История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1

1.1. Зарождение  торговли и предпринимательства  на Руси 1

1.2. Купечество  и его социально-правовой статус 4

1.3. Роль  денежного обращения в развитии  предпринимательства 7

Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9

2.1. Новые  очаги предпринимательства. Негативное  влияние на экономику Руси  ордынского ига 9

2.2. Великий  Новгород как центр ремесел  и торговли на Северо-Западе  Руси 11

2.3. Новгородские  предприниматели и их первые  объединения 13

2.4. Падение  Великого Новгорода и судьба  местного купечества 16

Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси  (XIV-XVII вв.) 18

3.1. Возрождение  торговли и ремесел на Руси  после монголо-татарского нашествия 18

3.2. Развитие  торгового предпринимательства  в эпоху Ивана Грозного 22

3.3. Создание  Московской компании и ее деятельность 25

3.4. Развитие  торговых путей в XVI-XVII вв. 27

3.5. Начало  государственного и частного  предпринимательства в производственной  сфере 29

3.6. Формирование  денежной системы 31

3.7. Иерархия  торгового сословия и торговая  политика государства в XVII веке 31

3.8. Развитие  мануфактурного производства в  XVII веке 37

Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40

4.1. Экономическая  обстановка в России в начале  XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40

4.2. Изменение  положения купечества и создание  нового предпринимательского класса 43

4.3. Петровская  политика поощрения государственного  и частного промышленного предпринимательства 44

4.4. Известные  русские предприниматели эпохи  Петра I 47

Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49

5.1. Политика  «поощрения промышленности и  торговли» при преемниках Петра  I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49

5.2. Изменение  экономического и правового статуса  купечества 52

5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство.  «Капиталистые» мужики 54

5.4. Переселенческая  политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56

Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58

6.1. Попытки  проведения либеральных реформ  и их роль в развитии предпринимательства 58

6.2. Начало  промышленного переворота и становления  капиталистического предпринимательства  в России 62

6.3. Развитие  предпринимательства в сфере  транспорта и в торговле 65

6.4. Финансовое  положение России и развитие  банковского дела 68

Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72

7.1. Реформы  1860-1870-х гг. и формирование класса  промышленной буржуазии 72

7.2. Строительство  в России железных дорог и  «железнодорожные короли» 75

7.3. Освоение  новых экономических районов  иностранными и отечественными  предпринимателями 76

7.4. Предпринимательство  в легкой промышленности, мелких  кустарных промыслах и в торговле 77

Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77

8.1. Торгово-промышленная  и финансовая политика российского  государства 77

8.2. Социально-классовое  оформление российской буржуазии 77

8.3. Банковское  и биржевое дело. Возникновение  финансового капитала и финансовой  олигархии 77

8.4. Представительные  организации и политические партии  российской буржуазии 77

Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77

9.1. Участие  церкви в предпринимательской  деятельности в домонгольский  период 77

(к оглавлению) 77

9.2. Развитие  монастырского предпринимательства  в условиях формирования централизованного  государства 77

9.3. Старообрядческое  предпринимательство 77

9.4. Еврейское  предпринимательство 77

Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77

10.1. Основные  этапы становления благотворительности  и меценатства в России 77

10.2. Религиозно-этические  и социальные мотивы благотворительности  российского купечества 77

 

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности  

 

1.1. Зарождение  торговли и предпринимательства  на Руси 

 

Древнейшим видом предпринимательской  деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В  своем изначальном состоянии  торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и  расширением товарного производства. При товарном производстве связующим  звеном между производством и  потреблением выступает рынок, а  характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Суть товарного производства заключается в том, что отдельные, экономически обособленные производители  систематизируются на изготовлении (выработке) какого-либо одного или  нескольких видов продукта, в котором  нуждаются другие люди (потребители), для чего необходима купля-продажа  этого продукта на рынке.

В Европе торговля особенно бурными темпами развивалась  в эпоху развития феодализма (XI-XV века). Решающую роль в международной торговле играли купцы крупных торговых городов. Объединяясь в торговые компании, товарищества, они не только тем самым создавали особые союзы для взаимной поддержки и защиты, но и способствовали более успешной и безопасной иностранной торговле. Важное значение имели также крестовые походы, содействовавшие обновлению экономической жизни средних веков и давшие сильный толчок торговому развитию.

Что касается восточных славян, то торгово-экономическая деятельность у них существовала еще до образования  Древнерусского государства. Уже в  VIII – начале IX вв., согласно сведениям археологов торговля становится важнейшей сферой хозяйственной деятельности восточных славян.

Первыми предпринимателями  можно считать торговцев-профессионалов. Их появлению способствовали образование  ремесленных поселений и местных  рынков, накопление у племенной знати  излишков сельскохозяйственной продукции. Однако первоначально торговля была занятием исключительно общественных верхов: князей, их дружинников и  небольшой группы состоятельных  горожан. Княжеская дружина и  городское купечество представлялись одним общественным слоем, который  носил общее название Руси и занимался  исключительно войной и торговлей. Варягов или руссов, т.е., по сути, дружинников, которые участвовали  либо в военных походах князя, либо в сборе дани, обычно называли "гостями".

По определению выдающегося  русского историка В.О. Ключев-ского, гость  – "это приезжий купец из чужой земли или ездящий с товарами по чужим землям"[1]. Если вначале слово «гость» обозначало иностранца (варяга), то со временем оно стало синонимом всех купцов-оптовиков, принимавших участие в международном товарообмене. От "гостя" происходят термины "гостьба", или торговля на вывоз, а также "погост" – место, где производился торговый обмен, т.е. "малый рынок".

Важную роль в становлении  внешней торговли в Древней Руси сыграл скандинавский, или варяжский, фактор. Варяги, точнее, скандинавы (которых  в славянской среде называли то Русью, то варягами), энергично стремились к освоению поволжских, прикаспийских  и черноморских рынков. Так, например, в заключенном в 945 г. договоре князя  Игоря с Византией среди упоминавшихся  двадцати шести купцов, или гостей, только один или два были славянами.

Не умаляя роли "варяжского фактора", В.О. Ключевский, однако, считал, что толчок развитию торговли в Древней  Руси был первоначально дан греками[2]. А это значит, что славяне были вовлечены в торговлю задолго до варягов, которые, став правящим классом в Киевском государстве в IX в., монополизировали торговый обмен. Но уже в X в., ассимилировавшись среди местного населения и приняв славянский язык, варяги стали рассматриваться как часть Руси, а само ее название было перенесено на все славянские земли, объединенные под властью Киева. Соответственно понятие "гость", вначале обозначавшее иноземца, стало синонимом всех купцов-оптовиков, ездивших торговать "на сторону".

Характер экономического быта Древней Руси всецело зависел  от условий природы и естественно-географического  положения, той территории, которую  заселили славянские племена. Поэтому, первостепенную роль в торгово-обменных контактах в этот период играли реки Днепровского бассейна, которые представляли собой естественные пути для перевозки  товаров.

Исторически в Древней  Руси сложились два основных торговых пути. Еще с VIII в. был известен водный путь, получивший название Балтийско-Волжского, который связывал славян с Волжской Булгарией и далее по Волге – с Хазарией (Хазарский каганат), Азией и Арабским халифатом. Однако к IX в. в результате возросшей активности кочевых племен он стал менее востребованным, и основным торговым путем, связывавшим Балтийское море с Черным, а скандинавские и восточно-славянские центры с Константинополем, становится "Великий путь из варяг в греки". Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Черное море и Византию. После захвата князем Олегом Киева в 882 г. именно этот путь являлся "главной географической осью государства".

Помимо "Великого водного" были и другие пути, густой сетью  покрывавшие русскую равнину  по всем направлениям и ставшие районами оживленной торговли. Кроме водных путей существовал еще трансъевропейский  сухопутный маршрут, проходивший через  Киев. Он начинался на востоке Европы в столице Волжской Булгарии городе Булгаре, затем через Киев проходил на запад – через Дрогичин на Западном Буге в Польшу или несколько  южнее – в Краков.

Практически внешняя торговля Киевской Руси являлась продолжением сбора полюдья (дани), поэтому товарами, предлагаемыми для торговли, первоначально были излишки дани. Существовало два вида дани – полюдье, когда с ноября по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям, собирая меха, мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами на лошадях привозили товары на княжеский двор. Вот эти товары и являлись важной статьей в торговых отношениях славян с другими народами.

Вместе с торговлей  развивалось и денежное обращение. Функционирование торговых путей Древней  Руси оказало большое влияние  на формирование денежного обращения  всей Северо-Восточной Европы: "восточное  серебро" играло здесь роль международной  валюты в течение всего IX и большей части X в. Однако во второй половине X в. по мере сокращения притока монет арабской чеканки и начавшейся разработки серебряных рудников в Германии восточное серебро заменяется западным, которое, так же как и в странах Балтийского региона, стало активно использоваться и на Руси.

Во внешней торговле был  заинтересован сам Великий князь. Походы киевских князей в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и другие страны Востока и Запада можно  охарактеризовать как военно-торговые экспедиции, поскольку одним из назначений этих походов была реализация излишков дани. При этом и Олег в 907 и 911 г. и  Игорь в 944 г., и Святослав в 971 г. в договорах с греческими императорами не предъявляли к Византии никаких  территориальных претензий, но регулярно  вносили положения о купечестве и его гарантиях в торговле с греками. Что касается Византии, то, заключая договоры, греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилия их мирным обменом, в них византийское правительство постоянно выговаривает для себя меры против буйства руссов, подробно и точно определяет порядок частных отношений русских в Константинополе с греками.

Заключая договоры с Византией, русские князья были обязаны заниматься устройством перевозов через  волоки и реки, выдавать купцам проездные  документы, поддерживать в надлежащем состоянии пути сообщения, обеспечивать соблюдение правильности единиц массы и длины, назначать мытников на торги и т.д. Согласно мирным договорам, заключенным Киевской Русью с Византией византийцы в свою очередь обязались в течение полугода помесячно выдавать русским купцам-гостям содержание (месячину) разными продуктами, предоставлять им право пользоваться столичными банями, снабжать на обратную дорогу якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием.

Только древние русичи пользовались привилегией беспошлинной торговли в Константинополе. Единственное ограничение, наложенное византийцами, боявшимися вооруженных "руссов", касалось безопасности столицы –  Константинополя. Императорский чиновник составлял список гостей (для выдачи содержания) и сопровождал их в  город, куда они должны были входить  только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия; "руссам" также запрещалось  зимовать в пределах Византии. Это  положение было продиктовано тем  обстоятельством, что княжеские  дружинники, лично заинтересованные в торговом обмене не брезговали и  пиратством. Как отмечал С.М. Соловьев: "Варяг являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену"[3].

Понятно, что привилегированное  положение "руссов" не могло не вызывать недовольства греков, что  выражалось в неоднократных избиениях  русских купцов. Так, в 1043 г. после  подобного их избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав  был вынужден послать в поход  на греков флотилию во главе со своим  сыном. Результатом похода явилось  восстановление торговых отношений  с Византией, которым русские  князья придавали большое значение.

Информация о работе История предпринимательства в России