Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:24, курс лекций
Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.
Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.
Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.
7. Большое место в его трудах занимает проблема воспитательной роли искусства.
Искусство, по Аристотелю, связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство «катарсиса» (очищения) души освобождают человека от отрицательных страстей. Указание на связь искусства с нравственной деятельностью людей является большой заслугой Аристотеля.
Существуют различные теории катарсиса (этическая, медицинская, религиозная и т.д.). Катарсис – это, по Аристотелю, цель искусства, в частности трагедии. Сущность катарсиса состоит в том, что при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей, вследствие чего человек, с одной стороны, начинает относиться к превратностям Рока спокойно, с другой – становится способным принять участие в судьбе тех, кто впал в несчастье.
В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели – разумной деятельности.
Целый ряд суждений Аристотеля сохраняет свое значение и сегодня.
ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА
Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в середине VIII века до н.э.
В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается невыясненным, однако в связи с раскопками в Италии известно, что это был народ, создавший высокую культуру.
До начала VI века до н.э. латиняне, как и другие италийские племена, находились в подчинении у этрусков. Только к концу VI века до н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса (т.е. города-государства). Это было то время, когда происходил переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Такой же путь прошли и греческие города-государства. Затем последовали завоевания римлян в Италии, и вскоре Рим сумел составить большую федерацию из италийских племен. В отличие от Греции, рядовые граждане в Риме – плебеи – не обладали никакими политическими правами.
С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.
По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.
В III веке до н.э. римляне хорошо знали всех греческих Богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческая мифология и религия, греческое искусство, архитектура, ремесло оказали громадное влияние на культуру латинян.
В области литературы и театрального искусства римляне заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре были присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. То, что они заимствовали у греков, подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.
До III века до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Римляне вели постоянные агрессивные войны, что обусловило их суровость и воинственность.
Всё это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. На них распевали веселые грубоватые песни. Обычно выступали два полухория, которые обменивались между собой насмешками, подчас язвительного содержания. Это так называемые фесценнины.
Другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародыши драмы возникли под влиянием этрусков. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танец, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль.
Народных развлекателей называли гистрионами. Это слово этрусского происхождения, следовательно, на формирование римского театра оказали влияние этрусские актеры. (Название гистрион мы еще встретим в средневековом театре).
Еще одним видом ранних драматических представлений также комического характера были в древнем Риме ателланы (по имени города Ателлы в Южной Италии). В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа – Макк, Буккон, Папп и Доссен.
Макк представлял собой дурака, которого все обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с ослиными ушами, крючковатым носом и в короткой одежде. Буккон был парень с раздутыми щеками и отвислыми губами; он тоже любил хорошо поесть и был болтуном. Папп – это богатый и скупой старик. Доссен – хитрый горбун, невежда и шарлатан, который, однако, своей ученой болтовней умел внушать темным людям к себе уважение. Эти персонажи-маски импровизировали текст, потому что твердого, установленного текста не было.
Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (мимические пляски, сатура, ателлана) были заимствованы римлянами у соседних племен. Это объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила «почвой и арсеналом» греческого искусства, в том числе и драмы.
Появление литературной драмы в Риме
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам.
Еще когда начинались завоевания городов Южной Италии римлянами, они познакомились со многими образцами греческой культуры. Греки стали появляться в Риме в качестве дипломатических представителей, педагогов, заложников, военнопленных. Знакомство с греческим языком всё шире и шире распространяется среди нобилей. Греческое культурное влияние усиливается во время 1-й и 2-й Пунических войн, которые возникли из-за экономического соперничества Рима и Карфагена. Эти войны окончились победой Рима. Теперь уже Рим не знал соперников в бассейне Средиземноморья.
В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э. было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которого получил свое второе имя – Ливий. Сенатор быстро понял, что его раб очень образованный человек, и он поручил ему обучение и воспитание своих детей, а затем отпустил его на волю. Вольноотпущенный Ливий Андроник стал обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати.
Ливий Андроник перевел на латинский язык великие произведения греческого эпоса и драматургии, благодаря чему римское общество смогло познакомиться с литературой его великой родины. Он явился, по сути дела, первым в мире переводчиком. Ему и было поручено поставить на праздничных играх греческую трагедию. Предполагают, что была поставлена и комедия. Ливий Андроник не просто переводил эти произведения, но, учитывая вкусы и настрой общества, перерабатывал греческие пьесы.
Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.
Другим драматургом был Гней Невий, который начал ставить свои пьесы с 235 г. до н.э. В отличие от греческих драматургов, он сочинял и трагедии и комедии. Это тоже были переделки греческих трагедий с мифологическим сюжетом. Кроме того, он был создателем трагедий из римской истории. Но наибольшей славы он достиг в области комедии.
Литературная комедия III – II в.в. до н.э. тоже представляла собой переделку греческой бытовой комедии. Политическую комедию, подобно комедии Аристофана, аристократический сенат Рима никогда бы не допустил. Римскую комедию, которая являлась переработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажи носили греческий плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческие имена, и действие этих комедий происходило всегда где-нибудь в Греции.
Другие римские драматурги (Энний, Пакувий, Акций) писали трагедии и брали для переработки произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Но наиболее любимым оригиналом для них был Еврипид. Его стремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых его произведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьесы Эсхила и Софокла.
Почему же великие греческие трагедии Эсхила и Софокла, поднимавшие сложные политические, религиозно-философские и моральные проблемы, не могли ставиться в древнем Риме? Это объясняется огромным различием и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III-II в. до н.э. Римляне не испытывали никакого интереса к высоким гражданским и моральным проблемам. Их интересы простирались в области гладиаторских боев. Их более захватывали кровавые зрелища, нежели размышления над смыслом бытия. Поэтому греческие трагедии приходилось перерабатывать: насыщать их событиями, запутывать действие, усиливать чисто зрелищную сторону. А характерам придавались чисто римские черты.
Но даже и в таком переработанном виде греческая трагедия оказывалась сложной по своему содержанию для римской публики. Комедия была понятнее и вызывала большее удовольствие.
Римская комедия
Римская комедиография известна в основном именами Плавта и Теренция.
ПЛАВТ (254 – 184 г.г. до н.э.)
Предание гласит, что в молодости он был актером ателланы (на это указывает его имя Тит Макций – Макка).
Творчество Плавта относится к периоду, когда Рим был сильнейшим государством. После Пунических войн шло активное проникновение в римскую культуру элементов греческой культуры.
Плавт заимствовал сюжеты у Менандра. Излюбленный его герой – хитрый, пронырливый раб, помогающий своему хозяину улаживать его любовные дела. Интригу в его комедиях обычно движет любовь. Но в комедии «Пленники» любовной линии нет. Ее тема навеяна непрестанными войнами, хотя и успешными для Рима, но приносящими много горя его гражданам. В этой комедии побеждает человеческая порядочность, верность слову, дружба, чувство самопожертвования. И здесь совсем мало буффонады, характерной для других комедий Плавта.
В его комедиях высмеивались ростовщики, торговцы, сводники. Его комедии отличались живостью действия, но характеры почти не развивались. Большое место отводилось музыке, пению.
До нас дошло 20 его комедий. Наиболее интересны «Близнецы» («Менехмы»), «Амфитрион», «Клад».
Сюжеты «Менехм» и «Амфитриона» основаны на путанице близнецов, что вызывало много комических сцен. Основой сюжета в «Кладе» послужил фольклорный мотив о том, как меняется характер бедного человека, внезапно обретшего богатство.
В эпоху Возрождения комедии Плавта усиленно переводят, и по его образцу писатели-гуманисты создают свои комедии. Шекспир и Мольер опирались на сюжеты Плавта.
ТЕРЕНЦИЙ (185 – 159 г.г. до н.э.) – уроженец Африки и мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю.
Теренций написал 6 комедий, и все они дошли до нас. Он также заимствовал сюжеты у Менандра. Сюжетами являются семейные конфликты. У него нет динамики в развитии интриги, как у Плавта, нет буффонады, обращений к зрителю. Но зато он стремится дать углубленную психологическую характеристику своих персонажей.
Одна из лучших комедий Теренция «Братья». В ней ставятся вопросы о воспитании молодых людей. Сюжет заимствован у Менандра. В комедии идет спор о том, как воспитывать – в строгости или проявляя гуманное отношение к детям. У Менандра торжествовали гуманные принципы воспитания. А у Теренция пропагандировалась строгость. На римской сцене несвоевременно было показывать победу гуманных принципов воспитания. Влияние взглядов, высказанных в пьесе «Братья», чувствуется в комедии Мольера «Школа мужей».
«Наука поэзии» Горация
К началу 1 в. до н.э. комедия-паллиата оказывается исчерпанной и уступает место комедии с национальным римским содержанием.
В 1 веке до н.э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. Октавиан-Август становится единодержавным правителем Рима и устанавливает режим военной диктатуры. Понимая значение театра, Август способствовал его развитию, но в то же время стремился превратить театр в средство улучшения и воспитания своих граждан. Эти стремления Августа-Октавиана были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов, Горацием, и нашли отражение в его «Науке поэзии».
Гораций (Квинт Гораций Флакк) жил в 65 – 8 гг. до н.э., как и большинство людей его поколения, расстался с республиканскими идеалами и стал защитником и проводником политики Августа в области идеологии.
«Наука поэзии» – это третье письмо из второй книги «Посланий» Горация, обращенное к братьям Пизонам, старший из которых занимался литературой. Речь здесь идет, главным образом, о трагедии, так как именно этот жанр хотел возродить Август. Гораций предлагает вернуть на сцену греческую трагедию с ее тремя актерами и хором в качестве полноправного участника действия, простым и стройным сюжетом. Такая трагедия представляется Горацию образцовой. Он выступает за идейное, содержательное искусство, основой которого является мудрость. Поэт должен быть человеком высокообразованным, так как он выступает как воспитатель и наставник граждан. Его искусство должно быть эмоционально, изящно, поэтому ему нужно тщательно шлифовать свои произведения, прежде чем представлять их на суд публики.