции 31
«Подражательность» и «манерность» 31
Штудии и индивидуальная манера 31
Развитие представлений о профессиональной традиции от Ренессанса к Просвещению 31
Глава VI. Академическая теория и «искусства подражания». 31
Глава VII. Гильдии, Академии художеств, галереи — трансформация понятия шедевра в европейской культуре 31
Заключение 31
В возрасте 11 лет Бертель Торвальдсен был принят в Академию Искусств в Копенгагене, где ему преподавал скульптор Иоханес Виедевельт, друг Винкельмана и Абильгора. В 1793 Торвальдсен получил золотую медаль Академии. Два года спустя он получил стипендию Академии для путешествия к Италии, но не начинал его поездку до августа 1796. Он прибыл в Рим 8 марта 1797 (день, который он будет позже праздновать как свой «римский день рождения»). Поскольку у него была стипендия от Копенгагенской Академии, он был обязан сделать маленькие фигурные штудии и копии античных мраморных бюстов. Большая работа, демонстрирующая его римские успехи была статуя Язона с золотым руном, законченная в 1803. Мраморная версия (1803-28; Копенгаген, Музей Торвальдсена) была заказана влиятельным британским знатоком Томасом Hope, что дало возможность Торвальдсену продолжить свое пребывание в Риме.
Певзнер пишет, что в 1720 существовало девятнадцать Академий художеств во всей Европе, среди которых, однако, только три или четыре могут быть расценены как надлежащие академии. В Париже и Риме, и также во Флоренции и Болонье, академии выполнили или пытались выполнить задачи очень как таковые из современных академий искусства. Подобные цели преследовались на мелком масштабе академиями Вены и Дрездена, Нэнси и, насколько мы можем разобрать, Лукки, Перуджи и Модены. Современные отчеты доказывают, что академии Берлина, Нюрнберга, Аугсбурга, Турина, Антверпена, Брюсселя и Гааги были почти устаревшими. Что касается Брюгге и Утрехта, никакая информация вообще не может быть получена на первой половине восемнадцатого столетия; и в любом случае эти два учреждения никогда не имели большого значения. Между 1720 и 1740, шесть академий искусства были открыты, главным образом маленькие учреждения, едва заслуживающие своего названия. В Санкт-Петербурге у Имперской Академии, основанной Петром Великим в 1724, был класс Прекрасного Искусства, которое, однако, не развивалось удовлетворительно.
В Великобритании, с другой стороны, правительственное предприятие имело небольшое значение. Королевская Академия в Лондоне, открытая в 1768, несмотря на ее привилегии была частным учреждением. Никакая художественная школа, получающая финансовую помощь от государства, не существовала в Англии до второй трети девятнадцатого столетия. В Шотландии Академия Фоли в Глазго (1753) была частной, тогда как Академия так называемых Опекунов в Эдинбурге (1760) была обеспечена государственной поддержкой. Художественная школа в Дублине также была частной.
До XVIII века основным учреждением, объединяющим художников была Painter-Stainers Company, остальные ремесленники входили в гильдии. До 1711 много прекрасных художников обучались за границей. С XVII столетия Общество виртуозов св. Луки (Society of Virtuosi of St Luke) и позже в Клуб Розы и Короны (Rose and Crown Club) имело профессиональных художников среди их участников, но их цели состояли в том, чтобы поощрить свободный творческий обмен, а не давать формальные инструкции. Самое существование таких клубов подразумевало, однако, что художники начинали чувствовать потребность объединиться.
В Англии своего рода
И знаменитые речи Рейнольдса в Академии теперь издаются многотысячными тиражами в формате покет-бук. Они переизданы более 50 раз (на русский переведены фрагменты). Я читаю в метро книжку, похожую по внешнему виду на детектив. А на обложке написано, что это лучшие страницы английской литературы, тексты, которые вывели английское искусство на встречу с европейской культурой. В этих речах до сих пор есть что-то завораживающее, в их убежденности, в их точности. В них есть свежее дыхание ветра средиземноморья, ясности Древней Греции, величия Рима, убежденности в своем праве на подражание природе-мастерице ренессансных художников. Эту главу я хочу начать с рассказа об этом человеке, друге великих людей своего времени, автора одной из самых ярких теорий академического искусства и множества прекрасных портретов, Джошуа Рейнольдсе, продолжившего традицию европейского гуманизма и дополнившего ренессансную теорию подражания массой новых и верных мыслей, развившего ее до теории гения. Произнесение речей началось с празднования открытия Академии 2 января 1769 г., а затем установился обычай читать речи на очередной раздаче наград — с промежутком в один-два года, вплоть до 10 декабря 1790 г., когда полуслепой и одряхлевший маститый художник в своей прощальной речи подвел итог своей многолетней деятельности в Академии. Рейнольде умер примерно год спустя — 23 февраля 1792 г.
Разнообразие академических
Что можно сказать о художественном языке Академии, для современной науки он совпадает с тем, что Вазари назвал «современной манерой», ее воплощением для многих поколений стало искусство Леонардо, основателя миланской Академии, Рафаэля, члена флорентийской Академии Марсилио Фичино и Микеланджело, учившегося в Академии Бертольдо ди Джованни и возглавившего флорентийскую Академию рисунка. Поэтика Высокого Возрождения gran maniera живут во многих культурах. Ученые всего мира защищают диссертации и пишут книги об этом. Но когда возникла академическая идея? И насколько она современна сегодня?
Что считать художественным языком академической школы? Мертвенный и помпезный академизм эпохи абсолютизма, салонный академизм XIX века или что-то другое. У каждого свой опыт. Изучение художественного языка академической школы я начала в 15 лет у Григория Давидовича Брускина, он учил акварельному натюрморту, который требовался к экзаменам и поправлял наши работы. Однажды он открыл красивый альбом с репродукциями Джотто ди Бондоне. Кстати, именно Джотто появляется в книге «Англия и средиземноморская традиция», вышедшей в победном Лондоне 1945 года. Там говорится о первом английском художнике, усвоившем художественную теорию и практику Джотто.
Но надо начинать историю академической школы с другого художника. Именно с него начинает свои «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Имя его — Чимабуэ. Он учился у греческих художников, Вазари описывает культ ученичества, вопреки распространенному мнению о его неприятии «греческой манеры» Вазари отмечает наличие учителей. В начале грандиозного повествования о развитии современной манеры говорится о греческих учителях.
Начинается повествования с потока бедствий, захватившего Италию, потока, разрушившего архитектурные сооружения и уничтожившего всех художников, но тут возникает фигура одаренного мальчика, которого отдали учиться грамматике, но он все время просиживал за рисованием людей, лошадей, построек и всего, что только ему не приходило в голову. Он обладал прекрасным и острым умом (di bello e acuto ingegno)
Чимабуэ, по Вазари, был самородком, он рисовал людей, лошадей, здания и разные фантазии («diverse fantasie»). Характерно, что у Вазари Чимабуэ не рисует с натуры, а рисует по воображению. Это была склонность натуры («inclinazione di natura») и ей счастливым образом помогло то, что в это время во Флоренцию пришли греческие художники. Живопись, скорее, утраченная, чем потерянная (la pittura piuttosto perduta che smarrita), скорее сбившуюся с пути, чем погибшую именно Чимабуэ начал первым выводить на путь истины. Он убегал из школы, чтобы смотреть за работой греческих мастеров. Эти мастера, по современным данным, работали в Санта Мария Новелла около 1279 года.
Он испытал влияние итало-византийского живописца Джиунта Пизано и Коппо ди Марковальдо. То, что Вазари начинает с греческих учителей, глубоко символично. Итальянская новая живопись не родилась внезапно, а наследовала византийские традиции. Высокий личный стандарт совершенства выделяет Чимабуэ из анонимных средневековых мастеров и делает родоначальником «современной манеры». Британика пишет, что он вдохнул новое волнующее содержание в абстрактные и стилизованные формы, не смотря на то, что близко примыкает к формальному словарю византийского искусства. Он возвращается к природе и помещает в алтарный образ «Мадонны св. Троицы» четырех пророков, которые моделированы светом и тенью, в высоком рельефе.
Одним из первых
распознал возможности
У Вазари есть и первое противопоставление греческих мастеров, выполнявших работу в старой «неуклюжей» манере и мальчика, учившегося у них и постоянно совершенствовавшегося в рисунке и быстро обогнавшего учителей, работавших не в старой хорошей греческой манере, но в грубой, присущей их времени (non nella buona maniera greca antica, ma in quella goffa moderna di quei tempi). Он владел той греческой манерой, которая частично в очертаниях и приемах стала приближаться к новой манере98.У него было больше совершенства искусства, больше perfezione. Он первым, по Вазари, нарисовал с натуры, что было новым для его времени, св. Франциска на золотом фоне. Натура властно врывалась в искусство и вот, как уже говорилось, появляются архитектурные фоны сразу же придавшие пространственность его композициям.
Появляется противопоставление сухой манеры, изобилующей контурами, так пишут по обычаю, без заботы об улучшении рисунка, о красоте колорита или о какой-либо хорошей выдумке. Уже в этом первом случае красота колорита не противопоставлены улучшению рисунка. Напротив линеарный византийский стиль «изобилующий контурами», согласно Вазари это то наследие, от которого нужно отказаться.
Он отошел в мир иной, почти что возродив живопись, он оставил своим ученикам эстафету новаций и виднейшим из них был Джотто.
А что было в это время у нас? В момент развернутой академической теории в Европе, в те годы, когда Вазари подробно описывал разницу между «хорошей древней» и «греческой» (то есть византийской) «устаревшей» манерой, точнее, через год после выхода его «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в 1551 году в постановлении Стоглавого собора от живописца требовалось ориентироваться на «старую» манеру, строго следовать образцу, тому, что в западном средневековье называлось exemplum-ом. Стоглав настаивал, что живописцу надлежит «писати…смотря на образ древних живописцев и знаменовать с добрых образцов». Конечно, новые веяния были — в число образцов теперь включаются и произведения А. Рублева, но «самоволство» художника, отступление от канона осуждалось категорически: «Писати иконописцем иконы с древних преводов како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати Святая Троица, а от своего же замышления ничтоже предтворяти»99. Чтобы пройти от «греческой» манеры византийских мастеров, которую Вазари называл «старой» к той греческой манере, которую он назвал «древней» (antica) русской культуре требовалась эпоха, эпоха, которая не была пройдена естественным путем и это накладывает отпечаток на весь наш умострой до сих пор. Мы не пережили своего Возрождения, мы шли не по европейскому пути развития социума и культуры. И это остается с нами до сегодняшнего дня. Мы — другие.
Информация о работе Становление академической школы в европейской традиции