Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались  черты нового. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад  жизни. XII — XIII века - эпоха зрелого  европейского средневековья. К этому  времени заметно расширяется  производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более “обжитой”  и обозримой. Сильным толчком  для развития и обновления всей жизни  послужили крестовые походы (при  всей их чудовищной жестокости, вызванной  религиозным фанатизмом): они открыли  народам Европы новые земли и  страны, вывели их из вековой замкнутости.

В этих условиях центры культуры постепенно перемещались из монастырей в города. На главных площадях возводились  небывалые по размерам соборы, способные  вместить всех желающих жителей города, — складывался новый готический стиль. Развитие инженерного дела давало возможность совершенно преобразить  облик храма -расчленить внутреннее пространство сложной игрой объемов, делающих его почти необозримым  и как бы устремленным ввысь. Скульптурные ансамбли — неотъемлемая часть внутреннего  убранства храма — сливались  с его архитектурными элементами, составляя некое художественно-смысловое единство. Свет, льющийся сквозь многочисленные окна, то создавал изумительный эффект сияния, то казался таинственным, почти мистическим, ибо он был “приглушен” и одновременно как бы озарен мерцающими красками цветных витражей.

Кафедральные соборы становились  средоточением городской культурной жизни. При соборах открывались  церковные школы, а также —  школы светские, позже преобразованные  в университеты. Среди самых ранних — Кембриджский и Оксфордский  в Англии, Парижский — во Франции. Университеты становились центрами развития науки, еще проникнутой  духом схоластики, долгое время —  подчиненной теологии, но, тем не менее, постепенно накапливавшей знания о мире. В городах рождался новый  социальный тип, как бы “вырвавшийся”  из сословной среды, не вмещавшийся  в иерархическую структуру общества, — тип средневекового интеллигента. Профессора университетов, ученые, студенты — все эти люди составляли особую общественную группу, пока еще очень  малочисленную, но начинающую играть определенную роль в жизни городов. Они являлись “беспокойным элементом” общества, стремившимся утвердить веру через разум, все  подвергавшим сомнению, отыскивающим истину в бесконечных (часто схоластических) диспутах.

В число наук входила и  музыка. Долгое время она рассматривалась  в одном ряду с математикой, астрономией. Лишь позже, в эпоху Возрождения  произошло постепенное ее переосмысление: музыку стали .воспринимать с точки  зрения ее эстетической природы, возникло представление о художественном наслаждении, которое она несет  людям,— рождалось понятие “музыкальное искусство”.

Менялся не только уклад  жизни — убыстрялся ее темп. Символом нового времени стали появляющиеся на ратушах средневековых городов  механические часы. Если в течение  долгих столетий люди обходились без  них, ориентируясь, например, по звону  колоколов, то теперь они начали отсчитывать  каждый час суток, ибо он приобрел наполненность, небывалое прежде значение и вес. Изменения, поиски нового становились  знамением времени. В городах  еще долгое время сохранялась  система корпораций. Однако личная инициатива возрастала, а вместе с  ней и сознание самоценности человеческой личности. В течение столетий человек  еще нес в себе эту двойственность, ощущая себя рабом божьим — и  венцом творения. И все-таки исторические процессы были необратимы. Накапливавшиеся  изменения в производительной деятельности, в общественной структуре влекли за собой все более глубокие перемены в сознании людей: постепенно, исподволь  подготавливалась новая эпоха в  истории Европы — эпоха Возрождения.

Гораздо более близкая  нам по духу, по существу уже открывающая  пути к современности, культура Возрождения  как бы заслонила от нас средневековье. Между тем из дали веков встает художественный мир, удивительный в  своей самобытности и глубине. Он привлекает именно несхожестью с тем, что было после него (хотя выросло на его основе). Восприятие средневекового искусства требует от современного человека определенной внутренней перестройки; ибо в нем отразилось мироощущение, резко отличное от нашего.

Религиозные темы, сюжеты, образы были постоянным источником художественного  творчества. Они воспринимались средневековым  человеком отнюдь не как легенды, а как подлинные события, хотя и связанные с проявлением  сверхчувственного, божественного  начала. Священное писание они  понимали как священную историю, рассматривая ее как непрерывный  процесс, разворачивающийся от момента  сотворения мира ко дню Страшного  суда. Решающим событием, определившим весь ход и смысл этой истории, человек средневековья считал пришествие на землю Христа и его мученическую смерть на кресте во искупление человеческих грехов. Такая картина мира связывала  судьбу каждого с общим развитием  истории, движущейся по заранее предначертанному плану. Два первых акта всемирной  драмы уже свершились, история  влекла человечество к последнему —  дню Страшного суда. Ожиданием  конца света была пронизана вся  жизнь средневекового человека, и  это окрашивало его сознание в  драматические тона. Искусство этой эпохи постоянно обращается к  теме Страшного суда, его излюбленный  образ — колесо Фортуны. Напряженный  внутренний нерв проявляется в самой  манере письма; в живописи, например, в беспокойно-угловатых линиях рисунка, подчеркнуто острой жестикуляции рук  и т. п.

  Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Это было связано с той особой ролью.

  Какую играла в жизни средневекового общества церковь. Крупнейший феодальный собственник, она оправдывала своим учением существующий строй и, как главный заказчик художественных произведений, властно направляла в своих интересах развитие искусства. Под ее влиянием стали складываться строгие правила изображения священных сюжетов, обязательные для каждого художника.

Каролингские церкви и  дворцы украшались росписями и мозаиками, встречались в храмах и скульптурные изображения. Однако многие памятники  погибли, и судить о творчестве каролингских художников мы можем лишь по дошедшим до нас резным пластинкам слоновой кости, ювелирным изделиям, драгоценным  окладам рукописных книг и главным  образом по иллюстрациям в этих книгах — миниатюрам. Книги в раннем средневековье были редкостью. Они  создавались по заказам императоров, крупных феодалов, епископов и  настоятелей монастырей в специальных  мастерских — скрипториях. В каролингскую эпоху скриптории существовали при  королевском дворе и при крупных  церковных центрах. В отличие  от своих предшественников, художники  VIII—IX вв. внимательно изучали произведения римских и византийских мастеров и многому научились у них. Главным элементом оформления в книгах стали сюжетные миниатюры с изображением действующих лиц% пейзажей, архитектурного фона (см.Миниатюра).

В романскую эпоху ведущую  роль в художественном творчестве играла архитектура. К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе. При сооружении каменных зданий средневековые зодчие столкнулись с рядом технических трудностей, в частности при возведении перекрытий: деревянные балки и потолки часто горели, каменные же конструкции — арки, купола, своды — имели полукруглые очертания и, подобно натянутому луку, как бы стремились раздвинуть стены постройки в стороны. Стремясь избежать этого, романские зодчие делали очень толстые стены и массивные столбы и опоры.

В раздробленной, враждующей Европе X—XII вв. главными видами архитектурных сооружений были рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм. В эпоху междоусобиц и войн каменные здания служили защитой от нападений. Поэтому романские постройки очень похожи на крепость: у них массивные стены, узкие окна, высокие башни.

   Романское искусство наиболее ярко раскрылось в архитектуре церковных зданий, их живописном и скульптурном украшении. Романскому храму присуща суровая, мужественная красота, его отличает внушительность и торжественная мощь. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Внутри это помещение делилось рядами опор, столбов или чаще-аркад на более узкие продольные залы — нефы. С западной стороны, где находился вход, его обрамляли или увенчивали башни; в восточной части помещалось святилище храма — алтарь. Его отмечала специальная ниша — апсида. Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф. Удаленность от входа ярко освещенного алтаря, путь к которому лежал через сумеречный неф, подчеркивала дистанцию, которая, как тогда верили, будто бы отделяет человека от бога.

   Внутри романские церкви были расписаны фресками, снаружи украшались ярко раскрашенными рельефами на библейские темы. Венчающие части колонн— капители украшались сюжетными скульптурными изображениями. Художники романской эпохи не утратили вкуса к орнаментальным украшениям, но в гораздо большей степени их влекли к себе изображения человека и его поступков. Мастера того времени чаще стали обращаться к наследию прошлого, знали работы византийских художников, были наблюдательны. Они умели подметить и передать выразительную позу, характерный жест, занимательно рассказать о событии. Чтобы сделать этот рассказ более экспрессивным, романские мастера нередко нарушали пропорции человеческого тела, увеличивали отдельные детали, утрировали   движения.

   Нередко живописцы и скульпторы давали волю своей фантазии и «населяли» стены храмов или страницы рукописей изображениями фантастических существ, фигурами акробатов, птиц и животных, образами, заимствованными из народных поверий. Произведений светского искусства от романской эпохи сохранилось мало. И потому особый интерес представляет большой вышитый ковер, который украшал собор в Байё во Франции (XI в.). Представленные на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами.До XII в. главными культурными центрами были монастыри, где было больше всего образованных людей, обсуждались строительные проблемы, переписывались книги. В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам. Здесь зародилась средневековая наука, высокого расцвета достигло ремесло и художественное творчество. Города боролись с феодалами за свою независимость. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю. Высокого расцвета в этот период достигла рыцарская поэзия, складывалась литература городского сословия. Крестовые походы изменили географические представления европейцев, расширили знания об окружающем мире. Он предстал огромным и динамичным.

   В это время во Франции, где королевская власть вела борьбу за объединение страны, начало складываться искусство готики, которое затем распространилось в Англии, Германии, Испании, Чехии и других странах Европы.

   Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Стали приобретать самостоятельное значение и другие виды искусства, в первую очередь скульптура. Высшее создание готики — величественный городской собор. На родине готического искусства, во Франции, соборы возводили на одной из городских площадей. Строители, трудившиеся над созданием грандиозного здания, объединялись в особую организацию — ложу, в которую входили каменщики, плотники, скульпторы и стеклодувы, изготовлявшие цветные стекла для витражей. Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Они сумели разработать сложную конструкцию, которая позволяла выделить в здании строительный каркас из опор свода и дополнительных подпорных столбов — контрфорсов. Особые соединительные арки — аркбутаны передавали давление сводов центрального нефа, который был выше боковых, на контрфорсы, расположенные вдоль стен. Теперь не стена, а эта конструкция в целом держала своды, поэтому готические мастера смело прорезали в стенах окна, а между опорами сооружали легкие и высокие аркады. Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. Во Франции мастера уделяли особое внимание оформлению западного фасада, который был богато украшен скульптурой. Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Внутри собора стройные столбы, окруженные тонкими полуколонками, стремительно поднимались вверх к стрельчатым сводам, аркады создавали величественную перспективу нефов.

   В алтаре, боковых нефах и в верхнем ярусе центрального нефа многочисленные окна светились разноцветными витражами. В зависимости от погоды, времени дня или года свет, проникавший сквозь цветные стекла, по-разному окрашивал внутренние помещения храма, делал их то таинственными, то ликующе-праздничными.

   Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Фигуры, хотя и приставлены к колонне или стене, стали объемнее, они смелее выступают в реальное пространство. Более разнообразными стали и темы изображений. Наряду с церковными сюжетами появились фигуры античных философов, королей, правдивые изображения представителей разных народов, иллюстрации назидательных басен. Изображения святых стали походить на современников, появились и первые попытки создания портретов светских лиц. Ранее такие изображения встречались лишь на надгробиях знатных феодалов и видных представителей церкви. Средневековые мастера не работали с натуры и создавали идеальные и представительные портретные образы. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. Скульпторы, создавшие около 1250 г. в немецком, городе Наумбурге двенадцать статуй феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма, не могли видеть портретируемых, которые задолго до этого умерли. Тем не менее мастера наделили их индивидуальными чертами, выразительными лицами, характерными жестами.

   Наряду с храмами в эпоху готики большое внимание уделялось строительству светских зданий — ратуш, торговых рядов, больниц и складов. В замках богато отстраивались парадные залы. В городах постепенно выделились две площади — соборная и рыночная. Охраняли город высокие стены с въездными воротами. Ратуша, здание городского магистрата, была символом городского самоуправления. В странах, где города переживали расцвет, ратуши могли поспорить иногда своим величием с соборами.

 

                  Ренессанс(эпоха Возрождения).

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для  каждой страны из-за неравномерности  социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения.Возрождение  возникло в Италии, где первые его  признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились.Это также период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XlV— последняя четвертьXVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVll века (например, в Англии и, особенно, в Испании). 

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества