Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство  приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы.

Одним из замечательных сооружений начала эпохи империи был форум  Августа (рис. на стр. 321). В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые были местом собраний и торговли и застраивались табернами (лавками), входившими в архитектурные комплексы этих форумов, форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию. Это продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной из туфа и травертина (высота ее 36 м), образующей в дальнем конце форума два симметрично расположенных закругления. Вдоль всей площади, примыкая к внутренней стороне стоны, шли портики. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. В постройке его принимали участие греческие мастера.

Ко времени Августа  относится самый известный образец  римского храма в форме псевдопериптера  — так называемый «Квадратный  дом» в Ниме (южная Франция;илл. 266 а). Законченный строительством в первые годы нашей эры, храм превосходно сохранился до нашего времени. Он поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма— коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространенными  памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения —  арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоеванных  областях в память исторических событий  и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и римского государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени  до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н. э.) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н. э.). Это однопролетные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком с посвятительной надписью.

Если в период правления  Августа в римском государстве  поддерживалась видимость спокойствия  и благоденствия, то при последующих  императорах общественные противоречия начали обостряться, усилился произвол императора, участились конфликты императоров  с сенатом, нарастало недовольство в низших слоях населения метрополии и в римских провинциях.

Вторая половина 1 в. н. э., в частности, период династии Флавиев, — время высоких достижений в  римском портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют  в себе беспощадную правдивость  в передаче натуры с более многосторонней, нежели в республиканском портрете, образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Если мастера  идеализирующего портрета времени  Августа обращались к греческому искусству 4 в. до н. э. (главным образом  к кругу Леохара), то портретисты  второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.

Следует отметить, что римское  прикладное искусство достигло очень  высокого развития. Резные, чеканные золотые  и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. 

В 3 в. углубился кризис римского рабовладельческого общества. Уже в  первой половине века, в правление  династии Северов (193—235), обострился процесс  разложения рабовладельческой системы, расширилась система колоната, появились  Элементы натурального хозяйства в  латифундиях, усилился процесс варваризации армии, пополнявшейся германцами, галлами, сирийцами и др. Актом, свидетельствовавшим  о слабости метрополии и о возросшем  значении провинций, был эдикт Каракаллы 213 г. о распространении прав римского гражданства на всех свободных жителей  римских провинций.

Женские портреты 3 в. отличаются большей мягкостью, нежели мужские; в них еще нередко чувствуются  традиции искусства 2 в., как об этом свидетельствуют портрет молодой  римлянки из Копенгагенской глиптотеки или так называемый портрет Люциллы  из Капитолийского музея в Риме. Но и в женском портрете появляются образы, в которых с поразительной  обнаженностью раскрываются отрицательные  качества модели. Таков портрет пожилой  женщины (Капитолийский музой), облик  которой говорит о грубости и  жестокости. Черты упрощения пластического  языка сказываются здесь в  лаконичной, без тонких переходов, скульптурной моделировке, в трактовке волос  жесткими линиями, в новом приеме изображения бровей короткими парными  насечками.

В скульптурном рельефе 3 в. резче, чем в портрете, выявляются черты упадка. Рельефы саркофагов заполнены крупными изображениями  с четкими контурами, складки  одежд подчеркнуты глубокими  вреэами, производящими, однако, не живописное, а скорое графическое впечатление. Сложные многофигурные композиции занимают почти всю плоскость  саркофага и, несмотря на довольно высокий  рельеф, не производят впечатления  объемности. Композиция теряет четкость, допускаются разномасштабные фигуры. Наиболее часты изображения охоты  на львов, мифологические сюжеты, например миф об Ипполите и Федре, сцены  войны; нередко на саркофаге дается портрет умершего в медальоне  или в раковине, фланкированный фигурами гениев с потухшими факелами (символ угасшей жизни), как, например, саркофаг.в палаццо Роспильози. Несмотря на упрощение форм, многие изображения отличаются сильной экспрессией, большим эмоциональным напряжением; такова исполненная трагической патетики сцена битвы на саркофаге Людовизи (илл. 303 б).

Саркофаг с изображением проповедующего философа из Латоранского музея (Рим) является следующим этапом развития рельефа; композиция приобретает  строго симметричный характер: в центре восседает философ в тоге, с  развернутым свитком в руках, по сторонам — две женщины в  широких одеждах и трое мужчин. Лица индивидуальны и, видимо, портретны, им уделено внимание, но связь между  изображенными слабеет; появляется застылость в самих фигурах и  в трактовке складок одежды.

Последний этап большого строительства  в Риме относится к началу периода  домината. Напряженное политическое положение, требования обороны привели  к возникновению сооружений крепостного  типа. Императором Аврелианом (270—275) были воздвигнуты из кирпича и  бетона городские оборонительные стены  Рима (длина 19 км, высота 10—15 м, толщина 1,2 м) с контрфорсами и башнями. К  фортификационным сооружениям 3 в. относятся  городские ворота в Трире (Порта  Нигра). Два сводчатых пролета  ворот фланкированы двумя большими, закругленными с фасада башнями  в четыре яруса, соединенными двухъярусной галлереей, возвышающейся над пролетами. Ворота сложены из крупных блоков плотного серого известняка, положенных насухо. Массивные полуколонны и сильно выступающие карнизы подчеркивают прочность ворот.

 

етвертый век — время  все усиливавшегося разложения Римской  империи. Рабовладельческий способ производства уже изживал себя. Торговля находилась в упадке, и вместе с  ней падало экономическое значение городов. Ведущая роль в экономике  перешла к крупным земельным  поместьям. Колоны прикреплялись к  земле и постепенно превращались в крепостных. Зарождались элементы феодального способа производства.

Особое значение в этот период имело для общественной жизни  Рима, а также для искусства  христианство.

Христианство, возникшее  в 1 в. н. э. в результате того кризиса, который переживало античное рабовладельческое  общество, первоначально было религией угнетенных — «рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов».* При своем возникновении христианство впитало отдельные элементы религиозных  культов стран Востока — иудаизма, культа Митры, а также идеи различных  школ поздней античной философии, главным  образом неоплатонизма и стоицизма.

В основе христианства лежит  учение о мифическом сыне божьем Иисусе Христе, сошедшем на землю, чтобы принять  мученическую смерть во имя искупления «первородного греха». Христианство возвещало также вторичное пришествие Христа и наступление тысячелетнего  царства праведников. Обещая бессмертие души, вечное блаженство в загробном  мире, равенство людей перед богом, христианство в то же время призывало  к смирению, безропотному повиновению. Социальной основой христианства был протест против угнетения, но протест пассивный, ибо выхода из угнетенного состояния искали не в реальном, а в потустороннем мире.

Христианство отрицало все  другие религии, отвергало их обряды. Уравнительский характер раннего христианства, его обращение ко всем народам  привели к нему приверженцев в  различных областях Римской империи. Первоначально христианство подвергалось жестоким гонениям. Постепенно же, с  победой в христианских общинах  умеренных течений, проповедовавших  покорность действительности, примирение с ней, к новому учению начинают примыкать  также представители господствующих классов. Вместо разрозненных христианских общин возникают крупные церковные  организации во главе с епископами, устанавливается понятие единой христианской церкви, складывается церковная  иерархия, высшие круги которой начинают сближаться с правящей верхушкой  рабовладельческого государства и  поддерживают политику императора. После  издания императором Константином эдикта о свободе исповедования  христианства (313 г.) христианская церковь  из гонимой превратилась в господствующую и освятила своим авторитетом  императорскую власть. Христианская религия была признана единственной и обязательной для всего населения  Римской империи. Церковь, защищавшая интересы господствующих классов, приобрела  огромное политическое могущество.

Социальные изменения  нашли свое отражение в культуре и искусстве. Особенно показательны памятники портретного искусства  этого периода. Идея неограниченной власти монарха воплощалась в  колоссальных статуях и бюстах императоров, подавляющих зрителя своими размерами, преувеличенной монументальностью  условно трактованных форм (статуи и бюсты императоров Константина, Валентиниана и др.). Условность и  схематизация достигают своего предела  в портрете Максимина Дазы (илл. 307 б), где лицо человека уподобляется орнаментально трактованной маске. Выбор материала (красного порфира) еще более усиливает абстрактность образа. Одухотворенность этих образов — чисто отвлеченная, она проявляется только в огромных широко раскрытых глазах — мотиве, который получит широкое распространение в образах средневекового искусства.

Римское искусство 4—5 вв. развивается  уже в условиях господства христианской религии.

Первые памятники христианского  искусства относятся ко 2—3 вв. В  этот период христианство было гонимой  религией и наиболее характерными памятниками  его являются катакомбы — тайные подземные кладбища христиан. В катакомбах на стенах и плафонах отдельных помещений  сохранились сюжетные и декоративные живописные изображения.

Самые ранние росписи носят  довольно элементарный характер. Христианское искусство, еще не выработавшее в  эту пору своего художественного  языка, вынуждено новое содержание выражать в старых формах. 06 этом свидетельствуют  свободно набросанные кистью изображения  рыбы, являющейся символом Христа, виноградной  лозы с гроздьями — символа  христианства; символом Христа является также так называемый «Добрый  пастырь»—юноша-naciyx с яшенксм на плечах. Эти изображения, близкие по стилю и живописным приемам к памятникам римской «языческой» живописи, отличаются от последних только символической идеей, понятной лишь посвященному. Нередко привычный античный мотив получает новое символическое истолкование. Так, например, Эрот превращается в ангела, Психея, собирающая цветы, становится олицетворением души (фреска в катакомбе Домициллы), Орфей — олицетворением Христа (в катакомбе Каликста).

Постепенно образы усложняются, появляются сюжетные повествовательные  изображения, связанные с заупокойным  культом; они призваны выражать идею спасения души. В соответствии с  этим изображается сюжет, например чудесное спасение пророка Ионы, проглоченного  морским чудовищем (катакомба Каликста). По живописной манере эта роспись  также близка к памятникам поздней  античной живописи.

В дальнейшем в живописи наблюдается нарастание черт схематизма и условности, а также преувеличенной одухотворенности образов. Если в первом из дошедших до нас изображений богоматери с младенцем (росписи катакомбы  Присциллы) фигуры еще сохраняют  некоторую объемность, а их движения — известную естественность, то в изображении оранты — молящейся  женщины с поднятыми руками (катакомба  Присциллы) — фигура совершенно бесплотна, жест имеет условно ритуальный характер, особенно же характерно повышенное духовное напряжение образа, 'передаваемое взглядом огромных обращенных к небу глаз молящейся.

Строительство христианских храмов могло начаться только с первой половины 4 в. н. э., после эдикта Константина  о свободном вероисповедании  христианства. Тот факт, что уже  в правление Константина были выработаны в своих основных чертах типы христианских культовых построек, объясняется тем, что зодчие этого  времени в значительной мере использовали многие из принципов римской дохристианской архитектуры.

Основной тип раннехристианского культового здания — продольно вытянутый  храм, так называемая базилика, восходит к эллинистическим и римским  базиликам, зданиям светского характера. В соответствии с новым культовым  назначением постройки тип базилики получает у зодчих 4—5 вв. совершенно иное образное истолкование.

Раннехристианская базилика состояла из нескольких пространственных частей, расположенных по единой пространственной оси. Храм открывался окруженным колоннадой прямоугольным двором (атрием), в  центре которого помещался фонтан для  омовения. За агрием следовал вытянутый  в ширину притвор (нартекс) — закрытое помещение, своеобразное преддверие храма, предназначенное для готовых  к посвящению и для кающихся. Из нартекса входы вели в главное  помещение храма — вытянутый  по основной оси огромный зал, разделенный  в продольном направлении рядами колонн на несколько удлиненных частей — нефов. Средней неф был шире и выше боковых, верхняя часть его стен, возвышавшихся над перекрытиями боковых нефов, прорезалась окнами. Свет, поступавший через них, освещал главным образом средний неф, оставляя боковые в полумраке. В противоположной входу стороне, в полукруглой нише стены (апсиде), перекрытой полукуполом (конхой) были расположены места для священнослужителей и епископское место. Перед апсидой помещался алтарь — стол для священной жертвы, над которым на четырех колоннах помещался балдахин (киворий). Для расширения алтарного помещения между апсидой и продольными нефами нередко размещался поперечный неф (трансепт). От продольных нефов он отделялся так называемой триумфальной аркой. Христианские храмы всегда ориентировались алтарной частью на восток; лучи восходящего солнца, проникавшие сквозь окна апсиды в алтарное пространство, создавали особый эффект во время утренних богослужений. Базилика перекрывалась плоским кассетированным потолком; нередко также потолок отсутствовал и стропила перекрытий оставались открытыми.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества