Зарубежный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций

Описание работы

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ТЕАТРА - ЛЕКЦИИ.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

        Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.  

      Театр выступает  как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.

В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления. Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в  театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.

 Нет оснований включать  в понятие театра и различного  рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства. 

История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.

 Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?

 Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от   литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).

Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.

Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.

Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.

 Драматургия как вид  литературы очень сложна и  имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, автор может комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.

Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.

   Признанием ведущей  роли драматургии в сценическом  искусстве ни в какой степени  не умаляется и не принижается  значение театра как самостоятельной  области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в  театре точно так же, как театр нуждается  в драматургии.  Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.

  Театральное искусство – это искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основным средством этой интерпретации является игра актера.

В драматическом произведении выписаны только роли действующих лиц, сценическую жизнь которым должны дать актеры. Но что представляет собой роль действующего лица? Роль представляет собой незначительную часть жизни человека. Но как актер может изобразить незначительный отрезок жизни человека, если он не будет знать всей жизни действующего лица, если он не представит себе, что было с этим человеком до того, как он пришел в пьесу, и что по логике развертывающегося в произведении действия должно с ним стать в будущем? Ведь всего этого автор драматического произведения актеру не говорит. Из пьесы можно узнать, какие слова произносит то или иное действующее лицо, но читатель не видит его перед собой, как живую личность, имеющую определенные манеры, голос, физиономию, цвет волос и т.д., не может составить себе представление об этом лице. А ведь для того, чтобы понять, что происходит в драме, разобраться в характере действующих лиц, мало знать, как они действуют, говорят и чувствуют; все это надо видеть и слышать. Полное представление об облике действующих лиц зрителю дает только актер. Актер находит в своей эмоциональной памяти такие богатые запасы жизненных представлений, которые помогают ему раскрыть то, что недосказано драматургом. Актер  как бы показывает зрителю все то, что осталось за пределами текста пьесы.

Суть творчества актера в том именно и заключается, что он должен прежде всего поверить в чужой замысел, и не только поверить, но и сделать его своим, зажить той жизнью страстей, которая дана в пьесе, и осуществить этот замысел средствами сценического искусства. Актер одновременно и художник и материал для творчества: он строит образ персонажа, исходя из своего темперамента, своего голоса, своей пластики, своей музыкальности и пр.

Разъясняя молодым артистам особенности сценического искусства, К.С. Станиславский говорил:

«Поверить чужому вымыслу и искренне зажить им – это, по-вашему, пустяки? Но знаете ли вы, что такое творчество на чужую тему нередко труднее, чем создание собственного вымысла?.. Мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что скрыто под словами; мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни; мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера; мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы; мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах воображаемого лица».

  Искусство театра – исполнительское.  Однако существенная особенность исполнительского искусства заключается в том, что оно осуществляется не просто художником, исполняющим произведение, созданное другим художником. Если бы это было так, тогда исполнительское искусство было бы лишено творческого характера. Особенность сценического искусства состоит в том, что исполнение осуществляется художником-творцом, создателем сценического образа, и не только талант актера, но и его личность отпечатываются в создаваемом им образе.

Актер всегда является одновременно и исполнителем и творцом, и творцом и материалом для творчества. Материал актерского творчества – не глина, не бронза, не краски, не звуки, а сам актер – его психика, нервы, темперамент, его тело, его голосовой аппарат, его пластика и т.д.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим  «языком», то есть особым материалом и особыми «средствами» обработки и организации этого материала. Специфическим «языком» театра можно считать сценическое действие, понимаемое как единый органичный процесс, в котором раскрывается как психическая, так и физическая природа артиста.

Итак, искусство театра – это искусство действия. Актер своим творчеством превращает литературные персонажи в «действующих лиц». Театр на глазах у зрителя развертывает живое, конкретное человеческое действие. Он в высшей степени нагляден. Эта наглядность сопровождает способность театра отражать движение жизни через непрерывно развертывающееся действие, через сценическое осуществление конфликтов, представленных в пьесе.

Действие в театральном искусстве не самоцель, а путь к перевоплощению в образ. Перевоплощение, то есть создание сценического характера, образа на основе текста роли и психофизических данных актера, является конечной целью актерского искусства.  Великие актеры – Мочалов, Сальвини, Ермолова, Щепкин, Станиславский, Хмелев, Щукин – вошли в историю театра, прежде всего, как создатели сценических характеров, как замечательные художники перевоплощения.

Еще одной важной особенностью театрального искусства является то, что здесь нельзя разделить творческий процесс и объективный результат этого процесса – спектакль. Это означает, что самое перевоплощение в искусстве театра продолжается непрерывно, и если перед нами не ремесленник, а актер-художник, то на каждом спектакле он будет вновь и вновь перевоплощаться и каждый раз как бы заново представать перед зрителем. Проблема перевоплощения – центральная проблема  искусства актера.

Искусство перевоплощения не терпит ремесла и дилетантизма. Оно требует безупречной внешней и внутренней техники, позволяющей актеру легко и свободно вызывать в себе нужные эмоции и мысли и выражать их в отточенной форме.

Искусство театра по своей природе – искусство коллективное. Спектакль возникает как результат творчества многих художников. Создаваемый каждым участником спектакля образ выступает как составная часть единого образа  всего спектакля. Но, подчиняя индивидуальное творчество идеям создания ансамбля, актеры и другие участники спектакля не растворяют в едином образе всего спектакля его конкретные стороны – образы действующих лиц. Ансамбль не означает потери художественной индивидуальности актеров, играющих в спектакле.

К понятию ансамбля театр пришел не сразу. Не всякий театр отличается ансамблевостью. В нашей стране своим ансамблем прославился Московский Художественный театр; он также оказал огромное влияние на всю мировую театральную культуру, и это влияние  связано с высокой культурой ансамбля, которую утверждал этот театр всем своим творчеством.

С коллективным характером театрального искусства связано и появление режиссуры как профессии. Она возникла из необходимости определенной интерпретации драматургии и организации усилий всего коллектива театра для раскрытия и осуществления в спектакле единого замысла. Сейчас уже невозможно представить настоящий театр без режиссера в качестве его художественного руководителя. А ведь появление режиссера как самостоятельного художника в современном толковании относится лишь к концу ХIХ века.

Современный  режиссер – идеолог и организатор спектакля. На нем лежит ответственность за идейно-художественное содержание спектакля, за его художественную целостность и выразительность. Одна из его важнейших функций – согласование различных актерских индивидуальностей в единый художественный ансамбль. Кроме согласования актерских индивидуальностей, на режиссере лежит обязанность согласования художественных и технических цехов, обслуживающих спектакль.

Главную задачу режиссера Станиславский видел в том, чтобы раскрывать «зерно» пьесы; помогать творчеству актеров, контролировать  и согласовывать его, следить за тем, чтобы оно органически вырастало из единого художественного стержня; вместе с художником и композитором определять изобразительное и выразительное решение спектакля.

Творчество режиссера объединяет и организует все компоненты спектакля – от творчества актера до работы осветителя и бутафора, подчиняя их единому идейно-художественному замыслу. Режиссерское искусство включает в себя решение таких важных задач, как создание и раскрытие идейно-художественной концепции спектакля, определение его жанрового и стилевого решения, мизансценирование, создание сценической композиции, решение проблемы ритма и т.д.

Ещё в XIX веке направление развития театра определялось, главным образом, творчеством актера. В  наше время – и это становится характерным для сценического искусства ХХ-XXI вв. – театральные направления определяются творческой позицией режиссера.

Театр – искусство синтетическое. Это означает, что искусство театра соприкасается с другими искусствами и усиливает свое воздействие на зрителя, используя их выразительные средства и технику. Современный театр немыслим без органичного использования живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Использование выразительных средств различных видов искусства, способствуя созданию художественной целостности спектакля, преследуют различные цели. Музыка может подчеркивать эмоциональное состояние, служить созданию самой эмоциональной атмосферы спектакля, способствовать ритмизации сценического действия. Средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Пластика актера, его речь как бы подчиняются музыкальным ритмам.

Изобразительные искусства, особенно живопись, играют значительную роль в развитии театра. Но реализм в театре определяется не бытовой достоверностью внешнего оформления, а правдой мыслей и чувств, которые несет актер.

Синтетичность театрального искусства заключается не просто в том, что театр использует различные виды искусства, а в том, что эти искусства служат созданию сценического образа и подчинены задаче раскрытия жизни действующим актером.

Источник непреходящего значения и неповторимого обаяния искусства театра коренится в том, что оно представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Как известно, всякое искусство создается для зрителя, читателя, слушателя, так сказать, для своего «потребителя». Но, в отличие от живописи, кинематографии и других видов искусства, в которых зритель воспринимает готовые результаты творчества художников, коренная особенность эстетического восприятия в театральном искусстве заключается в том, что зритель имеет дело с восприятием не одного только результата, но и самого творческого акта.

Информация о работе Зарубежный театр