Германская революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования: охарактеризовать германскую революцию 1918 – 1919 гг.; дать ответы на вопрос, насколько велики были возможности левых радикалов прийти к власти в Германии, и на вопрос о возможности осуществления «третьего пути».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2

Глава I. Историография …………………………………………………………………………….4
Историография германской революции (1920-е – середина 1950-х гг.) ………………..5
Изучение Ноябрьской революции историками-марксистами в 1950-е – 1960-е гг. …...7
Западногерманская немарксистская историография ……………………………………11

Глава II. События ноября 1918 – января 1919 гг. в Германии …………………………………17
Начало революции ………………………………………………………………………...17
Образование республиканских органов власти …………………………………………24
Первый Всегерманский съезд советов …………………………………………………...30
Формирование политической системы республики ……………………………………36
Борьба левых сил за власть советов ……………………………………………………...42

Заключение ………………………………………………………………………………………...56

Список источников и литературы ………………………………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Германская революция 1918 - 1919 гг..docx

— 192.78 Кб (Скачать файл)

СДПГ проявила себя твёрдой сторонницей парламентской демократии. В ходе предвыборной кампании её вожди подчеркивали, что революция закончилась, начался этап построения демократического государства.

НСДПГ отстаивала систему  Советов в качестве «третьего  пути» развития страны. По мнению многих политиков, она была врагом демократии и парламентаризма.

11 ноября группа «Спартак» была переименована в «Союз Спартака», создан его Центральный комитет. Хотя «Союз Спартака» оставался «пропагандистским объединением» в составе НСДПГ, это был важный шаг к созданию самостоятельной партии136. Что касается КПГ, созданной в конце 1918 г., то она отказалась от участия в выборах.

Среди участников политических баталий этого времени были и германские профсоюзы - массовые влиятельные организации, не чуждавшиеся политической деятельности.

Профсоюзное движение Германии не было единым. Оно состояло из множества  организаций и течений, которые  не просто отличались друг от друга  по своим идейно-политическим взглядам, методам борьбы, целям, но зачастую даже враждовали между собой. Тем  не менее, можно с полным правом выделить три основных течения, или направления, профсоюзного движения, которые охватывали подавляющую часть членов профсоюзов и играли доминирующую роль в профсоюзно-политической жизни. Наиболее массовыми и влиятельными среди них были свободные профсоюзы. Так они называли себя сами и так  их называли другие. В 1918 г. свободные профсоюзы по среднегодовым показателям насчитывали в своих рядах 1,6 млн. членов. Однако революционные события 1918 - 1919 гг. активизировали широкие массы рабочих, и их приток в профсоюзы приобрёл невиданный ранее масштаб. Уже среднегодовые показатели 1919 г. дают цифру в 5,5 млн.137 Безусловно, это была весьма влиятельная сила, в том числе и в политической борьбе.

Свободные профсоюзы неоднократно и настойчиво подчёркивали свой партийно-политический нейтралитет. Это значило, что членами профсоюзов могли стать все рабочие, независимо от их партийной принадлежности. Вместе с тем, было совершенно очевидно, что свободные профсоюзы в политическом отношении ориентируются на Социал-демократическую партию Германии. Однако в рассматриваемый период во взаимоотношениях СДПГ и профсоюзов возникли серьёзные трудности. Они были вызваны расколом социал-демократической партии и образованием сначала Независимой социал-демократической партии Германии, а позже и Коммунистической партии. Приверженцы этих новых и по своим взглядам в разной степени более радикальных, нежели СДПГ, партий были и в профсоюзах. Сторонники независимцев и коммунистов представляли в профсоюзах левую оппозицию, которая не смогла существенно изменить курс профсоюзной политики.

Другим по влиянию профсоюзным  течением в Германии в это время  были христианские профсоюзы. Их наиболее отличительной чертой была приверженность христианскому мировоззрению. Они, в отличие от свободных профсоюзов, не считали себя классовой организацией, не признавали деления общества на антагонистические социальные группы и категорически отвергали классовую  борьбу, противопоставляя ей принцип  народной общности. В этой связи  они часто называли себя христианско-национальными. Христианские профсоюзы также объявляли  себя приверженцами принципа партийно-политического  нейтралитета. Вместе с тем ни для  кого не было секретом, что наиболее тесные отношения они имели с  католической партией Центра. Многие лидеры профсоюзов входили в состав руководящих органов этой партии. В Национальном учредительном собрании 1919 г. функционеры христианских профсоюзов составляли 26,4 % фракции партии Центра138. По численности христианские профсоюзы значительно уступали свободным, однако революционные события и для них были стимулом роста.

Наименьшими по численности  и влиянию были свободно-национальные, или Гирш-Дункеровские, профсоюзы. В 1919 г. они объединяли 189 931 человека139. Отличие от христианских профсоюзов заключалось в приверженности принципу религиозного нейтралитета. Стратегические задачи свободно-национальных профсоюзов сводились к трём основным позициям:

1. Расширение и органическое  углубление права рабочих и  служащих на равноправное участие  в принятии решений.

2. Создание системы хозяйственной  демократии.

3. Формирование народного  государства на базе демократической  конституции140.

В политическом отношении  свободно-национальные профсоюзы ориентировались, в первую очередь, на Демократическую партию Германии.

Восприятие Ноябрьской революции  у христианских и свободно-национальных профсоюзов было совершенно иным, чем у свободных. Особенно жёсткой в этом отношении была позиция христианских профсоюзов. Они отвергали революцию в принципе и Ноябрьскую революцию в частности, оценивая её как преступление против народа. Христианские профсоюзы были сторонниками правительства Макса Баденского и поддерживали его реформы. Более того, профсоюзное руководство не скрывало своих симпатий к монархической системе Германии. Даже в день провозглашения республики, 9 ноября 1918 г., орган христианского союза горняков - газета «Der Bergknappe» - призывал к верности кайзеру и сохранению монархии141. Христианские профсоюзы определяли и понимали себя как силу, противостоящую волне социализма.

Свободно-национальные профсоюзы  были более сдержанными в оценках  революционных событий, хотя и они  отвергали революционные методы перемен. При этом следует иметь  в виду, что главной проблемой  для обоих профцентров было опасение того, что революционные события  будут углубляться и приобретать  более радикальный характер. Демократические  реформы готовы были принять все, но переход к социалистическим преобразованиям был абсолютно неприемлем. Показательным в этом отношении было новогоднее обращение Гирш-Дункеровских профсоюзов к своим сторонникам, опубликованное 3 января 1919 г. В нём говорилось: «Правительство опирается на насилие. Нет никакой правовой основы для его деятельности… революция вскружила многим головы. Вместо истинной свободы убеждений они рассматривают свободу только так, как сами понимают, и выражают её в призывах: всё должно стать социалистическим! Все в свободные профсоюзы! Это означает тяжелейшее насилие над свободным мнением. Этой волне необходимо всеми силами противостоять»142.

Чтобы более успешно противостоять  всем попыткам радикализации революции и «экспансии» свободных профсоюзов, христианские и Гирш-Дункеровские профсоюзы решили объединиться. К ним присоединился ряд других мелких профсоюзов либерального характера. Объединительное учредительное собрание состоялось 29 ноября 1918 г. в Берлине. На нём было создано Немецкое демократическое объединение профсоюзов. В программном документе, опубликованном в декабре 1918 г., говорилось о необходимости обновления государства и общества, о защите экономических, политических и культурных интересов немецких рабочих, служащих и чиновников, о праве на труд и обязанности трудиться, об участии рабочих в прибылях и управлении крупными предприятиями, о созыве Национального учредительного собрания и т. д.143 Эти и другие предложения имели целью сформулировать умеренный проект реформ как альтернативу радикальному развитию событий. В профсоюзной прессе либерального направления открыто говорилось о том, что объединение произошло с целью противостоять социал-демократии, свободным профсоюзам и, разумеется, всем силам, которые выступали за углубление революции. Особенно ясно и конкретно цель создания Немецкого демократического объединения профсоюзов была определена в заявлении руководства свободно-национальных профсоюзов: «После падения кайзеровского режима чувство власти социал-демократических профсоюзов резко усилилось. Несоциалистические профсоюзы находились в условиях повсеместно развивающегося террора левых радикалов и видели в этом угрозу для своего существования. Поэтому они объединились. Но это объединение было временным»144.

В этот период нарастания напряжённости в отношениях между профсоюзами поиск общих подходов к тем или иным проблемам политического и социально-экономического развития всё же не прекращался. Так, 15 ноября 1918 г. был подписан Договор о деловом сотрудничестве между предпринимателями и профсоюзами. Исходная позиция для подготовки договора состояла в том, что без такого сотрудничества нельзя будет восстановить разрушенную войной немецкую экономику. Переговоры по этому вопросу начались ещё в декабре 1917 г. Они затянулись на долгий срок по вине предпринимателей, но революционные события резко изменили ситуацию и ускорили подписание договора. Была создана разветвлённая организационная структура по реализации договора. Цели этой организации определялись следующим образом: «Деловое сотрудничество имеет целью совместное решение всех хозяйственных и социальных вопросов, касающихся немецкой промышленности, а также всех вопросов, касающихся её законодательных и административных дел»145. Все профсоюзы активно поддерживали идею делового сотрудничества и участвовали в её реализации. Для них это было достижением цели, за которую они боролись десятилетиями: признание их равноправного партнёрства с предпринимателями в деле решения социально-экономических проблем. Одним из первых решений в рамках делового сотрудничества было согласие с необходимостью введения 8-часового рабочего дня.

Небольшие расхождения были в профсоюзных организациях и  по такому достаточно важному вопросу  того времени, как социализация. Известно, что в ходе революции по инициативе СДПГ и свободных профсоюзов была создана комиссия по социализации. Проблема эта широко дискутировалась  в профсоюзах. К позиции свободных  профсоюзов были близки свободно-национальные. Они были сторонниками социализации отдельных отраслей промышленности, например добычи угля, выработки электроэнергии и т. д. Сюда же относились предприятия, на которых в результате монополизации  была фактически ликвидирована конкуренция. Однако руководители свободно-национальных профсоюзов считали, что вопросами  социализации можно будет заниматься лишь после того, как будет восстановлена  экономика, что откладывало решение проблемы на неопределённое время146. Для христианских профсоюзов в идее социализации неприемлемой была сама суть проблемы, а именно передача хозяйственных структур в собственность государства. Из-за этого они отвергали предложения о социализации. У них в этом вопросе была собственная идея, которая сводилась к формированию общественной экономики. Суть её состоит в том, что, оставаясь в частной собственности, экономика должна служить всеобщему благополучию. Это может произойти в том случае, если она будет опираться на поддержку государства и всего населения, т. е. и государство, и предприниматели, и рабочие должны совместно и заинтересованно участвовать в хозяйственной жизни ради достижения общей цели147. В целом это был известный принцип христианского мировоззрения, активно применявшийся христианско-демократическими партиями Запада после Второй мировой войны. Справедливости ради следует подчеркнуть, что и свободные профсоюзы не стремились к немедленной передаче в руки государства предприятий и отраслей промышленности. Комиссия по социализации, по их мнению, должна была лишь изучить возможность социализации и предложить её осуществление лишь там и тогда, где и когда это могло бы принести несомненную пользу экономике страны. В конечном итоге всё это завершилось тем, что идея так и осталась идеей.

 

  1. Борьба левых сил за власть советов

 

Рабочие и солдатские советы неуклонно утрачивали свои позиции  в сфере местного управления. 23 ноября Исполком, находясь под давлением  СНУ, заявил, что местные советы «должны  воздерживаться от всякого прямого  вмешательства в администрацию»148. Аресты, всякого рода конфискации продовольствия и других товаров советы должны были проводить только по согласованию с соответствующими инстанциями. Через несколько дней СНУ уведомил местные советы, что им категорически запрещено вмешиваться в область транспорта149.

Сам Исполком подрывал позиции  советов. В одном из своих решений  он указал, что интересы рабочих  на производстве должны представлять профсоюзы150. Это усиливало позиции правый профсоюзных деятелей, открыто враждебных советам, и вызвало протесты рабочих. Председатель Исполкома независимец Рихард Мюллер внёс тогда новое предложение: разделить рабочие советы на две части. Одну из них должны были составить «производственные рабочие советы», а другую – «коммунальные (местные) рабочие советы»151.

Создание производственных советов (фабзавкомов) как представительных органов рабочих и служащих отдельных предприятий имело само по себе положительное значение, поскольку оно ослабляло позиции профсоюзной бюрократии. Но в то же время искусственное разделение производственных и местных рабочих советов привело на деле к ослаблению обеих частей. Производственные советы всё больше стали ограничивать свою деятельность узкопрактическими экономическими задачами, а местные советы стали всё более обособляться от массы рабочих, превращаясь в придаток местной администрации.

К тому времени выяснилось, что главная опасность для демократических порядков исходит не от левых, а от правых радикалов. 6 декабря группа солдат и унтер-офицеров собралась у резиденции рейхсканцлера. Когда Эберт появился на балконе, фельдфебель Шпиро провозгласил его президентом республики. Эберт уклонился от прямого ответа, принимает ли он этот пост, заявив, что должен посоветоваться с другими членами правительства. В это же время другая группа солдат во главе с фельдфебелем Фишером ворвалась в помещение Исполкома берлинского совета и объявила членов Исполкома арестованными. Группа Шпиро тем временем, имея целью арестовать К. Либкнехта, захватила помещение редакции газеты «Роте Фане» и учинила там обыск. Затем сотня солдат военной комендатуры открыла огонь из винтовок и пулемётов по шествию рабочих, и 16 человек были убиты. Однако рабочие, поспешившие с фабрик и заводов в центр города, вместе с матросами освободили членов Исполкома, участники путча были рассеяны. Но все организаторы или скрылись, или были освобождены спустя несколько дней после ареста152.

Информация о работе Германская революция