Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
Проведение таких состязаний требовало и предварительной их подготовки и затраты довольно больших средств. Это была очень хлопотная работа. Но афинские граждане в «золотой век» Перикла охотно шли на большие материальные жертвы в пользу сограждан, зная, что таким путем можно завоевать популярность, а это открывало большие перспективы для активной политической деятельности.
При отборе пьес для состязаний учитывались литературные достоинства пьесы, а также и личные качества её автора.
Каждый автор должен был представить на состязания трилогию. Театральные представления проходили в течение целого дня и длились несколько дней. По окончании состязаний выборное из сведущих в театральном искусстве людей выносило решение о том, кому присуждено первое место, кому – второе, кому – третье. Третье место означало провал. Завоевавший же первое место щедро вознаграждался: размер этого вознаграждения был равноценен целому состоянию.
Театральные зрелища устраивались как в Афинах, так и в других городах в специально приспособленных для этой цели сооружениях. Эти сооружения строились на государственные средства. Каждый из античных театров, как и театр в Афинах, состоял из театрона – мест для зрителей, орхестры – места, на котором шло представление, и скене – деревянной постройки, служившей местом, где переодевались актеры и где хранились декорации и театральный реквизит.
Афинский, высеченный на южной стороне Акрополя, театр вмещал 17 тысяч зрителей, и это был не самый крупный театр. В греческих поселениях на побережье Малой Азии встречаются театры вместимостью до 40 тысяч зрителей. Всё это говорит о той роли, которую играл театр в общественной жизни древней Греции. На спектакли зрители приходили с утра с запасом еды и с небольшими подушечками: ведь им предстояло проводить здесь целые дни до заката. Поэтому была нужна еда, а подушечки – чтобы удобнее было сидеть на каменных ступенях театрона. Только в первом ряду театрона устанавливались монументальные мраморные кресла для особо почетных посетителей театра.
Уже упоминалось о том, что расцвет греческой драматургии связан с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Они были современниками, но не сверстниками. С древности известно сказание о знаменитой для всех трёх дате. Согласно ему, в 480 г. до н.э., когда в Афинах в очень торжественной обстановке праздновали историческую победу греков над флотом персидского царя Ксеркса, одержанную у острова Саламина, Эсхил был одним из героев, которых чествовали. Он был непосредственным участником этой битвы (а до этого он сражался и был ранен в не менее прославленной битве при Марафоне). Софокл тоже участвовал в этих торжествах: он пел в хоре афинских юношей, который приветствовал победителей. И в тот же день появился на свет Еврипид. По преданию он родился на острове Саламине в пещере. Когда, много лет спустя, он обрел известность, эту пещеру показывали античным туристам как афинскую достопримечательность.
ЭСХИЛ (525 – 456 г.г. до н.э.)
Эсхила называют «отцом трагедии». Он первый из драматургов ввел второго актера и открыл этим возможность более глубокой разработки трагического конфликта и действенной стороны театрального представления. Это был настоящий переворот в театральном искусстве. До этого нововведения в трагедии было мало действия. Она состояла из лирических партий единственного актера (протагониста), которым был сам драматург, и хора. Теперь же родилась качественно новая трагедия: персонажи сталкивались в конфликте, сами мотивировали свои действия, поступки. С введением второго актера (девтерагониста) диалог вышел на первое место.
В качестве первого актера выступал сам Эсхил.
Его трагедии впитали в себя героику греко-персидских войн, они воспитывали политическое самосознание и патриотизм граждан. Эсхил прославлял прогрессивное начало в развитии человеческого общества, в государственном устройстве, в морали.
Он написал более 80 трагедий. До нас дошло 7. Это «Прикованный Прометей» - вторая часть трилогии. (Первая – «Прометей–огненосец» и третья – «Освобожденный Прометей» – до нас не дошли.); «Семеро против Фив»; трилогия «Орестея».
В основе всех трагедий мифы. Но драматург во многом переосмысливает содержание мифов. Так, в мифах о Прометее он рисуется как обманщик, хитрец, укравший огонь у Богов, обманувший самого Зевса. А в трагедии Эсхила Прометей – смелый, мужественный, самоотверженный борец за счастье людей против произвола Богов. Прометей, научив людей пользоваться огнем, тем самым приблизил людей к Богам. За это Боги и карают его, но он мужественно сносит кару, так как считает, что выполнил свой долг перед людьми.
Так или иначе, во всех его трагедиях прорисовывается основная мысль – расплата за содеянное, выявляется проблема возмездия.
Эсхила интересуют и высокие нравственные проблемы: проблема рока – силы, не зависящей ни от поведения людей, ни от воли Богов, силы, которой и Боги подвластны; проблема нравственного долга человека и долга его перед государством.
Эсхил впервые выступил на драматических состязаниях в 25-летнем возрасте (то есть, в 500 г. до н.э.), но только через 15 лет (в 484 г. до н.э.) одержал первую победу. Потом он побеждал еще 12 раз. Но в 468 г. до н.э. его обошел Софокл, вырвавший у него победу. И только через десять лет (в 458 г. до н.э.) состоялась последняя, тринадцатая победа Эсхила с его трилогией «Орестея».
СОФОКЛ (496-406 г.г. до н.э.)
Художественная одаренность Софокла проявилась уже в раннем возрасте: в 16 лет он руководил хором юношей, прославлявших саламинскую победу. В молодости сам участвовал в своих трагедиях и пользовался большим успехом. Позже из-за слабости голоса вынужден был отказаться от выступлений.
Его драматургическая деятельность сопровождалась неизменным успехом: за всю жизнь он ни разу не получил третьего места, занимая только первое и лишь иногда второе. В 468 г. до н.э. он одержал свою первую победу над Эсхилом.
Софокл написал более 120 пьес, до нас дошло 7.
В его трагедиях, в отличие от трагедий Эсхила, действуют не Герои и Боги, а люди, хотя и несколько приподнятые по своему положению (это царствующие особы). Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.
Основное внимание в его трагедиях уделяется человеку, его духовному миру. Конечно, на судьбы героев влияют Боги, если даже в действии не участвуют. Они так же могущественны, как и у Эсхила, и могут сокрушить человека в прах. Но Софокл прежде всего рисует борьбу человека за осуществление своих целей, показывает страдания, выпадающие на его долю. Герои Софокла, сражаясь за свой идеал, не знают колебаний. Эта борьба иногда кончается гибелью, иногда ввергает героев в величайшие страдания. Но отказаться от нее они не могут, потому что видят в ней выполнение своего гражданского долга.
Софокл ввел третьего актера (тритагониста), благодаря чему действие стало еще более живым. На сцене теперь могли одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Это увеличило диалогические части трагедии, а партии хора уменьшились. Но хор продолжает играть существенную роль в трагедии.
С именем Софокла связано и введение декорационной живописи.
Интерес к переживаниям отдельной личности заставил Софокла отказаться от создания целостных трилогий, где прослеживалась судьба героя и всего рода. Он представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была совершенно самостоятельным произведением. Наиболее известны трагедии на мифы из фиванского цикла – это «Антигона», «Эдип-царь», «Эдип в Колоне». В основе этих трагедий лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся по воле рока на его род.
Трагедии Софокла были художественными отображениями гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, приверженность к отечественной религии, благородство побуждений и чувств людей, сильных духом, их цельность и простота.
Основные проблемы трагедий Софокла – проблемы, связанные с властью; проблема моральной ответственности; политические и философские проблемы.
Для трагедий Софокла характерны так называемые перипетии, то есть перемена происходящего на противоположное (наиболее ярко это прослеживается в трагедии «Эдип-царь»). В этой трагедии угадывается вопрос: должен ли человек пассивно покоряться своей участи на том основании, что это предначертание рока? Или человек до конца должен следовать своему моральному долгу? Софокл отвечает на эти вопросы так: человек, совершивший преступление не по злой воле, а по предначертанию рока, и сделавший все от него зависящее, чтобы избежать этого предначертания, не может считаться преступником.
Трагедия «Эдип-царь» начинается с того, что в доселе благополучный город Фивы вдруг приходят страшные болезни. Виновником считают человека, совершившего страшное преступление. Эдип требует найти виновника и наказать. Слепой провидец Тересий называет виновником Эдипа, преступление которого состоит в том, что очень давно он убил своего отца и женился на своей матери (таково было предначертание Богов при рождении Эдипа). Эдип не может поверить Тиресию: когда он узнал, что ему предначертана такая судьба, он ушел от родителей (правда, он не знал, что это были его приемные родители). Сопоставляя события и факты своей жизни, Эдип постепенно убеждается, что обвинение Тересия справедливо. На семью Эдипа обрушивается позор. Не перенеся позора, Иокаста, жена-мать Эдипа, кончает самоубийством. А сам Эдип наказывает себя тем, что выкалывает себе глаза и отправляет себя в изгнание. Дочь его Антигона сопровождает его в этом странствии.
После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный Богами Эдип чудесным образом умирает (его поглощает земля) в пригороде Афин – Колоне, и могила страдальца становится оплотом афинской земли. Об это говорится в трагедии «Эдип в Колоне».
В третьей трагедии – «Антигоне» – говорится о братоубийственной распри из-за власти ее братьев Этеокла и Полиника, об одновременной их смерти в кровавом поединке и о погребении тела Полиника Антигоной вопреки запрету нового фиванского царя Креонта.
ЕВРИПИД (485-406 г.г. до н.э.)
Еврипид – самый трагический поэт.
Он первый стал изображать людей с присущими им недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страстями, толкнувшими их на преступления, страданиями. Поэтому его можно считать родоначальником психологической драмы. Его интересует человек и его внутренние переживания. Герои его трагедий – те же мифологические персонажи. Но они наделялись мыслями, чувствами, стремлениями, страстями современных ему людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных воззрений, и Боги оказываются нередко более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. Это религиозное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могло найти сочувствия у рядового афинянина, и в этом прежде всего надо искать причину неуспеха драматурга.
Еврипид выступал на театральных состязаниях 22 раза, но только 5 раз удостаивался первого места, причем последний раз – уже посмертно. Сам он не выступал в своих трагедиях, не писал к ним и музыки, поручая эту работу другим лицам. До нас дошли полностью 18 драм и большое количество отрывков (а всего им написано по разным данным от 75 до 92 пьес).
Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти или борьбу противоречивых стремлений в душе человека. Особенно выразительны у него женские образы; он считается знатоком женской души.
При постановке своих трагедий Еврипид пользовался тремя актерами. Хор еще меньше связан с развитием действия. Иногда песни хора выражали мысли и идеи самого автора.
Одна из наиболее известных трагедий Еврипида – «Медея». В ее основе – миф об аргонавтах.
По мифу, завладеть золотым руном Ясону помогла дочь колхидского царя волшебница Медея, влюбившаяся в Ясона и совершившая ради него ряд преступлений. Изгнанные из родного города Ясон и Медея нашли приют в Коринфе. У них родилось два сына. Но вот Ясон решил оставить Медею и жениться на дочери коринфского царя. С этого момента и начинается действие трагедии.
Сюжет трагедии страшен. Желая мстить, Медея с помощью отравленных даров губит сначала молодую жену Ясона и ее отца, а затем убивает своих детей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.
Ревность, негодование на измену мужа, чувство оскорбленного человеческого достоинства, мысли о покинутой родине – всё перемешалось в душе Медеи. Еврипид показывает, как из хаоса всех этих переживаний зарождается мысль о мести. Медея принадлежит к натурам, которые никогда не прощают нанесенную им обиду. Ее действиями руководит только страсть, никакие божества не управляют ею. И только страсть становится той роковой силой, которая подчиняет разум и волю Медеи, хотя она и сознаёт, что этим своим преступлением она разрушает и свою собственную жизнь.
Зритель не может простить преступления Медеи, но он понимает, кем и как она была доведена до него.
Ясон изображен в трагедии эгоистичным, расчётливым человеком, заботящимся только о своих собственных интересах и удовольствиях.
Трагедии Еврипида обычно ограничиваются пределами семейных коллизий и по преимуществу поднимают вопросы морали.
Своим гражданским пафосом выделяется последняя трагедия Еврипида – «Ифигения в Авлиде». Она была поставлена уже после смерти Еврипида и завоевала первое место. В ее основу положен миф о том, как Богиня повелела Агамемнону принести в жертву его дочь Ифигению, чтобы Эллада, в которой царит свобода, победила Трою, в которой процветает рабство. Ифигения сначала просит отца пощадить ее. Но когда с развитием событий она убеждается в том, что ее жизнь нужна ее стране, ее охватывает героический порыв, и она сама идет на эту жертву.
Как видим, трагедии Еврипида существенно отличались от трагедий Эсхила и Софокла. Афинянам не нравилось, что Еврипид свободно обращается с мифами и официальной религией, реалистически изображает жизнь. Они считали, что это – нарушение традиционного характера трагедии. Поэтому так мало побед он одерживал на театральных состязаниях. Но уже в IV веке до н.э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение сохранилось до конца античного мира.