История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, Россия продолжала оставаться страной с низкой плотностью населения. К 1550 г. она насчитывала  чуть более шести миллионов человек, большинство из которых проживало  в Москве и центре страны. Самыми редконаселенными были северные области  страны, где проживало, в среднем, не более двух человек на квадратный километр. В подавляющем большинстве  население страны было крестьянским, а крестьянское хозяйство – натуральным. Важнейшими исключениями были соль и  металлические изделия. Это свидетельствовало  о том, что экономических условий  для централизации государства  еще не существовало.

Централизация России происходила  в основном с использованием политических средств, а часто и с применением  насилия. Реформы середины XVI в., направленные на укрепление власти царя, одновременно вели к закреплению крестьян, уничтожению среднего, наиболее способного к предпринимательству, слоя населения. Были ликвидированы свободные слободы – их приписали к посадскому населению. Произошло слияние купечества с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства главные повинности – отбывать казенную службу и платить подати. Все это не могло не сказываться на предпринимательской деятельности наиболее активных слоев населения.

Служилым людям (избранной  сотне) были розданы поместья, многие из которых как "излишки" были отобраны у богатых вотчинников  и даже монастырей. Вотчины окончательно уровнялись с поместьями. Еще до опричнины наблюдалась тенденция  к тому, что царь подвергал опале богатых людей: забирал у них имения, а их самих высылал. Политика опричнины уничтожила остатки удельной системы, а с ней и частное землевладение. Одновременно царь жаловал и награждал бедных людей, поэтому было выгодно казаться бедным и убогим – это вызывало сочувствие.

Несмотря на умаление значения Новгорода и Пскова как торговых центров на Руси и закрытия после  Ливонской войны (1558-1583 гг.) Балтийского  пути масштабы торгового обмена в  XVI в. значительно расширились. Этому способствовали и рост городов, и завершение объединения русских земель вокруг Москвы, и развитие мелкого товарного производства. Москва становится одним из крупнейших торгово-экономических центров, обслуживающих потребности не только местного населения, но и всего государства.

Новым явлением в организации  торговли в XVI в. явилось появление в городах гостиных дворов, в которых торговали в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем более интенсивного, чем прежде, развития хозяйственных связей между различными регионами Русского государства.

Гостиные дворы в рассматриваемый  период можно было обнаружить практически  в каждом русском городе. Они принадлежали казне и представляли собой комплексы  построек, где купцы из других русских  городов, а также иностранцы могли  за определенную плату становиться  на ночлег, обязаны были складировать свой товар и совершать сделки. Гостиные дворы, как правило, состояли из деревянной или каменной станы  вокруг обширного внутреннего двора, где располагались различные  амбары и склады, которые прилегали  к внутренним сторонам стены. Так, например, на территории Архангельского гостиного  двора располагалось от 80 до 100 построек, в которых купцы хранили свой товар. На гостином дворе располагалась  также таможенная изба, где торговцы уплачивали пошлину. Здесь же за определенную плату можно было получить ночлег и питание в специально отведенных для этого избах. 

 

Это интересно: гостиные дворы создавались отдельно для русских и иностранных купцов. Так, Архангельский русский гостиный двор в начале XVII в. насчитывал 84 «государевых» амбара с двумя этажами каждый; 32 лавки, 15 амбаров гостей и других торговых людей из Москвы и иных российских городов.

На гостином дворе  иностранцев располагалось 86 «государевых»  амбаров, также в 2 этажа каждый, и  еще 31 амбар принадлежал иностранным  купцам, в основном англичанам и  голландцам.


 

 

В 1535 г. центром московской торговли стал Китай-город. Вдоль Красной  площади перед Кремлем протянулись  ряды, в каждом из которых торговали  каким-нибудь одним товаром. Оптовая  торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. К этому времени в Москве существовали уже Устюжский, Английский, Армянский  и Литовский гостиные дворы. Посещавшие Москву иностранные путешественники отмечали значительные масштабы торговли в Москве, не уступавшей ведущим торговым центрам Европы.

Постоянный торг (или ярмарка) был в Белоозере – перевалочном торговом пункте между Новгородом и  Северо-Востоком России. Сюда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных  монастырей, имевших в то время  значительные обороты.

В первой половине XVI в. продолжал удерживать свои позиции г. Дмитров. Находившийся к северо-востоку от Москвы, этот город открывал важный путь к Волге и являлся средоточием соляной, рыбной и хлебной торговли. Здесь проживало много богатых купцов, привозивших Каспийским морем и Волгой восточные товары.

Из городов Волжского  бассейна крупнейшими торговыми  центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами. Позиции Нижнего Новгорода в регионе резко усилились после того, как Василий III, стремясь подорвать торговое значение Казани, велел организовать ярмарку в Нижнем и под страхом тяжелого наказания запретил московским купцам ездить на казанскую ярмарку, которая ежегодно привлекала купцов из России, Средней Азии, Ирана и Закавказья.

В Россию везли золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные  изделия, жемчуг, разное сукно, сахар, муку, лекарственные препараты, пряности и т.д., а вывозились пенька, канаты, смола, деготь, воск, пушнина, кожа, лен, мед и т.п. Огромным спросом пользовались также треска, семга, сало и кожа морских животных. Одной из центральных  ярмарок была Архангельская.

Все больший интерес и  значение для Русского государства  и его купечества приобретало  западноевропейское направление торговли. До середины XVI в. контакты с западными торговыми центрами осуществлялись русскими купцами через балтийские порты не принадлежавшие Москве, что не способствовало активному деловому партнерству, а после поражения России в Ливонской войне (1558-1583 гг.) и ослабления значения Новгорода, это направление торговли фактически стало недоступным.

В XVI в. в составе купечества и характере его торговой деятельности происходят существенные качественные сдвиги.

Во-первых, в Москве складывается относительно мощный (сравнительно с  другими городами) слой торговых людей, располагающих значительными капиталами, что явилось результатом принудительного  переселения (свода) в Москву состоятельных  новгородских, псковских, смоленских, вятских купцов. Этот процесс продолжается до конца XVI в. Так, в 1569 г. в столицу были переведены 145 семей из Великого Новгорода. В том же году в Москву было взято 500 человек из Пскова и 470 из Переяславля Залесского. Имели место переводы и из Великого Устюга, Вязьмы, Твери, Старицы, Ржева. Переселенцы создавали в Москве целые слободы, такие как Новгородская сотня, или кварталы псковичей в районе Сретенки и в Замоскворечье. Осевшие в столице «сведенцы» в правовом положении от коренных москвичей ничем не отличались[2].

Во-вторых, идет встречный  процесс, вызванный политическими  соображениями центральной власти, – перевод московских торговых людей  на жительство в центры бывших самостоятельных  княжеств, прежде всего, в Новгород и Псков.

В-третьих, ряды русского купечества начинают пополняться новым элементом  – торговыми крестьянами (преимущественно  в северных районах страны), которые  постепенно выделяются из состава сельского  населения.

В-четвертых, из среды городских  и сельских торговых людей выделяется и становится заметной новая фигура скупщика, первоначально сельскохозяйственных товаров, для их последующей перепродажи. Это, прежде всего "прасолы" – оптовые скупщики рыбы, мяса, живого скота.

В-пятых, возникают новые  более сложные формы торгового  предпринимательства, в частности  более развитая форма "складничества". Формируется новый тип купца, возглавляющего обширное торговое предприятие и ведущего торговлю через многочисленных агентов-приказчиков (примером может служить деятельность торгового дома Строгановых, которые торговали солью и железом по всей стране и за рубежом). Можно говорить, что именно в эту историческую эпоху начинают зарождаться династии.

В-шестых, к XVI в. относится появление элементов реальной конкуренции русских торговых людей на рынках, что вытекает из факта появления на рынках групп однородных товаров, произведенных в различных регионах страны (например, изделия из железа производились не только в Туле, но и в Устюжне Железнопольской, Твери и Серпухове), что неизбежно вело к столкновению интересов между продавцами.

Во второй половине XVI в. купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети XVI в. эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации – гостей, торговых людей гостиной (в конце XVI в. по сведениям В.О. Ключевского – 350 человек) и суконной сотен (250 человек). С конца XVI в. чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом. 

 

3.3. Создание Московской  компании и ее деятельность 

 

Новые перспективы для  западноевропейской торговли Русского государства создавались в связи  с открытием Беломорского пути, который  еще упоминается как Северный морской путь. В 1553 г. стартовала английская торговая экспедиция, имевшая целью поиск нового торгового северо-восточного пути в Китай и Индию. Основная часть этой экспедиции погибла во льдах у норвежских берегов. Однако один корабль – "Эдуард Благое Предприятие", которым командовал Ричард Ченслер, был занесен в Белое море и 15 мая 1553 г. причалил в устье Северной Двины. Так состоялось "открытие" англичанами на северо-восточном краю Европы страны Московии. Капитан Ченслер был удостоен аудиенции у Ивана IV, который пожелал установить прямые отношения с Англией. 

 

По возвращении в Лондон Ченслер содействовал созданию общества для торговли с Россией. Так возникла Русская или Московская компания английских купцов. В феврале 1555 г. кроль Филипп и королева Мария утвердили устав нового общества. Его членам были предоставлены исключительные права торговли с Московским государством. Компания имела своих агентов в Москве, Вологде и Ярославле, которые изучали российский рынок и определяли перечень товаров, спрос на которые в самой Англии был велик. К таким товарам принадлежали воск, сало, ворвань, лен, обработанная пенька (канаты) и дешевые меха (беличьи, лисьи, куньи).

В 1555 г. Ченслер вновь отправился в Москву. На этот раз он прибыл в  роли посла с официальным поручением от английского правительства завести  торговлю с Московским государством. В декабре 1555 г. Иван IV даровал Московской компании первые привилегии. С этого времени ее представители могли свободно приезжать и выезжать из России. Разрешалась беспошлинная торговля, хотя и с условием, чтобы привозные товары сначала предъявлялись для выбора и закупки в царскую казну. В 1556 г. англичане получили в подарок дом в Москве на Варварке у церкви св. Максима, в котором разрешалось держать меры и весы с царским клеймом, а в 1564 г. – право покупки двора в Вологде или в Холмогорах и возведения товарных складов, где найдут удобную пристань. В 1557 г. в Лондон было отправлено первое русское посольство. Все эти меры положили начало регулярной торговле с Англией.

В сентябре 1567 г. царь пожаловал  компании новую грамоту, значительно  расширившую ее прежние права  и привилегии. За ней закреплялись дома, приобретенные к тому времени  в Москве и других городах. В этих местах допускалась розничная торговля. Также разрешалось учреждение складов  в Холмогорах, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Великом  Новгороде, Пскове, Нарве и Юрьеве-Ливонском (Дерпте). Англичане получили право  транзитной торговли с Шемахой, Бухарой, Самаркандом и другими землями  Востока (главным образом с Персией). Таможенникам запрещалось вскрывать  английские тюки. Наконец, только английским судам, принадлежавшим Московской компании, предоставлялось право приставать на всем северном побережье (всем чужеземцам, включая англичан, если они не являлись сотрудниками компании, запрещалось причаливать в устьях Северной Двины, Мезени, Колы, Печоры и других привлекательных для торговли местах).

1569 год явился "кульминационным  пунктом" в истории успехов  достигнутых Московской компанией  у верховной русской власти. Англичанам  удалось добиться новых привилегий: заказывать денежным дворам в  Москве, Новгороде и Пскове переделку  собственного серебра в русскую  монету; завести канатную мануфактуру  в Вологде; вести разведку рудных  запасов на Вычегде и основать  металлургическое производство. Им  было разрешено захватывать иностранные  корабли, которые попытались бы  участвовать в беломорской торговле, с тем, однако, условием, чтобы  половину добычи отдавать в  царскую казну. Компанейским англичанам  разрешалось заводить конторы  и подворья в городах, держать  русских работников, "жить везде  по своему закону" – право  суда и наказания английских  подданных переходило к главному  агенту компании, русские власти  были обязаны оказывать ему  содействие в высылке из страны  англичан, не принадлежавших к  компании.

Информация о работе История предпринимательства в России