Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат
Описание работы
Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.
влияние на этот вопрос процессов эвакуации
и реэвакуации, уровень образованности
учителей края и пр.). Ученым анализировался
также численный состав школ области,
освещались вопросы численности учащихся,
писал об участии учителей и учеников
области в уборке урожая.
Однако большинство исследователей Оренбургского
края не ставили своей задачей анализировать
ситуацию по детской беспризорности и
безнадзорности. К фундаментальным историческим
работам по смежным темам в рамках Уральского
региона можно отнести монографические
исследования Н.П. Па-лецких, A.B. Сперанского,
а также работы молодых ученых O.A. Дорошевой,
И.Н. Карамашевой, Л.И. Рогачевой, P.P. Хисамутдинова.
В настоящее время в свете новых социальных
условий жизни проблема детской безнадзорности
и беспризорности активно разрабатывается
социологами и психологами." Защищено
несколько диссертаций по смежным специальностям
(юриспруденция — Н.В, Смирнова, Е.Г. Ермаков,
педагогика — Н.Ф. Сморгу-нова). Публикуются
отдельные статьи по теме.14
Таким образом, обзор работ по истории
тыла в годы Великой Отечественной войны
свидетельствует о том, что проблема борьбы
с детской беспризорностью и безнадзорностью
в условиях военного времени остается
мало изученной и не являлась ранее предметом
специального целостного исследования
в рамках Южно-Уральского региона.
Источниковую базу исследования составили
опубликованные источники (законодательные
акты, сборники документов по истории
войны и партийных организаций региона),
которые были дополнены материалами центральной
и местной печати.
13 Коновалов, ИЛ. Беспризорность н безнадзорность
несовершеннолетних : Опыт исследования
проблемы в Саратовской области t И И. Коновалов.
— Саратов : Иэд-ао СГУ. 2004. — 250с ; Яiiiyк.
A.B. Детская бесприэор» ностъ : теория н
|фактка ее преодоления н предупреждения
: монография / A.B. Я щук. - Томск ; Издательство
ТГЛУ, 2004. - 517е.
N Перчиков. В-А. Проблемы детской
беспризорности и безнадзорности
в 1941-1945 годах : Проблемы истории Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.: материалы
межьуэоьской научной конференции / В.
А. Перчиков. -Вып. 5. - Самара: Издательство
«Самарскийуниверситет», 1999. - С. 42*44.
В последние годы архивы Южного Урала
издали по истории Великой Отечественной
войны новые документы и материалы, посвященные
женщинам — труженицам тыла и детям военных
лет.15 К специфической категории опубликованных
документов можно отнести так называемые
«Особые папки», которые были переданы
в архивы только после ликвидации партийных
органов на местах (2000 г.). Частично эти
документы опубликованы и использованы
автором в данной работе.16
Основной источниковой базой стали неопубликованные
архивные материалы из 22 фондов Государственных
учреждений: Государственного архива
Российской Федерации («ГА РФ»), Государственного
архива Оренбургской области («ГАОО»),
Орского филиала («ОФ ГАОО»), Объединенного
государственного архива Челябинской
области («ОГАЧО») и Государственного
Архива Курганской области («ГАКО»), а
также неопубликованные источники бывших
партийных архивов Южно-Уральского региона,
а именно государственных учреждений
«Центр документации новейшей истории
Оренбургской области» («1ДЦНИОО») и «Государственный
архив общественно-политической документации
Курганской области» («ГА ОПДКО»).
К наиболее интересным документальным
источникам можно отнести материалы из
докладов отделов НКВД об осуществлении
Закона о всеобуче в детских воспитательных
и трудовых колониях; решения по вопросам
обеспечения и устройства детей-сирот,
отчеты детских домов о проделанной за
год работе; переписка партийных органов
с НКВД, прокуратурой и судом; материалы
о состоянии детприемников, детских колоний
НКВД; информационные сводки по борьбе
с детской беспризорностью, безнадзорностью
и преступностью, и пр. Многие из этих документов
не использовались ранее исследователями
и вводят-
" |00 документе о женщинах Челябинской
области в годи Великой Отечественной
войны 1941.1945, — Челябинск : Издательство
ЧПО «Кинга». 2001, -224 е.: Эти детские военные
годы. 1941-1945 : сборник документов и материалов.
- Челябинск: Издательство «Иероглифа
2000. - 15&с
" Общество н ВЛАСТЬ. Российская
провинция [917-1955 • локумг1ГГти и материалы
(Пермь, Свердловск, Челябинская область):
научное издание : в 6 т. /гл. редвкгор! акапемик
РАН В.В. Алексеев, институт истории н археологии
УрОРАН, Челябинск [и др.]. - Челябинск, 2005.
- Том 1. Челябинская область: документы
и материалы. 1917-1945; Тогда была во НМЛ...
] 9-11-1945 : сборник документов н материалов
/ под ред А. П. Фннадеева. - Челябинск ; Издательство
ЧПО «Книгам 2005. - 637с
ся в научный оборот впервые, в частности,
материалы и документы «Особых папок»
спецчастей обкомов партии, которые не
вошли в сборники, опубликованные архивами.
А также материалы областных судов и прокуратуры,
которые раскрывают статистику детских
преступлений в годы Великой Отечественной
войны, а также их правовую квалификацию.
Здесь же дастся оценка деятельности органов
НКВД, милиции, суда н прокуратуры областей
Южного Урала. Данные документы еще недостаточно
исследованы, так как до 2000 года имели
гриф «секретно» или «совершенно секретно».
Использованные в работе источники представляют
собой взаимодополняющие материалы, важнейшим
условием применения которых являлась
комплексность их привлечения, территориальная
и хронологическая определенность. Научное
освещение названных комплексов источников
дает возможность выявить специфику борьбы
с детской безнадзорностью и беспризорностью
на Южном Урале в годы Великой Отечественной
войны.
Методологической основой исследования
стал комплексный подход, а также традиционные
принципы и методы исторической науки.
Это прежде всего принципы историзма и
объективности. Основным методом данного
исследования является и сгори ко-ген
етическн й метод, позволяющий выявить
причинно-следственные связи и закономерности
изучаемого социально-исторического явления.
Мы пользовались также дескриптивным
методом, дополнив его документально-иллюстративным,
а также применяли количественный, статистический
и формальный анализ, позволившие нам
проанализировать темп и динамику детской
безнадзорности, беспризорности, преступности
в годы Великой Отечественной войны.
Научная новнзна. В настоящем исследовании
впервые комплексно раскрывается вопрос
осуществления в условиях военного времени
мер по ликвидации детской беспризорности
и безнадзорности на территории Южного
Урала и анализируются причины этого социально-исторического
явления. Автор вводит в научный оборот
ряд новых архивных документов, которые
ранее не были известны (в частности, документы
о борьбе с детской преступностью, о работе
детских воспитательных и трудовых колоний
и пр.), на основании которых произведены
подсчеты детей, изъятых с улицы и устроенных
в семьи или детские учреждения. Анализируется
связь детской безнадзорности и беспризорности
с преступностью, также приводятся данные
о количестве и видах преступлений. На
основании обобщения и анализа фактического
материала показан комплекс мероприятий
по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью,
организованных местными органами советской
власти Южно-Уральского региона.
Научно-практическая значимость работы.
Материалы исследования могут быть использованы
при написании обобщающей работы по истории
борьбы с детской безнадзорностью, беспризорностью
и преступностью на Южном Урале в годы
Великой Отечественной войны. Возможно
применение статистического материала
для разработки спецкурсов по истории
Урала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Людские потери, процессы эвакуации
и реэвакуации привели к росту
беспризорности. Привлечение женщин
к трудовой деятельности на
военном производстве, сокращение
числа учебных занятий, закрытие
внешкольных учреждений во многом
способствовали распространению
явления безнадзорности.
2. Детская безнадзорность и беспризорность
стали в годы Великой Отечественной
войны серьезными проблемами. Для
их решения правительством было
предпринято ужесточение законодательства.
В частности, за безнадзорность
детей несли ответственность
родители или лица, их заменяющие,
а за детей-сирот - директора тех
учебных заведений, где они воспитывались.
3. Для борьбы с детской безнадзорностью
и беспризорностью недостаточно
просто изъять детей с улицы,
необходимо осуществлять систему
мероприятий, которые позволят не
только адаптировать н социализировать
детей, но и вернуть их к нормальной жизни.
В годы Великой Отечественной войны на
Южном Урале силами местных органов власти,
партийными, профсоюзными и комсомольскими
организациями разработай ряд мер по предотвращению
«возвратной» беспризорности.
4. Детская безнадзорность и беспризорность
влекут за собой детскую преступность.
Только за 1942 год по двум областям
Южного Урала (Челябинской и Чкаловской)
несовершеннолетними было совершено 6665
уголовных преступлений, 40% из привлеченных
к ответственности были беспризорные
дети.
5. Для того чтобы справиться
с «возвратной» беспризорностью,
необходимо передать детей на
воспитание в семью. Но если
это по каким-то причинам невозможно,
государство через детские учреждения
должно обеспечить бывшим беспризорникам
нормальные условия для жизни
(питание, обучение, одежда, забота и
внимание взрослых, создание интересного
общения в свободное время
и пр.).
Апробация исследования. Основные результаты
исследования изложены автором в 10 научных
публикациях, докладывались н обсуждались
на 8 международных, всероссийских, межрегиональных,
региональных и областных научных конференциях
(Оренбург, Орск, Пенза, Самара).
Структура работы. Диссертация состоит
из введения, двух глав, поделенных на
параграфы, заключения. Работа имеет список
литературы н использованных источников,
а также приложения. В основу деления диссертации
на главы, параграфы и пункты положен тематический
принцип.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность,
научная и практическая значимость темы,
анализируется степень ее изученности,
определяются цели и задачи исследования,
его хронологические и территориальные
рамки, дается характеристика источи и
ко вой и методологической базы работы,
В первой главе «Директивные документы
и законодательство по вопросу борьбы
с детской беспризорностью и безнадзорностью»
анализируются условия военного времени,
которые повлияли на изменения в советском
законодательстве.
С первых дней войны выходит около трех
десятков постановлений правительства,
которые связаны с созданием организаций
с целью сохранения жизни
и здоровья детей, а также размещения
беспризорных в специализированных учреждениях.
На местах разворачивается кампания по
ликвидации детской безнадзорности, на
Южном Урале областными исполкомами и
обкомами ВКП(б) принимаются соответствующие
решения. Постановлением СНК СССР и приказом
НКВД СССР в июле 1943 года был организован
отдел по борьбе с детской беспризорностью
и безнадзорностью. Подобные отделы формировались
по всему Южному Уралу. В их ведение переходят
детские приемники-распределители, детские
трудовые и воспитательные колонии.
По данным НКВД, 70 % беспризорников из
числа задержанных на Южном Урале не имели
родителей и были круглыми сиротами. Остальные
30 % относились к числу потерявших связь
со своими родителями или убежавших из
детских домов, школы ФЗО, РУ или с производства.
Это порождало «возвратную» беспризорность.
««Возвратная» беспризорность наиболее
опасна, так как озлобленные и уже ни во
что не верящие дети чаще вставали на путь
преступлений. Только за 1942 год в ЧкаловскоЙ
области дети и подростки совершили 4783
преступления, а в Челябинской — 1882. На
наш взгляд, самой эффективной мерой борьбы
с «возвратной» беспризорностью является
не помещение изъятых с улицы детей в специализированные
детские учреждения и не изоляция их в
колониях, а определение на воспитание
в семью. Только семья дает ребенку любовь
и заботу и позволяет навсегда вырвать
его из уличной, часто преступной среды.
По 18-ти областям, краям и автономным республикам
РСФСР к июню 1942 года на воспитание в семьи
трудящихся было взято 13900 детей, оставшихся
без родителей. К 1 января 1943 года в семьях
трудящихся РСФСР воспитывалось 117938 детей,
из них 74648 на патронате, 29358 на опеке и
13922 были усыновлены. Данные статистики
показывают, что наиболее распространенным
видом устройства детей в семью в годы
Великой Отечественной войны был патронат.
Однако при всем энтузиазме советских
людей работа по организации патронирования
была развита недостаточно. Объяснялось
это сложными социально-экономическими
условиями жизни населения страны и отсутствием
информации о нормах закона
и правилах приема детей в семью. Патронат,
опека н попечительство не получили широкого
распространения на Южном Урале, и большинство
детей воспитывалось в детских домах и
других детских учреждениях.
Однако в годы войны появились и другие
формы приема детей на воспитание - это
инициативные детские дома и интернаты,
которые создавались и содержались за
счет трудовых коллективов заводов и фабрик,
а также на пожертвования. На основании
принятых в годы войны законодательных
актов повысилась ответственность родителей
(опекунов, попечителей), допускавших ранее
нахождение детей на улице без присмотра.
Индивидуальная ответственность за беспризорность
и безнадзорность детей, а также за подбор
кадров для детских воспитательных учреждений
возлагалась на председателей исполкомов
областных, городских и районных советов
трудящихся депутатов. Все это способствовало
ответственному отношению к детям, оставшимся
без попечения родителей.
Итак, созданная до Великой Отечественной
войны законодательная база по борьбе
с детской беспризорностью и безнадзорностью
под влиянием военного времени претерпела
изменения, которые были связаны в первую
очередь с ужесточением законов.
Во второй главе «Меры борьбы с детской
беспризорностью и безнадзорностью на
Южном Урале (1941-1945)» исследуются основные
мероприятия, проводимые партийными и
советскими органами Южно-Уральского
региона с целью ликвидации беспризорности
и безнадзорности детей и подростков.
В 1941 году главной задачей было спасение
жизни детей. За годы войны только в Челябинскую
и Чкаловскую области было отправлено
свыше 700 тысяч человек, из которых около
36% составляли дети. В регионе размещено
более 400 эвакуированных детских домов
и Домов ребенка, школьных интернатов
и дошкольных учреждений, в которых насчитывалось
более 48 тысяч детей. Помимо организованно
эвакуированных детей в составе детских
домов, садов и интернатов, в регион прибывали
дети вместе с родителями, а также неорганизованные
дети, которые и составили отряды беспризорников
на Южном Урале. К началу 1942 года тольков
Чкаловскую область прибыло 1355 таких детей.
Всего, по неполным данным, на Южном Урале
в 1942 году изъято с улицы 22152
ребенка. Рост беспризорности и безнадзорности
приводил к росту детской преступности.
С начала войны в 1941 году детские преступления
составляли только 4,7% от общего объема
раскрытых преступлений, а в 1943 году - уже
96,2%. 47,8% из общего числа получивших наказание
были беспризорниками.
Организовав эвакуацию из прифронтовой
полосы сотен тысяч детей, Советское государство
сочло возможным выделить сотни миллионов
рублей на организацию детских учреждений
в тыловых районах страны, где бы каждому
ребенку обеспечивались умелый уход н
нормальное питание, предоставлялась
возможность учиться и отдыхать. Первую
помощь изъятый с улицы ребенок получал
в детской комнате милиции. За 1941-1942 годы
численность детских комнат на Южном Урале
увеличилась более чем в два раза. Но их
количество было недостаточным для работы
с имеющимся потоком беспризорных и безнадзорных
детей. После регистрации в справочно-адресных
детских столах и выяснения личности ребенка
и места жительства дети проходили медицинское
обследование. Грудных и малолетних детей
направляли в Дома ребенка. Остальных
помещали в дошкольные или школьные детские
дома. Увеличение в условиях войны беспризорных
детей повлекло за собой рост количества
ребят в детских домах, что в свою очередь
привело к расширению сети этих детских
учреждений. В целом по СССР число воспитанников
в них возросло в 1944 году до 534 тыс. человек
против 398 тыс. в 1943 году. Уже в 1942 году по
сравнению с 1941 годом число детских домов
в целом по Уралу повысилось на 128 % (со
167 до 381), а количество их воспитанников
на 99 % (с 24,4 тыс. до 48,6 тыс. человек).