Зарождение искусства первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Файлы: 1 файл

основы мировой культуры и искусства.docx

— 255.29 Кб (Скачать файл)

  Интерьеры раннехристианских храмов отличает от памятников римского зодчества также особая легкость, почти бестелесность архитектурных форм. Этому способствуют пропорции колонн, хрупкость которых подчеркивается тем, что на них опирается чаще всего не горизонтальный антаблемент, а легкая арка. Аркада на колоннах, впервые появившаяся во дворце Диоклетиана в Сплите, находит здесь свое более последовательное применение. Прорезанные окнами и украшенные мозаиками стены среднего нефа также кажутся тонкими и невесомыми. Блеск полированного цветного мрамора—драгоценных колонн (обычно изымавшихся из языческих храмов), облицовки стен, выложенного плитами пола в сочетании с фосфоресцирующим мерцанием мозаик — все это создавало впечатление пышности и богатства и вместе с тем способствовало дематериализации архитектурной массы. Пластическая ощутимость архитектурных форм греческой и римской архитектуры уступила здесь место своеобразному чувству одухотворенности. Преобладающие в архитектурном образе раннехристианского храма черты репрезентативности и динамического порыва призваны выражать могущество новой государственной религии и ее мистический смысл.

  Новые идеи и формы, выработанные в искусстве позднего Рима, после распада Западной римской империи и захвата Рима «варварами», нашли свое продолжение в искусстве Византии. Средневековье начинает свою историю со временем падения Рима в 476 году.

 

Средневековое искусство  Западной Европы.

Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени  падения Западной Римской империи (V в.) до начала эпохи Возрождения (XV в.) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким и варварским в противоположность античности и культуре их времени. Позднее ученые пересмотрели эту негативную оценку. Подробное изучение художественных памятников, документов, произведений литературы позволило сделать вывод, что средневековое искусство было важным и значительным этапом в развитии мировой культуры.

В истории западноевропейского  искусства средних веков принято  различать три периода — искусство  раннего средневековья (V— IX вв.), романское искусство и готику. Последние два названия имеют условный характер. Романскими (от латинского слова «Рома» — «Рим») археологи XIX в. назвали постройки X—XII вв., в которых они нашли черты сходства с римской архитектурой, впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием.

    Эпоха раннего средневековья — время формирования новой культуры, которая создавалась на территории Европы пришлыми племенами. Римляне называли их варварами. Разгромив некогда могучий Рим, варварские народы образовали на территории завоеванной империи свои королевства. Новые властители Европы не умели столь искусно, как римляне, строить каменные здания, крайне редко и весьма условно изображали в искусстве человека. Гораздо ближе был им мир фантастических животных и сложный узор орнаментов, которыми они украшали изделия из металла, дерева, кости, детали одежды, оружие, обрядовую утварь.

   Первоначально завоеватели привлекали строителей и художников, живших на завоеванных ими землях, однако навыки высокого строительного мастерства постепенно утрачивались, орнамент грозил навсегда вытеснить античные традиции изображения человека.

  Длительная полоса в истории человечества, охватывающая более тысячи лет, составила важнейшую веху в развитии европейской культуры. “Мрачное средневековье”, как его нередко называют, было в действительности эпохой очень сложной, насыщенной интенсивной духовной жизнью, эпохой, заложившей основы современных европейских наций, государств, языков.

Воинственные народы, под  ударами которых пал Рим, были не только разрушителями — они  омолодили одряхлевший мир, влили  в него новые живительные силы. По всей территории бывшей Римской  империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся  на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще  пред феодального средневековья). Простые  воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие  общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и  языческие верования, они положили начало всей современной европейской  культуре. Это новое складывалось, однако, не только на основе примитивной  культуры варваров — оно вырастало  на корнях античности. Как это нередко  бывало и прежде, завоеватели, уничтожавшие чуждую им цивилизацию, сами постепенно к ней приобщались, на свой лад  осмысливая и развивая. Связующим  же звеном между миром древним  и новым явилось христианство. В эпоху раннего средневековья  оно выступило главным хранителем элементов античной культуры. Христианство принесло варварским народам понятия  и представления, выработанные в  результате длительного развития человеческой культуры, — понятия морали, нравственного  долга, духовного совершенствования  и т. п. Через христианство в Европу пришла грамотность. В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Здесь хранились древние манускрипты  — бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем; при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники — не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название “романский” (термин был введен в начале XIX века).

Культовая музыка средневековья, заложившая основы всей современной  профессиональной европейской музыки, была взращена на древних музыкальных  традициях, уходивших корнями в  практику как культового (иудейского, сирийского, римского и др.), так и  светского музицирования (греческого, римского). В эпоху зрелого средневековья, в пору, когда уже города становились средоточием новой жизни, с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство — в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Искусство трубадуров сложилось на юге Франции, в Провансе (в XI — первой половине XII века). Это был богатый, цветущий край, еще сохранивший традиции римской культуры, с интенсивной жизнью городов, развивающейся торговлей, наукой. Центрами нового светского искусства явились, однако, не города, а рыцарские замки. Его создатели — представители знати. Среди огромного списка блистательных имен — барон Бертран де Борн, Бернарт де Вентадори, Гийом IX, герцог Аквитании. Это искусство расцветало в атмосфере живого, пристрастного интереса, оно любовно культивировалось создателями и слушателями, умевшими оценить силу чувств — и изящество рифмы, понять с полуслова намек — и откликнуться на острую шутку. Трубадуры были поэтам и музыкантами, нередко — и исполнителями своих сочинений. Довольно часто вместе с тем их песни “разносили” по свету жонглеры, получая за это определенное вознаграждение.

Это было искусство, новое  во всех отношениях. Прежде всего в  самом понимании творчества, которое  стало формой самовыражения художника. Авторство произведений не только не замалчивалось — оно гордо  утверждалось. Искусство трубадуров исходило из нового отношения к человеческой личности, из признания богатства  ее внутреннего мира.

Главной темой творчества трубадуров стала любовь. В эпоху, когда земное, чувственное начало считалось греховным, они создали  настоящий культ любви. Рыцари раскрыли это чувство как возвышающее  человека, делающее его более совершенным. Они его трактовали вместе с тем  как верное “служение” — совершенно в духе феодальных отношений.

Песни трубадуров были адресованы вполне реальным лицам, которые, однако, предстают в идеализированном виде, в образе Прекрасной Дамы. Зато мир  чувств самого певца раскрывается с  небывалой до той поры тонкостью  психологического самоанализа. Идеальность  образа возлюбленной связывалась с  мыслью о недостижимости счастья: этот мотив пронизывает собой творчество трубадуров. Любовь становится у них  стимулом для самосовершенствования, даже в страдании она прекрасна. Так, возвысив земную страсть, трубадуры  подчинили ее столь характерному для эпохи идеалу смирения и самоотречения. Возвышение предмета любви требовало  обуздания чувств, соблюдения приличествующих  норм поведения — такую любовь рыцари называли “учтивой”, “куртуазной”. Нередко любовное переживание раскрывалось на фоне картин природы, что также  было новым словом в истории средневековья. Но эти зарисовки еще стереотипны, им не хватает подлинной жизни. Центром  сочинения остается неповторимо  индивидуальная личность самого певца.

Любовь — не единственная тема творчества: в рыцарском искусстве  находили отклик вопросы морали, религии, политики; песни могли быть серьезными, шутливыми, порой ироничными. Разнообразному содержанию соответствовали и разные жанры. Канцоны обычно связывались  с выражением любовного чувства, в сирвентах обсуждались живо волновавшие проблемы современности, альбы — песни, посвященные теме разлуки влюбленных и т.д. Нередко  песни излагались в форме диалога: таковы, например, пастурели — полу идиллически, полушутливо изображающие встречу рыцаря с приглянувшейся ему пастушкой, остроумно отвергающей  его ухаживания.

Разрабатывая родной язык, трубадуры создали сложную поэтическую  лексику, изысканно-прихотливые поэтические  формы. Музыка же, как и у древних  эллинов, служила здесь способом живого интонирования стихов, была неотделима от них. Она основывалась на материале, который был у всех “на слуху”, - на интонациях григорианских  песнопений; в первую очередь, конечно, на мелодиях секвенций и гимнов. Однако следование за словом здесь более чуткое, отдельные обороты выделяются своей лирической экспрессией, подчеркивающей выразительность слов. Четче ритмическая организация напевов, опирающихся на метроритмические формулы, лежащие в основе стихов. Все же вместе дает совершенно иное качество: эти мелодии воспринимаются как особый пласт средневековой светской музыки.

Под влиянием искусства трубадуров формировалась рыцарская лирика в других европейских странах, прежде всего на севере Франции, в творчестве труверов (вторая половина XII — XIII век). Здесь разрабатывались те же темы, сходен был и художественный стиль  песен. Приведем образец одной из них.

Создателями рыцарской лирики выступали (как и на юге) представители  самых знатных фамилий, в том  числе и королевских (например, Ричард Львиное Сердце, Тибо Шампанский, король Наварры). В XIII веке, однако, творчество труверов все чаще привлекало к себе и талантливых представителей буржуазии (таков прославленный Адам де ла Аль): по мере развития городов оно  все теснее смыкалось с их музыкальной  практикой — пока не растворилось в ней.

 

Средневековое общество прошло длительный путь развития. Начало этой эпохи — раннее средневековье (примерно до конца Х века) - время, когда  складывалась и принимала свой законченный  вид феодальная структура общества, формировались сословия, определялись их отношения. Это были отношения  господства и подчинения.

Но они предполагали и  взаимные обязательства: вассал должен был служить сеньору, соблюдать  личную верность, сеньор — покровительствовать  вассалу, защищать его. В реальной жизни  эти отношения выглядели иначе  и по мере развития феодального общества все определенней сводились к  эксплуатации одних другими. И все-таки лежащая в основе их идея добровольного  договора по-своему окрашивала феодальные отношения в Западной Европе, для  которой не был характерен принцип  крепостной зависимости крестьян, низведенных  до уровня рабов.

Важную роль в структуре  общества играл и другой принцип: человек средневековья не был  обособленной личностью, а являлся  членом той или другой цеховой  организации. Союзы вассалов, монастырская братия, сельская община, рыцарские  объединения — все эти организации  были призваны оказывать своим членам помощь и поддержку. Корпорации сами вырабатывали свой устав, предполагавший равенство его членов,— это  внушало людям чувство собственного достоинства и взаимного уважения. Конечно, этот принцип соблюдался далеко не всегда, Но идея равенства жила в  сознании людей и служила им знаменем борьбы за человеческие права.

Подчиняя жизнь отдельного человека единым для всех нормативам, корпорация неизбежно диктовала  людям и определенный тип поведения, мало того — строй мыслей и чувств. В эпоху раннего средневековья  это подавление человеческой индивидуальности еще не ощущалось людьми как нечто противоречившее их природе. Но наступит время, когда корпоративные связи станут тяжким тормозом развития общества.

К концу VIII — началу IX века оформились все основные черты феодального  строя. Христианская религия стала  его господствующей идеологией. Церковь  держала в своих руках все  сферы человеческой жизни. Она заполняла  быт людей — и организовывала их время, подчиняя его ритму ежедневных богослужений, определяла суждения —  и направляла и контролировала чувства, церковь давала постоянную пищу для  размышлений — и подсказывала характер развлечений. Освящая феодальные отношения как незыблемые, утверждая  божественную их предопределенность, она была надежной опорой феодального  общества.

Своеобразная кульминация  в истории раннего средневековья  — время создания огромной империи  Карла Великого (768 — 814 годы), объединившего  под своей властью почти все  западноевропейские земли Это было время первого кратковременного расцвета средневековой культуры —  своеобразный средневековый (его еще  называют “каролингский”) ренессанс. Карл окружил себя плеядой образованных людей, которые составили “дворцовую академию” (по образцу античной): здесь  велись научные диспуты, устраивались музыкально-поэтические состязания и т.д. Свои резиденции он застроил великолепными  дворцами и храмами. Карл поощрял  развитие художеств: в монастырях при  нем складывались первоклассные  музыкальные капеллы, велась переписка  книг, развивалась (в связи с этим) миниатюрная живопись.

После смерти Карла его  империя распалась на ряд государств, давших начало современным европейским  государствам. Пришла в упадок так  неожиданно (как будто до срока) расцветшая культура каролингов. Результаты этого  подъема, конечно, сказались — позже.

Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества