Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:16, доклад
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Развитие рабовладения сформировало и систему взглядов эллинских племен, которая сложилась в стройную систему древнегреческой мифологии на рубеже VIII и VII веков до нашей эры.
Греческая мифология, или мифология греков, возникла позже, чем другие древне-античные представления о мире. Эллины, как и другие народы древнего мира, стремились разгадать непонятные и грозные явления природы, познать таинственные силы, управляющие жизнью людей. Поэтическая фантазия древних греков создала греческую мифологию и населила мир сказочными существами: в реках жили речные нимфы, на деревьях и в рощах — дриады, на горах — ореады, в морях — нереиды и океаниды. Дикий облик природы олицетворяли козлоногие сатиры и буйные кентавры, полулюди-полукони.
Согласно греческой мифологии,
всем миром правили мудрые и бессмертные
боги, обитавшие на вершине горы
Олимп. Греки представляли их как
совершенных и прекрасных людей.
Они составляли единую семью, главой
которой был Зевс. Это очеловечивание
богов, характерное для эллинской
религии, делало их близкими и доступными
человеку, оно утверждало в качестве
меры высшего совершенства красоту
человека. Таким образом, могучие, не
подвластные людям
Греческий народ создал красочные
мифологические повествования о
жизни богов и героев. Этот своеобразный
вид устного народного
Греческая мифология, ее мифы были первой попыткой осмыслить окружающую действительность, расширить свой жизненный опыт, придать стройность и целесообразность всей картине природы. Непреходящее значение мифов объясняется необычайным богатством их образов. И в дальнейшем к мифам обращались греческие поэты, философы и историки, художники и скульпторы периода архаики, черпая в них сюжеты для своих произведений, при том они перекладывали в мифы новое, созвучное своему времени и своему мировоззрению содержание.
VII-VI века до нашей эры
Период греческой архаики (от греческого архайос - древний) - это эпоха формирования монументальных изобразительных и архитектурных тенденций. В эпоху архаики сложились такие архитектурные понятия, как дорический и ионический ордера, появились основные типы монументальной скульптуры: статуи куроса и коры.
Период архаики в социально-
Эти перемены способствовали бурному развитию материальной культуры. Впервые в истории античной Греции возводятся монументальные мосты, сооружаются сложные водопроводные системы, до сих пор поражающие изяществом инженерных решений, вокруг греческих полисов возводятся мощные крепостные стены.
Художники и владельцы мастерских начинают использовать труд рабов. В VII веке до нашей эры появляются и первые деньги.
V-IV века до нашей эры
К V веку до нашей эры на территории Древней Греции завершается формирование развитой рабовладельческой системы и становление первой в истории рабовладельческой демократии. Это способствует процветанию культуры и искусств. Наступает период греческой классики.
В начале IV века до нашей эры происходит череда изнуряющих войн с Персией, находящейся на вершине своего могущества. Персидские легионы наводнили Грецию, персы уничтожали города и захватывали свободных граждан в рабство, и пытались обратить греческие поселения в свои колонии. Ранее разнозненные греческие полисы перед лицом опасности были вынуждены объединиться, чтобы выступить единым фронтом против захватчиков.
Центром объединения греческих городов стали Афины. После объединения свободолюбивые греки, обладающие высоким чувством гражданского долга, нанесли несколько решающих поражений персидским легионам. В частности, наиболее значимыми стали сражения при Марафоне и морская битва при Саламине.
Древнегреческий поэт Эсхил писал: "Вперед, сыны Эллады, устремитесь в бой! Освободите алтари родных богов, детей и жен своих. Ведь бой идет за все!"
Разгром персидских войск
ясно не только показал преимущества
общественного строя городов-
IV-I века до нашей эры
Эллинизм, с точки зрения исторической науки - это период в истории античных государств Средиземноморского региона, началом которого принято считать завоевательные походы Александра Македонского, а окончанием - падение птоломеевского Египта и полное установление господства государств Древнего Рима (около 30 года нашей эры).
Однако в искусствоведении под периодом эллинизма понимают обычно более короткий отрезок времени, продолжавшийся до фактического завоевания древнеримскими легионами Средиземноморья (II-I века до нашей эры).
Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.
В начале эллинского периода произошел
переход от демократии древнегреческих
независимых полисов к
Походы Александра Македонского способствовали тому, что греческая культура распространилась на огромных территориях от Малой Азии до границ Индии и от Черного моря до пустынь Аравийского полуострова. Это была самая большая империя, до тех пор известная человечеству, однако она оказалась непрочной и быстро распалась.
На ее развалинах образовались несколько
империй с центрами в Египте, Сирии
и Македонии. Их правители являлись
верховными собственниками подконтрольной
империям земли, которую обрабатывали
полностью зависимые крестьяне
и рабы. Рабовладение широко распространяется,
в результате чего обостряется контраст
между огромным богатством придворной
знати и общей нищетой
Развитие торговых отношений способствует
быстрому росту и развитию новых
городов. Центрами греческого влияния
становятся Александрия, Антиохия и
Пергам. В этих столицах возводятся
богатые царские дворцы, храмы, театры,
роскошные частные дома. Впервые
в истории человечества появляются
памятники инженерного
Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.
Типичная характеристика эпохи
эллинизма - сочетание и
VII-IV века до нашей эры
Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова, в его северо-западной части (современная Тоскана на территории Италии). Этруски - народ во многом загадочный: точно не установлено ни их происхождение, ни их языковые корни, ни их исчезновение.
Существует две основные гипотезы происхождения этрусков. Согласно одной из них, эти народности появились из первобытных племен Апеннин. Согласно другой, этруски пришли из Средиземноморья или же Малой Азии. Письменность появилась у этрусков в VII веке до нашей эры.
Развитие культуры этрусков
происходило на фоне развития древнегреческих
цивилизаций начиная с гомеровс
Этруски славились прежде всего как опытные инженеры и земледельцы. Именно они, впервые в истории человечества, сумели организовать крупные компанию по изменению природных территорий - осушению болот, организации искусственного орошения и др. Этруски были и морским народом, установившим прочные торговые связи с древними цивилизациями античности: Египтом, Финикией, Карфагеном, Грецией, Сицилией.
В VII-VI веках до нашей эры этруски починили своему влиянию практически все западное Средиземноморье и построили такие города, как Цере, Тарквиний, Клузий. Эти города были окружены массивными крепостными стенами, а внутри содержали развитую сеть мостов, каналов и дорог.
Этрурия того времени представляла
собой сеть независимых городов-
С VI века до н.э. на цивилизацию
этрусков все большее воздействие оказывает
через греческие колонии на юге Италии
эллинская культура, греческое искусство.
Этруски заимствовали греческий алфавит,
театральное искусство и мифологические
представления Древней Эллады. По греческому
образцу стали чеканить золотые монеты.
Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и кр
IV-I века до нашей эры
Римской республикой называют эпоху Древнего Рима с IV по I века до нашей эры, для которой была характерна олигархическая форма управления государством. Фактическая власть сосредоточилась в руках сената и консулов.
Археологические раскопки, проведенные в середине XIX века, показали, что наиболее ранние поселения на территории Рима датируются X веком до нашей эры. Фактически же статус города Рим получен двумя столетиями позже, когда два самых многочисленных племени, заселявших пойму реки Тибр, объединились в единую городскую общину.
С этого времени начинается эпоха правления Рима царями-этрусками. В конце VI века до нашей эры этруски были изгнаны с большей части территории Италии, в том числе и из Рима. Именно этот момент и является точкой отсчета Римской республики.
В течение трех столетий Рим находился под управлением монархов-патрициев, однако в III веке до нашей эры власть в результате нескольких переворотов перешла к нобилитету (группе римских аристократов). Во время их правления происходит окончательное подчинение этрусков. В течение последующего столетия Рим подчиняет своему влиянию крупнейшие античные центры - Карфаген и Афины. "Римляне покорили своей власти почти весь известный мир. - писал во II веке до н. э. выдающийся греческий историк Полибий, - и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками".
Как это часто бывало в античной истории, завоеватели перенимали и интегрировали культуру подчиненных народов. Это произошло и с Римом: огромное влияние на культуру и искусство последнего оказали этрусские и греческие традиции и художественные школы. У этрусков римские правители переняли также и социальное устройство (в частности, деление граждан на сословия - касты) и военную организацию. Фактически, до конца II века до нашей эры этрусская культура оказывала доминирующее влияние на развитие Рима.
С другой стороны, огромным оказалось влияние и эллинской культуры. Римский поэт Гораций говорил: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Достаточно упомянуть, что греческий язык становится языком высшего сословия.
К концу 1 в. до н. э. Римское
государство стало крупнейшей рабовладельческой
державой. Его обширные размеры вызвали
необходимость в сложном
Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука — работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. Следует, однако, отметить, что если для римской литературы время Августа было периодом высших творческих достижений, то наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства были созданы в более позднее время — главным образом во второй половине 1 — первой половине 2 в. н. э.
Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм.
Информация о работе Зарождение искусства первобытного общества