Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:50, курсовая работа
Объект исследования: процесс художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет: Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности.
Задачи:
Изучить литературу о понятии художественного воспитания;
Рассмотреть формы и методы художественного воспитания дошкольника.
Рассмотреть понятие и классификацию предметно-практической деятельности;
Изучить педагогический опыт по художественному воспитанию дошкольника средствами предметно-практической деятельности.
Введение …………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного
воспитания детей дошкольного возраста……………..….5
1.1. Художественное воспитание: понятие, критерии
художественной воспитанности……………………………………5
1.2. Формы и методы художественного воспитания дошкольника…16
1.3 Возрастные особенности средней группы…………………….….18
Вывод ………………………………………………………………...…...20
Глава II. Предметно-практическая деятельность как средство
художественного воспитания……………………………....21
2.1. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии
детей дошкольного возраста………………………………………21
Анализ педагогического опыта по художественному воспитанию
дошкольника средствами предметно-практической
деятельности……………………………………………………….26
Художественная деятельность по декоративно-прикладному
искусству в средней группе одно из средств воспитания
дошкольников……………………………………………………..29
Вывод…………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………34
Литература………………………………………..……………………...36
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Курсовая работа
студентки 5 курса
специальности 050704 Дошкольное образование
Брянской Ольги Григорьевны
Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности
Допустить к
защите
Зав. отделением заочной
формы
обучения_______Русенко Л.А.
«___»______________2011г
Чита-2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного
воспитания детей дошкольного возраста……………..….5
1.1. Художественное воспитание: понятие, критерии
художественной воспитанности……………………………………5
1.2. Формы и методы художественного воспитания дошкольника…16
1.3 Возрастные особенности средней группы…………………….….18
Вывод ………………………………………………………………...…..
Глава II. Предметно-практическая деятельность как средство
художественного воспитания……………………………....21
2.1. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии
детей дошкольного возраста………………………………………21
дошкольника средствами предметно-практической
деятельности………………………………………………
искусству в средней группе одно из средств воспитания
дошкольников………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература………………………………………..………
Приложение
Введение
Актуальность: На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательного процесса является всестороннее развитие детей.
Основы всего будущего развития человечества закладываются в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения детей к познанию окружающего мира, период его начального усвоения воспитания. В дошкольном возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
В наше время очень большое количество молодого поколения родителей, которые еще сами не выучились. Поэтому дети получают воспитание в детском саду.
Цель: Изучить художественное воспитание дошкольника в предметно-практической деятельности.
Проблема: На сегодняшний день гармоническое развитие детей как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых занимает место вопрос художественного воспитания.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.
Объект исследования: процесс художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет: Воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественной предметно-практической деятельности.
Задачи:
Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественного воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Художественное воспитание: понятие, критерии художественной воспитанности
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.
Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
Эстетическое воспитание
рассматривается как более
Художественно-эстетическое воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей детей действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, дети входят в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания - собственное художественное творчество детей. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Оно развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.[11, 162].
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий репродуктивный фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[11, 167]
Художественное воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под художественным воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[5, 13].
Художественное воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа, направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[10, 162]
Для реализации задач художественного воспитания детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
· Окружающая среда - игрушки, одежда, помещение;
· Насыщенность быта произведениями искусства;
· Самостоятельная активная деятельность детей;
· Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.
Художественное воспитание обеспечивает приобретение детьми знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей.
В целях художественного воспитания детей следует приучать слушать музыку и пение. Музыка - это могучее средство воспитания. Она оказывает глубокое влияние на человека, на его переживания, чувства и настроения. Она помогает глубже понять жизненные явления и пробуждает в человеке лучшие чувства. Музыка помогает бороться с некультурностью, грубостью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Поэтому надо приучать детей к сознательному восприятию музыкальных произведений.
Весьма важно также приучать детей к пению. Пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему народу, к его творческому наследию.
Для развития художественного вкуса нужно поощрять участие детей в кружках художественной самодеятельности, всеми доступными способами поощрять их литературно-художественное творчество. Некоторые родители смотрят на участие детей в кружках художественной самодеятельности как на бесцельное занятие. Такой взгляд глубоко ошибочен. [8, 66]
Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию детей и молодежи. Труд в коллективах художественной самодеятельности вместе с тем помогает воспитанию дошкольников в духе коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности и организованности.
Родителям нужно познакомить
детей с живописью. Дети обычно любят
рассматривать картины. Благодаря
своей наглядности и
Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины.
Знакомство детей с живописью расширяет кругозор детей, развивает их эстетические чувства, положительно влияет на их поведение.
Многие любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений, составлять альбомы из них. Это способствует художественному воспитанию и развитию детей.
Необходимо также поощрять занятия детей лепкой, художественным выпиливанием, вышиванием. При этом особенно важно, чтобы дети делали это не только для удовлетворения собственных интересов и потребностей, но и подчиняли свои занятия общественным целям: рисовали для школьной стенной газеты, мастерили и выжигали полочки или вышивали дорожки, выполняли работы из гипса или глины для украшения классного помещения своей школы и тому подобное.[4, 97]
Детские рисунки убеждают нас в том, что дети способны выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.