Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа
Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77
Оглавление
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение
торговли и
1.2. Купечество
и его социально-правовой
1.3. Роль
денежного обращения в
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые
очаги предпринимательства.
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение
торговли и ремесел на Руси
после монголо-татарского
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание
Московской компании и ее
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало
государственного и частного
предпринимательства в
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение
положения купечества и
4.3. Петровская
политика поощрения
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика
«поощрения промышленности и
торговли» при преемниках
5.2. Изменение
экономического и правового
5.3. Купеческое,
дворянское и крестьянское
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки
проведения либеральных реформ
и их роль в развитии
6.2. Начало
промышленного переворота и
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство
в легкой промышленности, мелких
кустарных промыслах и в
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная
и финансовая политика
8.2. Социально-классовое
оформление российской
8.3. Банковское
и биржевое дело. Возникновение
финансового капитала и
8.4. Представительные
организации и политические
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие
монастырского
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные
этапы становления
10.2. Религиозно-этические
и социальные мотивы
Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности
1.1. Зарождение
торговли и
Древнейшим видом
Суть товарного производства заключается в том, что отдельные, экономически обособленные производители систематизируются на изготовлении (выработке) какого-либо одного или нескольких видов продукта, в котором нуждаются другие люди (потребители), для чего необходима купля-продажа этого продукта на рынке.
В Европе торговля особенно бурными темпами развивалась в эпоху развития феодализма (XI-XV века). Решающую роль в международной торговле играли купцы крупных торговых городов. Объединяясь в торговые компании, товарищества, они не только тем самым создавали особые союзы для взаимной поддержки и защиты, но и способствовали более успешной и безопасной иностранной торговле. Важное значение имели также крестовые походы, содействовавшие обновлению экономической жизни средних веков и давшие сильный толчок торговому развитию.
Что касается восточных славян,
то торгово-экономическая
Первыми предпринимателями
можно считать торговцев-
По определению выдающегося русского историка В.О. Ключев-ского, гость – "это приезжий купец из чужой земли или ездящий с товарами по чужим землям"[1]. Если вначале слово «гость» обозначало иностранца (варяга), то со временем оно стало синонимом всех купцов-оптовиков, принимавших участие в международном товарообмене. От "гостя" происходят термины "гостьба", или торговля на вывоз, а также "погост" – место, где производился торговый обмен, т.е. "малый рынок".
Важную роль в становлении
внешней торговли в Древней Руси
сыграл скандинавский, или варяжский,
фактор. Варяги, точнее, скандинавы (которых
в славянской среде называли то Русью,
то варягами), энергично стремились
к освоению поволжских, прикаспийских
и черноморских рынков. Так, например,
в заключенном в 945 г. договоре князя
Игоря с Византией среди
Не умаляя роли "варяжского
фактора", В.О. Ключевский, однако, считал,
что толчок развитию торговли в Древней
Руси был первоначально дан греками[
Характер экономического
быта Древней Руси всецело зависел
от условий природы и естественно-
Исторически в Древней Руси сложились два основных торговых пути. Еще с VIII в. был известен водный путь, получивший название Балтийско-Волжского, который связывал славян с Волжской Булгарией и далее по Волге – с Хазарией (Хазарский каганат), Азией и Арабским халифатом. Однако к IX в. в результате возросшей активности кочевых племен он стал менее востребованным, и основным торговым путем, связывавшим Балтийское море с Черным, а скандинавские и восточно-славянские центры с Константинополем, становится "Великий путь из варяг в греки". Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Черное море и Византию. После захвата князем Олегом Киева в 882 г. именно этот путь являлся "главной географической осью государства".
Помимо "Великого водного"
были и другие пути, густой сетью
покрывавшие русскую равнину
по всем направлениям и ставшие районами
оживленной торговли. Кроме водных
путей существовал еще
Практически внешняя торговля Киевской Руси являлась продолжением сбора полюдья (дани), поэтому товарами, предлагаемыми для торговли, первоначально были излишки дани. Существовало два вида дани – полюдье, когда с ноября по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям, собирая меха, мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами на лошадях привозили товары на княжеский двор. Вот эти товары и являлись важной статьей в торговых отношениях славян с другими народами.
Вместе с торговлей развивалось и денежное обращение. Функционирование торговых путей Древней Руси оказало большое влияние на формирование денежного обращения всей Северо-Восточной Европы: "восточное серебро" играло здесь роль международной валюты в течение всего IX и большей части X в. Однако во второй половине X в. по мере сокращения притока монет арабской чеканки и начавшейся разработки серебряных рудников в Германии восточное серебро заменяется западным, которое, так же как и в странах Балтийского региона, стало активно использоваться и на Руси.
Во внешней торговле был
заинтересован сам Великий
Заключая договоры с Византией, русские князья были обязаны заниматься устройством перевозов через волоки и реки, выдавать купцам проездные документы, поддерживать в надлежащем состоянии пути сообщения, обеспечивать соблюдение правильности единиц массы и длины, назначать мытников на торги и т.д. Согласно мирным договорам, заключенным Киевской Русью с Византией византийцы в свою очередь обязались в течение полугода помесячно выдавать русским купцам-гостям содержание (месячину) разными продуктами, предоставлять им право пользоваться столичными банями, снабжать на обратную дорогу якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием.
Только древние русичи пользовались привилегией беспошлинной торговли в Константинополе. Единственное ограничение, наложенное византийцами, боявшимися вооруженных "руссов", касалось безопасности столицы – Константинополя. Императорский чиновник составлял список гостей (для выдачи содержания) и сопровождал их в город, куда они должны были входить только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия; "руссам" также запрещалось зимовать в пределах Византии. Это положение было продиктовано тем обстоятельством, что княжеские дружинники, лично заинтересованные в торговом обмене не брезговали и пиратством. Как отмечал С.М. Соловьев: "Варяг являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену"[3].
Понятно, что привилегированное положение "руссов" не могло не вызывать недовольства греков, что выражалось в неоднократных избиениях русских купцов. Так, в 1043 г. после подобного их избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав был вынужден послать в поход на греков флотилию во главе со своим сыном. Результатом похода явилось восстановление торговых отношений с Византией, которым русские князья придавали большое значение.