Германская революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: охарактеризовать германскую революцию 1918 – 1919 гг.; дать ответы на вопрос, насколько велики были возможности левых радикалов прийти к власти в Германии, и на вопрос о возможности осуществления «третьего пути».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2

Глава I. Историография …………………………………………………………………………….4
Историография германской революции (1920-е – середина 1950-х гг.) ………………..5
Изучение Ноябрьской революции историками-марксистами в 1950-е – 1960-е гг. …...7
Западногерманская немарксистская историография ……………………………………11

Глава II. События ноября 1918 – января 1919 гг. в Германии …………………………………17
Начало революции ………………………………………………………………………...17
Образование республиканских органов власти …………………………………………24
Первый Всегерманский съезд советов …………………………………………………...30
Формирование политической системы республики ……………………………………36
Борьба левых сил за власть советов ……………………………………………………...42

Заключение ………………………………………………………………………………………...56

Список источников и литературы ………………………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Германская революция 1918 - 1919 гг..docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

В большинстве городов  рабочие и солдатские советы формировались  из функционеров социал-демократической  партии и независимцев. Правые социал-демократы прилагали немалые усилия, чтобы, опираясь на свой партийный аппарат и профсоюзы, полностью взять в свои руки управление деятельностью советов. Они поощряли привлечение в советы непролетарских элементов – мелких торговцев, предпринимателей, журналистов, учителей, университетских профессоров и др. В Гейдельберге, например, членом рабочего и солдатского совета являлся одно время социолог, историк и экономист Макс Вебер115.

В ряде городов рабочие  советы «растворились» в «народных  советах», где рабочие заседали рядом  с представителями других социальных слоёв. В Кёльне был создан «комитет общественного спасения», во главе  которого стояли обер-бургомистр Конрад Аденауэр (будущий канцлер ФРГ), фабрикант  Беккер, военный губернатор, функционер социал-демократической партии и  др. Этот комитет приступил к созданию вооружённых отрядов «гражданской обороны»116.

В состав многих солдатских советов были включены офицеры, нередко  члены солдатских советов назначались  ими. Чтобы нейтрализовать возникшие солдатские советы, 10 ноября верховное командование, по предложению генерала Грёнера, объявило о введении в войсках «советов доверенных» в качестве совещательного органа при командирах по вопросам питания отпусков и т. п. Вскоре «советы доверенных» повсеместно стали именоваться «солдатскими советами»117. Солдатские советы, как правило, не выдвигали социальных требований, ограничиваясь умеренными требованиями о демократизации старой армейской системы118.

Попытки советов, созданных  в подразделениях вооружённых сил, взять под свой контроль командный  состав, были обречены на неудачу. Эрих Редер вспоминал:

«…революционная партия создала  для военно-морского флота «Совет 52-х», и его члены вскоре появились  в военно-морском директорате  для «консультирования министра». Они также попытались взять под  свой контроль работу некоторых отделов  министерства. Аналогичные советы, с такими же целями, были созданы  при военно-морских командованиях  в Киле и Вильгельмсхафене, хотя в них входило меньшее число членов. Вдобавок ко всему, независимая социал-демократическая партия назначила депутата рейхстага Вогхерра исполняющим обязанности министра; депутат этот, как мы поняли, должен был участвовать во всех сколько-нибудь важных совещаниях и проверять всю входящую и исходящую корреспонденцию.

Реалистично отнесясь к сложившейся ситуации, министр фон Манн пошёл на сотрудничество с «Советом 52-х» и сделал им вполне тактичное предложение о том, как им сотрудничать. Он указал им на то, что поскольку предварительное соглашение о перемирии было подписано 11 ноября, то комиссия военно-морского флота по вопросам перемирия несёт величайшую ответственность, так как условия, предъявленные победоносными союзниками, станут куда более суровыми, если предварительные условия не будут соблюдены. Поэтому военно-морской флот должен строжайшим образом выполнять эти условия, обсуждая каждый свой шаг на ежедневных совещаниях.

«Совет 52-х» почти не вмешивался в эту работу, предпочитая проводить  время в шумных митингах в главном  вестибюле, на которых они произносили  пропагандистские речи и принимали  большей частью неисполнимые резолюции. Поняв и признав, по всей видимости, свою профессиональную несостоятельность, депутат Вогтхерр присутствовал на всех заседаниях комиссии по прекращению военных действий, но в обсуждении рассматриваемых вопросов участия не принимал»119.

Во многих городах стали  возникать «гражданские» (буржуазные) советы – бюргерраты. 19 ноября такой совет был образован в Берлине120. Такие же советы, требовавшие равноправитя с рабочими и солдатскими советами и создания вооружённых отрядов «гражданской обороны», возникли и в других городах. В Бонне был создан объединённый «Совет рабочих, солдатских и буржуазных депутатов». Возник также «пасторский совет»; в городах появились «советы домовладельцев», «советы врачей», «советы учителей», «советы адвокатов», «советы судей» и др.121

13 ноября СНУ опубликовал  призыв к немедленному образованию  «крестьянских советов», которые  должны были «содействовать продовольственному  снабжению и поддержанию порядка». Целью этих советов должно было быть «сохранение сельскохозяйственных предприятий, содействие производству», а также «взаимная помощь при охране личной собственности»122. Под их эгидой стали немедленно создаваться отряды «крестьянской обороны». 21 ноября Карл Либкнехт писал, что многочисленные крестьянские советы нигде «не находятся в руках сельскохозяйственного пролетариата, в большинстве случаев они - в руках среднего и крупного землевладения»123.

16 ноября Исполком обсуждал  внесённое Деймигом программное заявление, в котором поднимался вопрос: «Власть советов или созыв Национального собрания?». «Желание буржуазных кругов, - говорилось в нём, - созвать возможно скорее Национальное собрание должно лишить рабочих плодов революции. Исполком рабочих и солдатских советов Большого Берлина объявляет себя поэтому противником Учредительного национального собрания. Он требует, напротив, развития рабочих советов и их распространения на все слои трудящегося народа. Путём объединения всех рабочих советов Германии должен быть образован Центральный совет германских рабочих советов, который примет новую, соответствующую принципам пролетарской демократии, конституцию»124.

Герман Мюллер требовал созыва Национального собрания «с равными  правами для всех граждан», обвиняя  Деймига в желании установить «классовое господство пролетариата против большинства народа». Проект Деймига был отклонён 12 голосами против 10, что свидетельствовало о популярности идеи власти советов в массах, и независимцы согласились на компромисс. Декларативная часть проекта Деймига была сохранена, но вместо отказа от созыва Национального собрания в резолюции говорилось теперь об отсрочке его, пока не соберется общегерманский съезд советов125.

23 ноября Исполком берлинского  совета опубликовал сообщение  о проведении по всей стране  выборов делегатов на Всегерманский съезд советов126. 30 ноября СНУ опубликовал «распоряжение о выборах в Учредительное германское национальное собрание». Выборы назначались на 16 февраля 1919 г. «при условии согласия собирающегося 16 декабря Всегерманского съезда рабочих и солдатских советов»127.

Первый Всегерманский съезд советов, проходивший в Берлине с 16 по 20 декабря 1918 г., должен был окончательно решить вопрос о власти: Национальное собрание или система Советов. Делегаты на съезд выбирались от рабочих и солдатских советов, в связи с этим многие функционеры социал-демократических партий, в том числе К. Либкнехт и Р. Люксембург, не были избраны на съезд. Из 485 делегатов (63 мандата были признаны недействительными) на съезде оказалось 288 социал-демократов, 87 членов НСДПГ (в том числе 10 спартаковцев), 27 членов солдатской фракции, 25 членов буржуазных партий. Партийная принадлежность остальных не была определена. Из 250 делегатов, социальное происхождение которых было установлено, 71 были рабочими, ремесленников и крестьян было 10, а служащих – 169. Более половины делегатов составляли партийные и профсоюзные функционеры128.

По главному вопросу –  «Национальное собрание или система  Советов» - на съезде развернулась острая дискуссия. Большинство депутатов подчёркивали, что власть советов - это диктатура, которая неизбежно приведёт к гражданской войне, и ссылались на положение в Советской России. Шейдеман в своей речи заявил: «Длительное существование рабочих и солдатских советов означало бы… абсолютно верное разрушение нашей торговли и промышленности, абсолютно верную гибель государства, т. е. безграничное несчастье для всего немецкого народа»129.

Руководство НСДПГ поддержало идею парламентской республики. Но оно считало, что в условиях демократической  республики нельзя противопоставлять  парламент и советы. Советы как  выразители интересов пролетариата, по мнению независимцев, должны не только сохраниться, но и обладать законодательными рычагами для давления на парламент и правительство. Это была попытка найти «третий путь» развития страны в направление «демократического социализма», обходя и капитализм, и социализм в его большевистском варианте.

Особую позицию по вопросу  о советах заняли лидеры «Спартака». Они считали, что революция не может ограничиваться демократическим  этапом, ибо он закрепил, по их мнению, власть буржуазии. Подлинное народовластие, считали спартаковцы, возможно только в условиях «социалистической демократии».

За созыв Национального  собрания на съезде проголосовало 344 делегата и только 98 - за власть советов130. Выборы в Национальное собрание были назначены на 19 января 1919 г.131 Таким образом, съезд высказался за скорейшую легитимацию новой власти.

Съезд передал всю законодательную  и исполнительную власть до созыва Национального собрания в руки Совета народных уполномоченных, который сохранил свой прежний состав. В связи с  этим, Центральный совет (ЦС) рабочих  и солдатских депутатов, избранный  съездом в количестве 27 человек, формально сохранил за собой право  отзыва народных уполномоченных. Реально  полномочия ЦС были сведены к «парламентскому  надзору» за деятельностью правительства, вопреки стремлению НСДПГ наделить ЦС «полным правом» на одобрение  или отклонение всех законов до их обнародования. Под влиянием левого крыла партии руководство НСДПГ  отказалось участвовать в работе ЦС. В его составе оказались  только представители СДПГ132. Со времен победы революции это был первый серьёзный конфликт в отношениях между двумя социалистическими партиями. Единство СДПГ и НСДПГ становилось иллюзорным.

На съезде был рассмотрен вопрос о социализации. С докладом по этому вопросу выступил Рудольф  Гильфердинг, один из лидеров НСДПГ. Докладчик подчеркнул, что в условиях глубокой экономической разрухи первоочередной задачей является не социализация, а восстановление промышленности с привлечением частного капитала. Он заявил, что проведение социализации будет возможно только в том случае, если в Национальном собрании будет социалистическое большинство133. Но идея социализации оказалась настолько популярной, что нашла поддержку и на съезде, который уполномочил правительство незамедлительно приступить к социализации ряда отраслей промышленности, в частности горной.

Съезд также принял решение  о демократизации армии, зафиксированное  в так называемых «7 гамбургских пунктах», которые 17 декабря были предложены солдатским советом Гамбурга. В этой резолюции содержалось положение о том, что в гарнизонах командная власть должна осуществляться местными советами по согласованию с верховным командованием. В ней говорилось о выборности офицеров, об отмене знаков различия и командной власти офицеров вне службы, об ответственности солдатских советов за дисциплину в воинской части134. «Гамбургские пункты» показали определённую самостоятельность солдатской фракции, которая не поддержала компромиссной политики народных уполномоченных по отношению к Верховному командованию. Однако на практике решения по военным вопросам не были выполнены. После окончания съезда Эберт отказался распространить их на высшее военное командование.

Решение съезда Советов о  созыве Национального собрания стало  важным шагом на пути к консолидации германского общества на демократической  основе, укрепляло позиции республики и расширяло её социальную базу. Большинство немцев, напуганных революционными потрясениями, с Национальным собранием связывало надежды на консолидацию общества, установление внутреннего мира и порядка. Временно были нейтрализованы силы контрреволюции, что позволило избежать открытого столкновения с армией.

 

  1. Формирование политической системы республики

 

Решение Всегерманского съезда советов о всеобщих демократических выборах в Национальное собрание вызвало перестройку всей партийно-политической системы страны. Начался процесс формирования новых партийных структур.

В ноябре 1918 г. состоялся  учредительный съезд Немецкой демократической партии (НДП), объединившей либерально-демократическую часть немецкой торгово-промышленной буржуазии, среднего класса, научной и творческой интеллигенции. Партия тяготела к политическому центру, выступала за демократическую республику и была готова к сотрудничеству с СДПГ. НДП активно выступала против социализации экономики Германии.

Справа от НДП находилась Немецкая народная партия (ННП), созданная в декабре 1918 г. Это была партия традиционного умеренного немецкого либерализма. ННП выступала за возрождение «Великой Германии» на основе демократизации общественного строя. Партия апеллировала к средним слоям, требуя защиты частной собственности и немецких национальных ценностей. НДП сотрудничала с СДПГ не столь активно, как НДП. В этой партии задавали тон высшая бюрократия, крупные промышленники, торговцы, банкиры. Активно вошла в новую политическую среду католическая Партия Центра. Она сочетала христианское социальное учение с идеологией умеренного либерализма и опиралась на христианские профсоюзы, католические благотворительные и просветительские организации. Эта партия, имевшая широкую социальную базу, претендовала на межсословный характер. Партийную элиту составляли профессиональные политики, крупные аграрии и промышленники. Новую Германию лидеры Центра представляли себе в виде демократической, а не социалистической республики.

В ноябре 1918 г. баварская  организация Центра оформилась в самостоятельную Баварскую народную партию (БНП), лидеры которой с недоверием относились к быстрому сближению Центра с СДПГ по вопросам демократизации страны. Но в дальнейшем Центр и БНП находили возможность для тесного сотрудничества.

24 ноября 1918 г. была сформирована  Немецкая национальная народная партия (НННП). Её не устраивала ни парламентская демократия, ни политическое господство социал-демократов. В её программных документах подчеркивалось, что менталитету немецкого народа исторически соответствует монархия как надпартийная форма государственного правления. Своим появлением на политической арене она была обязана тем силам, которые после падения монархии стремились спасти прусские политико-государственные традиции: остэльбскому дворянству и прусской промышленно-финансовой олигархии. НННП объединила все консервативные («национальные») силы, за исключением правых радикалов135.

Информация о работе Германская революция