Стекло и его использование в искусстве. Витражи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Все чаще в современном интерьере, кроме обычных окон, дверей и посуды, обретают прозрачность мебель и сантехника, лестницы и даже стены, не говоря уже о предметах декора (вазах, статуэтках) и современной технике – часах, телефонах, компьютерах в просвечивающих корпусах. Благодаря научным разработкам сегодня возникло большое разнообразие «искусственных» прозрачных материалов, не теряет своей актуальности и очень изысканно выглядит даже в самых новомодных проектах тот из них, что известен был человеку с глубокой древности. Это, конечно, стекло.

Содержание работы

1.Введение ………………………………………………………………………………………
2.История возникновения витража ……………………………………………….
3.Виды и техника витражей ………………………………………………………............
4.Описание своей работы ……………………………………………………………….......
5.Заключение ………………………………………………………………………………………..
6.Приложение………………………………………………………………………………………….
7.Источники …………………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме.docx

— 31.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа  по теме:

 

 

Выполнил

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………………………………
  2. История возникновения витража ……………………………………………….
  3. Виды и техника витражей ………………………………………………………............
  4. Описание своей работы ……………………………………………………………….......
  5. Заключение ………………………………………………………………………………………..
  6. Приложение………………………………………………………………………………………….
  7. Источники …………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все чаще в современном  интерьере, кроме обычных окон, дверей и посуды, обретают прозрачность мебель и сантехника, лестницы и даже стены, не говоря уже о предметах декора (вазах, статуэтках) и современной  технике – часах, телефонах, компьютерах  в просвечивающих корпусах.

Благодаря научным разработкам  сегодня возникло большое разнообразие «искусственных» прозрачных материалов, не теряет своей актуальности и очень  изысканно выглядит даже в самых  новомодных проектах тот из них, что  известен был человеку с глубокой древности. Это, конечно, стекло.

Этот материал способен изменить окружающий мир, наполнить его красотой и поэзией. Стекло, благодаря своей  прозрачности и лёгкости, оптически  «лишает» громоздкости даже массивные  конструкции. С помощью этого  экологически чистого, натурального материала  современные интерьеры словно наполняются  воздухом и светом, становятся более  прозрачными и легкими. Ведь современные  технологии работы со стеклом и способы  обработки кромок и поверхностей настолько совершенны, что позволяют  сделать из тела практически любой  предмет интерьера. Возможно, именно по этим причинам дизайнеры все охотнее  и чаще обращаются к нему и не перестают удивлять новыми решениями, оригинальными и не предсказуемыми. Более того, некоторые дизайнеры  считают, что в дальнейшем стекло вполне может стать главной составляющей интерьера, причем вовсе не обязательно  оформленного в современном стиле.

Можно сказать, что сегодня  модно практически любое использование  стекла. На российском рынке все  больше появляется предметов мебели из стекла, что можно отнести и  к Европе. Дизайнеры все больше используют стекло в своих проектах, так как с помощью стеклянных элементов можно выполнить оригинальную отделку потолка – подчеркнуть  геометричность эркера, так же сегодня  появилось множество новинок  в области стеклянных светильников. Ведущие зарубежные производители  предлагают широкий выбор стильной посуды и декоративного стекла, созданных  в соответствии с самыми последними тенденциями моды и дизайна и  способных не только удовлетворить  самый взыскательный вкус, но и  принести в дом тепло и уют, что не маловажно в наше время.  Если говорить об истории дизайна, то издавна (после изобретения стекла) люди пользовались стеклянными предметами обихода, такими как: стеклянные емкости  для мазей, украшения, тарелочки. Изобрели мозаику (кусочки стекла, из которых  составляли картины) – произведение искусства, также  использовали стекло в окнах, что сыграло немаловажную роль в жизни людей и в их интерьере жилища.

Целью моей работы является: подробное и глубокое исследование стекла, как материала, его свойств, методов работы со стеклом разного качества, обработки, способов использования в интерьере таких как: художественные и архитектурные.

 Задачи:

  • Условно определить направления возможностей стекла следующим образом: от предметов мебели, простых и сложных архитектурных элементов интерьера до малых форм.
  • Подробно изучить каждый пункт моей работы.
  • Приобрести новые навыки при работе с разрабатываемым проектом в приложении.
  • Изучить свойства стекла как материала, его способы обработки, разновидности.
  • Определить основное использование в интерьере стеклянных предметов мебели в интерьере, а также и стеклянных конструкций, то есть какая посуда используется, какие конструкции, какая мебель.
  • Сопоставить разновидности стекла после способов их обработки с предметами интерьера, то есть определить какой вид стекла лучше по его свойствам использовать в том или ином предмете интерьера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения  ветража

Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились  древние гончары: при обжиге на изделии  из глины могла попасть смесь  соды и песка, и на поверхности  изделия образовалась стекловидная пленка – глазурь. В Месопотамии  археологи нашли одно из древнейших изделий из стекла – стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 г. до н. э..

Возрождению европейское  стеклоделие в XVII  и XVIII вв. обязано  некому адвокату Антонио Сальвиати  при финансовой поддержке двух англичан. В России же первый стеклянный завод  был открыт только в 1635 г., около Москвы, шведом Алексеем Кохтом. Дальнейшим развитием  стеклоделия в России занимался  Петр Великий, а позже ученым М. В. Ломоносовым.

В 1820-е годы увлечение  в России рыцарскими романами и подражания в зодчествеготической средневековой  архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда  «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство  находилось в стадии становления  после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европыработали над восстановлением старых и  поиском новых рецептов окраски  стекол, разрабатывали составы для  росписи, совершенствовали технику  соединения стекол между собой. В  этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи  на внешний рынок. Поэтому для  украшения зданий России из-за границы  привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском  Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

В середине XIX века до 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

Впоследствии витражи  стали распространенным элементом  в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража  Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских  церквей в разных городах России.

в русской архитектуре  сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут  «готики», не исчезли вместе со снижением  интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились  на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть  в интерьерах самой разнообразной  стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков  знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность  его рода. Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. — М., 2006

 

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного  стеклоделия: развитие этой отрасли  было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые  изделия первой необходимости. Поэтому  витражи в основном привозили  из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных  мастерских появилось конкурентоспособное  ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована  в первую очередь на заказы российского  императорского Дома, выполняла витражи  для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились  в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных  его работ — фигуративные витражи  в конференц-зале С.-Петербургской  Академии художеств. Они сохранились  в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

В конце XIX века наступил новый  этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х  годов достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу  в области стеклоделия упростилось  производство листового стекла, были разработаны новые технологии его  окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность  рисунка, локально окрашенные поверхности  изображения как нельзя лучше  соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху  эклектики эффектными росписями. Витраж-картина  остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это  эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию  витражей, но и чрезвычайно расширило  сферу их применения. В эпоху эклектики  месторасположение витража в  доме было жестко ограничено рамками  оконного проема. Теперь витраж «вышел»  из «рамы» окна: композиции из цветных  стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после  чего витраж «вырвался» и за стены  дома: светящиеся вывески, рекламные  надписи из стеклянных букв преобразили  облик города.

Древняя техника витража  — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно  использоваться и для многих предметов  прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных  инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа  соединения стекол между собой витражная  техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов —  ламп и светильников самых причудливых  форм. к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».

Витражи в стиле модерн

Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его  художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы  и ветки растений, сплетенные в  сложном рисунке стебли или орнаментально  упорядоченные мотивы, беспредметные  композиции с текучими, плавно изгибающимися  линиями, часто образующие букву  «омега» — основной набор изображений  на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

«Программным» произведением  русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев  Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В  конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно  добиваться неоднородности стекла. Современное  витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и  смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной  фактурой. Надо сказать, что витражи  у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена  был изделием дорогостоящим. Недоступность  витражей для широких слоев населения  при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела  к появлению различных технологий-заменителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрождение витражей


В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчествеготической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европыработали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стекло и его использование в искусстве. Витражи