Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
Особенность театрального искусства и в том, что его произведение – спектакль – не сохраняется в качестве материального памятника культуры, он не фиксируется, не приобретает своего овеществленного выражения. Правда, спектакль можно записать на пленку, но он при этом потеряет свои существенные признаки и обаяние. Произведения сценического искусства живут лишь до тех пор, пока идет спектакль, пока не прекратился творческий процесс, и умирают вместе со своими создателями.
В этих особенностях сценического искусства заключена не только его известная ограниченность, но и громадное преимущество. Как бы ни было велико эстетическое наслаждение, доставляемое созерцанием любого художественного произведения, оно никогда не сумеет заменить радости, доставляемой восприятием самого процесса художественного творчества. Зритель может десятки раз смотреть один и тот же спектакль, но каждый раз он имеет дело с рождением нового художественного произведения. В этом – одно из существенных отличий спектакля от фильма, заснятого на пленку.
Зритель в театре становится сотворцом участников спектакля. В театре не только актеры вызывают определенные чувства и мысли у зрителей, но и сама атмосфера зрительного зала оказывает исключительное влияние на самих актеров.
В процессе исторического развития сценического искусства наряду с драматическим театром сложились и такие его виды, как театр музыкальный (опера, балет) и пантомима.
Основное отличие музыкального театра от драматического заключается не просто в самом факте использования музыки (музыка может быть широко использована и в драматическом спектакле), а в том, что в музыкальном театре именно музыка, а не литературный текст (либретто) становится основой для театрального представления. В музыкальном театре композитор играет роль, аналогичную той, которую в драматическом театре играет драматург.
В опере синтетичность театрального искусства получила наиболее полное выражение. Опера органически сочетает в едином театральном представлении музыку, вокальное искусство, актерское исполнение, драматургию, танец, изобразительное искусство.
Оперное искусство пользуется более условными изобразительными, чем театр драматический. Однако именно условный характер изобразительно-выразительных средств оперного искусства позволяет ему через музыку и пение усиливать эмоциональное воздействие произведения, ярче выявлять психологический подтекст выраженной им драмы.
Особое место в театральном искусстве занимает пантомима. Пантомима – один из первичных видов театрального представления. В ней художественный образ раскрывается без использования речи, средствами пластического движения, жеста и мимики. На протяжении всей истории театра элементы пантомимы широко использовались во всех театральных системах. Однако в настоящее время в качестве самостоятельного вида театрального искусства она занимает ограниченное место.
Балет как самостоятельный вид искусства также является особого рода театральным творчеством: здесь танец, музыка и пантомима сочетаются с драматургическим замыслом. Балет как определенная и специфическая форма театрального искусства хореографическими средствами выражает драматическое, программно-образное содержание.
Наглядность, способность воздействовать на большие массы людей, эмоциональность делают театральное искусство одним из наиболее действенных и демократических форм духовного воспитания народа.
Происхождение театра и драмы
Театральное искусство - это искусство преображения человека в иной образ.
Возможно ли в практике первобытного общества обнаружить такие явления, которые давали бы основание говорить о театральном искусстве в первобытной общине?
Конечно, если рассматривать театр таким, каким он сформировался и существует ныне (то есть, как искусство сложное, объединяющее в себе творчество драматурга, режиссера, актера, художника, композитора и других работников театра), то, понятно, что такого театра в первобытной общине не было. Такой театр можно обнаружить в рабовладельческом обществе, а иногда – только в феодальном, то есть еще позже. Поэтому, как правило, история театра начинается с рассмотрения театральных систем древней Греции и Рима.
Если принять во внимание в качестве самого существенного признака театра преображение человека в иное существо, то можно обнаружить в общественной практике первобытного человека такие действия, когда он в тех или иных целях, тем или иным способом преображается якобы в иное существо и в этом преображенном виде действует перед теми или иными зрителями.
Изучение магических действ древних, их охотничьих ритуалов и обрядов, игрищ и празднеств как раз и свидетельствует о том, что человек преображал себя в другое существо при помощи маски, разного рода ряжения. Еще одной из характерных черт примитивных драматических действ было то, что в этих действах участвовали только мужчины. Впоследствии актерское искусство во многих странах было представлено мужчинами вплоть до конца XVII – начала XVIII века.
Таким образом, в основе театра как вида искусства лежат ритуальные и магические действа древних, в которых их участники преображали себя в иные существа при помощи ряжения, маски, раскраски тела и т.д. Театр и драма развивались в тесной взаимосвязи.
Почти у всех древних народов
возникали обряды, ритуалы, празднества,
связанные с сезонными
Празднества, ритуалы, обряды были и у древних греков. Они и стали колыбелью театра. Самыми яркими, самыми значительными были празднества в честь Бога Диониса. Дионис не был Богом-Олимпийцем, «статус» его менялся: вначале он почитался Богом производительной силы природы, и греки его изображали в виде быка, затем – козла, которые считались священными животными. Позже, когда греки научились возделывать виноград и делать вино, Дионис стал почитаться Богом виноградарства и виноделия. И лишь тогда, когда у греков родился театр, Дионис стал почитаться Богом поэзии и театра. Празднества в честь Диониса – Дионисии – проходили несколько раз в году, они приурочивались к сельскохозяйственным работам, связанным со сбором урожая винограда, приготовлением вина и т.д. Самые яркие – Великие Дионисии – проходили в Афинах весной, когда пробуждалась природа, и было готово вино осеннего урожая. Они длились несколько дней. Празднества у греков никогда не бывали днями праздности, обжорства, пьянства. Это были праздники с четко регламентированными ритуалами. На них выступали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Самого Бога изображали в облике козла (священного животного), и сами участники шествия в свите обряжались в шкуры козлов. Это были пляшущие почитатели Диониса в облике козлов-трагов (трагос по-гречески – козёл; трагедия – от слова трагос). Шествие было многолюдным, длинным. В конце шествия звучали уже не священные гимны, а весёлые песни комоса (комос по-гречески – песни подгулявшей толпы – комедия).
В честь Диониса пели дифирамбы – хвалебные гимны. Содержанием дифирамбов были мифы о страданиях, смерти и последующем воскресении Диониса (такого рода мифы есть у всех земледельческих народов). В хоре был запевала, который в песне рассказывал о тех или иных событиях из жизни Богов, а хор вторил ему. Миф как бы оживал перед участниками праздника. Дифирамб вначале подразделялся на эпическую и лирическую части. Эпическую часть вел запевала, а лирическую – пляшущий хор трагов. Таким образом, получался своего рода диалог между запевалой и хором, то есть предтеча драматического действия, конфликта.
Следовательно, первоначальная греческая
драма была зоопантомимой.
(Рождение театра из пантомимы
подтверждается историей
Драма, таким образом, развилась из козлиной пантомимы, а содержание ей дал дифирамб.
Мифы о Богах и героях (то есть, в конечном итоге – о предках), несомненно, послужили почвой для древнегреческого театра.
Пятнадцать столетий античности в истории мировой художественной культуры – живительный и неиссякаемый источник, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В искусстве античности всегда остается привлекательным ее эстетический идеал: сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные творческие возможности.
Художественная культура античности считается колыбелью мировой культуры. Пятнадцать столетий античности – это небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи.
Античной культуре были известны достижения Египта и древнего Востока. Но в создании выдающихся произведений искусства она пошла своим неповторимым путем.
Сам термин «античный» возник в XV веке, в переводе с латинского antiques означает «древний» и употребляется только по отношению к истории и культуре древней Греции и древнего Рима.
Античное искусство Греции в своем развитии прошло несколько периодов, оно знало периоды величайшего расцвета и упадка. Этапы развития античной культуры таковы:
Крито-микенский (эгейский) период (III – II тысячелетие до н.э.)
Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.)
Архаический период ( от рубежа VIII-VII вв. до VI в. до н.э.)
Классический период (V – IV вв. до н.э.)
Эллинизм (III – I вв. до н э.)
Расцвет античного греческого театра пришелся на классический период (V век до н.э.).
У древних греков, как и у всех земледельческих народов, были свои обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и, конечно, с почитанием Богов. Из них и родился театр – величайшая ценность мировой культуры.
Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества.
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. В Греции жрецы не препятствовали изображению Богов в образе людей. Поэтому мифы – религиозные сказания – богаты жизненными мотивами.
Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и нравственные воззрения.
Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободно следить за тем, как эти мифы переработаны творческой фантазией драматурга. Роль трагических представлений в общественно-политическом и нравственном воспитании была огромна.
Первым афинским трагическим поэтом был Феспид. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.
Своего высшего выражения театральное искусство достигло в V веке до н.э. в творчестве трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографов Аристофана (начало IV в. до н.э.) и Менандра (IV – начало III в. до н.э.).
Проведением торжеств в честь Диониса стали заведовать афинские государственные должностные лица.
Афинский государственный строй в V в. до н.э. был демократией, но демократией рабовладельческой. Это означает, что полноправными свободными гражданами были лица мужского пола. Женщины ни в одном греческом городе-государстве не пользовались политическими правами. Не пользовались политическими правами и рабы (как правило, иноплеменники). Демократическое правление означало свободу слова, все вопросы решались в народном собрании, перед законом все были равны.
Главой афинской демократии был Перикл. Его правление длилось 28 лет (с 457 по 429 г.г. до н.э.). Это время называют «золотым веком» Перикла.
В этот период Афины становятся центром всей Греции. Остальные города платили Афинам большие налоги, за счет которых полноправные афинские граждане получали вознаграждения за государственную службу, пособия на посещение театра; на эти же средства устраивались и сами праздники и т.д.
«Золотой век» Перикла знаменит и тем, что в этот период получили развитие научные знания в области астрономии, математики, физики, философии, расцвели искусства и, в частности, театр. В этот период была организована система обучения подрастающего поколения, которую составляли философия, риторика (искусство красноречия), литература, история, политика.
Театральными делами, в том числе и организацией театральных представлений, ведал высший представитель государственной администрации – архонт, которого ежегодно переизбирали.
Сами же театральные представления в Афинах вылились в форму театральных состязаний, традиционную для всех древнегреческих зрелищ. Это были состязания поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров.