История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

К примеру, в Тульской оружейной  слободе, учрежденной царской грамотой от 1595 г., казенные мастера-оружейники жили в окруженной крепостной стеной части города, освобождались от податей  и повинностей, за что должны были выполнять государственные заказы по изготовлению стрелкового оружия. Подобным образом было организовано и полотняное дело. Полотно для  царского двора изготовлялось жителями дворцовых слобод и сел – Кадашовской  слободы под Москвой, тверской Хамовной слободы, двух сел Ярославского уезда. Каждая слобода (или село) должна была поставлять для нужд двора "оброк" – определенное количество ткани  установленного ассортимента, – который  в действительности таковым не являлся, так как за него выдавалась определенная плата. Каждый хозяин выполнял часть  общей работы – "дело". Помимо освобождения от государственных повинностей  за каждое "дело" он получал "хлебное  жалованье" (т.е. бесплатное продовольствие) и определенную денежную сумму.

Частное же промышленное предпринимательство, по существу, не развивалось вследствие монополизации государством этого  вида деятельности, а также ввиду  отсутствия как реального потребительского рынка, так и собственных разрабатываемых  месторождений цветных и благородных  металлов. Одним из немногих исключений была монополия частного предпринимательства  на добычу и сбыт соли. Из-за постоянного  и высокого спроса наряду с интенсивной  разработкой старых месторождений  соли на протяжении XVI в. заметно увеличивалось число ее вновь открытых месторождений. В Восточном Поморье крупнейшим центром ее добычи стал Сольвычегодск. Именно там, в XVI в. развернулась предпринимательская деятельность Строгановых, которые олицетворяли собой образ типичного промышленника-купца эпохи Ивана Грозного. Только в Сольвычегодске они вываривали до 400 тыс. пудов соли в год.

Строгановы –  выходцы из поморских крестьян –  поселились в Вычегодском крае еще  в 70-е гг. XV в. Основателем династии стал Аникий Строганов, который, согласно записи устюжского летописца, в 1515 г. завел в Сольвычегодске солеваренный промысел. Наиболее же известным представителем этой династии стал Григорий Строганов, который в 1558 и 1564 гг. получил от царя жалованные грамоты на освоение земель на реках Кама и Чусовая, а в 1572 г. – привилегию добывать не только железную руду, но и цветные металлы (медь, олово, свинец). В 1581 г. Строгановы снарядили на освоение Сибири отряд казаков под командованием атамана Ермака, который разбил хана Кучума и занял столицу Сибирского ханства Искер.

Обширной была и география торговых операций Строгановых. Их приказчики везли пушнину в  Архангельск, обменивая ее на европейские  товары, совершали торговые поездки  в Стокгольм и другие города Европы. На строгановских верфях около Архангельска строились морские суда по западному  образцу. Строгановы выполняли поручения  царя Ивана IV по закупке и доставке продовольствия и пушнины. К ним же царь обращался и за деньгами – Строгановы были его "банкирами". Ими ежегодно уплачивались налоги на фантастические по тем временам суммы – до 23 тыс. руб.

Династия Строгановых  внесла весомый вклад в развитие русской культуры. В их иконописных  мастерских зародилась знаменитая Строгановская  школа иконописи. В начале XII в. их личная библиотека насчитывала около двух тысяч книг, а на книжном рынке появились каллиграфически оформленные, писанные в их мастерских книги[5].

Таким образом, применительно  к XVI в. можно говорить лишь о первых шагах в развитии отечественного промышленного предпринимательства. И здесь инициатива принадлежала казне, располагавшей необходимыми финансовыми средствами для учреждения мануфактур. Что касается частного предпринимательства, то оно зарождается в основном в добывающих отраслях и под контролем государства.  

 

3.6. Формирование  денежной системы 

 

На торгово-предпринимательской  деятельности (особенно в первой четверти XVI в.) отрицательно сказывались отсутствие единой монетной системы, а также единой системы налогообложения и таможенных пошлин (до середины XVI в.). Однако после проведения в 1535-1538 гг. (во время правления Елены Глинской) денежной реформы на денежных дворах в Москве, Новгороде и Пскове стали чеканить одинаковые по весовым нормам и внешнему виду серебряные монеты: "новгородки" (копейки) весом 0,68 г, "московки" (деньги) – 0,34 г и "полушки" – весом 0,17 г. Таким образом, из гривны серебра стали чеканить 300 копеек с изображением Георгия Победоносца с копьем. Введение единых стандартов веса и оформления монеты позволило быстро вытеснить из обращения старые деньги, среди которых было немало неполновесных и фальшивых монет, и обеспечить более благоприятные условия для совершения торговых операций.

Европейские талеры – ефимки, известные в России с середины XVI в., – за редким исключением во внутреннем денежном обращении участия не принимали. Вместе с привозным серебром в слитках они служили лишь сырьем для чеканки русской "ходячей монеты". При этом любой русский или иноземный собственник серебра имел право обмена (продажи) его на копейки, деньги и полушки. Русские купцы также могли привозить серебро на денежные дворы для передела в русскую монету.

Торговля серебром была предметом  особого внимания русского правительства, которое было постоянно озабочено  привлечением в страну благородных  металлов и стремилось не допустить  их вывоза за рубеж. К концу XVI в. были выработаны система закупочных цен на талеры, порядок приемки их на денежных дворах и нормы выхода готовой продукции (копеек) из иностранного сырья.

Русское правительство ежегодно устанавливало обменный курс талера на копейки. Эта "указная" цена талера и становилась "предельной рыночной ценой для русских покупателей", и возможное отступление от нее  могло быть только в сторону уменьшения. Монетный двор в Москве оставался  совершенно недоступным для иностранцев.

В результате проведенной  денежной реформы на период до Петра  I основной русской монетой стала копейка (серебряная монета с изображением всадника с копьем), которая составляла одну сотую часть рубля. Создание копейки-новгородки окончательно определило десятичный строй московской счетно-денежной системы. Рубль как денежная единица реально не существовал, был лишь счетным понятием (точно также как полтина, гривна, алтын), которое выражалось определенным количеством мелких серебряных монет – копеек (100), денег (200), полушек (400). Копье, пересекавшее весь диаметр монеты, было своеобразной степенью защиты от подделки и порчи монеты путем обрезания краев.

Таким образом, можно считать, что копейка – это первая государственная  русская монета.  

 

3.7. Иерархия торгового  сословия и торговая политика  государства в XVII веке 

 

Последним веком  Московского царства стал XVII в. Его начало оказалось весьма неблагоприятным для российского предпринимательства. Ужесточение в течение последнего десятилетия предшествующего века крепостного права (бессрочное запрещение крестьянского «выхода» от помещика и введение «урочных лет») создавало в масштабе страны ситуацию, объективно осложнявшую торгово-промышленное развитие и придававшую ему специфические особенности. Далее, острейший политический кризис, известный как смутное время, появление царей-самозванцев, иностранная интервенция и т.д., разрушили прежний уклад жизни, поставили вопрос о существовании государственности на Руси. После изгнания интервентов на Земском соборе в 1613 г. был решен вопрос о новой царской династии.

Однако на восстановление хозяйственной жизни потребовались  многие годы. В начале правления  Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) проводился сбор чрезвычайных налогов с торгово-промышленного  населения государства. Эта мера позволила частично пополнить опустевшую казну. Лишь к середине XVII в. экономика страны была не только восстановлена, но и стала энергично развиваться. Росла территория российского государства (в среднем с середины XVI и до конца XVII в. его площадь ежегодно увеличивалась на 35 тыс. кв. км). Уже к середине XVII в. Россия стала крупнейшим государством в мире, хотя по численности населения еще существенно отставала от ведущих европейских стран. Основу экономики страны составляло сельское хозяйство. Излишки его продукции, появившиеся в результате повышения его общей продуктивности, шли на продажу. Хлеб стал одним из важнейших товаров на внутреннем и внешнем рынках. Развитию торговли способствовали также повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство, развитие мануфактурного производства и т.п.

Можно указать на ряд факторов, которые способствовали развитию торгового  и промышленного предпринимательства  в XVII в.

Во-первых, произошедшая в  результате преодоления кризиса  Смутного времени стабилизация положения  в государстве, воцарение и укрепление новой династии, что позволило  обеспечить политические условия для  налаживания хозяйственной жизни, развития предпринимательской деятельности.

Во-вторых, благодаря политике властей, хотя и довольно непоследовательной, постепенно складывались правовые предпосылки  предпринимательской деятельности.

В-третьих, активное проникновение  после Строгановской экспедиции русских торговых людей в Сибирь, способствовало резкому росту богатств купеческой верхушки, что стимулировало  освоение новых территорий.

В-четвертых, открытие и освоение в последние десятилетия XVI в. Архангельского порта, налаживание торговых контактов с Англией, Голландией и другими западными странами в целом благоприятствовали развитию отечественного предпринимательства.

В рассматриваемый период происходит усиление экономических, производственных и коммерческих отношений между  различными регионами русского государства. Развивается процесс специализации  отдельных областных рынков: хлебного – Вологда, Вятка, Устюг Великий, Воронеж, Елец, Белгород, Нижний Новгород; соляного – Вологда, Соль Камская; пушного  – Сольвычегодск, Ирбит; текстильного (лен, пенька, холст) – Новгород, Псков, Смоленск; железных изделий – Тула, Устюжна Железнопольская и т.д.

Общерусским центром предпринимательства  в XVII в. по-прежнему оставалась Москва, численность населения которой приблизилась к 200 тыс. человек. По несколько тысяч жителей имели Вологда, Великий Устюг, Кострома, Новгород, Ярославль. Всего к концу столетия в России насчитывалось более 300 городов.

В последние десятилетия  XVI в. Русское правительство выделило из состава посадских людей немногочисленные группы наиболее состоятельных, процветающих купцов, объединив их в три привилегированные корпорации.

Высшую корпорацию составили "государевы гости", которые получали от царя жалованную грамоту. Их основными привилегиями были: освобождение от государственных повинностей (тягла); подсудность непосредственно царю; право приобретать вотчины; свободный проезд за границу для торговых целей. Обязанностью являлось выполнение, как правило, с периодичностью в 5 лет разного рода казенных поручений, связанных как с дипломатическими, так и административными функциями. Кроме того, они использовались и в качестве консультантов по разным вопросам экономической политики России. Это, по мнению Н.Б. Голиковой, вынудило власти разработать особую систему комплектования кадров, которая предусматривала два основных руководящих принципа. Первый состоял в том, чтобы при отборе кандидатов для пополнения числа гостей учитывалась не только их высокая имущественная обеспеченность, но и их опытность, наличие организаторских навыков и других индивидуальных свойств, включавшихся в представление о высоком уровне служебной годности. Состав гостей подбирался поэтому в сугубо персональном порядке, путем тщательного отбора. Скрупулезности отбора отвечал и второй принцип назначения в гости, лишавший их права передачи чина по наследству. Благодаря такой системе состав корпорации носил сравнительно однородный характер и никаких внутренних подразделений в ней не существовало, хотя в нее входили весьма разные по своим качествам, талантам и другим индивидуальным особенностям люди[6].

Следующую корпорацию образовали торговые люди "Гостиной сотни". Они также получали от царя жалованные грамоты, пользуясь теми же привилегиями, что и гости, за исключением свободного выезда за границу и также выполняли казенные поручения, но менее ответственные по характеру. Гостиная сотня, во всяком случае, на первом этапе ее существования, рассматривалась как своеобразный отряд вспомогательного назначения. Диапазон использования членов гостиной сотни был поэтому гораздо шире, так как охватывал не только должности прямых помощников гостей в крупных городах, но и штат таможен, кружечных дворов и других учреждений в менее значимых торговых центрах[7].

Третья корпорация привилегированного купечества – это торговые люди "суконной сотни", удостаивавшиеся жалованных грамот, но не пользовавшиеся двумя существенными привилегиями гостей: правом покупки вотчин и свободного выезда за границу.

Торговое население увеличивалось  в основном за счет посадских людей  и крестьян. Численность же привилегированных  купцов, составлявших Гостиную и Суконную сотни, наоборот, уменьшалась: в Гостиной сотне к концу XVI в. состояли 358 человек, в Суконной – 250, в 1649 г. – соответственно лишь 171 и 116 человек. Численность самого привилегированного купечества – гостей, также снижалась. Если в конце XVI в. их насчитывалось 70 человек, то в середине XVII в. – уже не более 30. Объем торгов определялся для гостей в 20-50 тыс. руб., иногда до 100 тыс. Сокращение численности привилегированных торговых сословий было вызвано наличием широкого круга довольно обременительных обязанностей, выполняемых в пользу государства находившимся на "государевой службе" купечеством. Они охватывали выполнение различных финансовых поручений, контролирование деятельности казенной промышленности и торговли и т.д. Кроме того, торговых людей привлекали к выполнению некоторых разовых поручений, например, к оценке имущества при обыске. Так при обыске в доме боярина Голицына, возглавлявшего правительство в период регентства царевны Софьи, «сундуки ценили серебряного ряда торговые люди, книги ценили книжного ряду торговые люди».

Купцы, выезжающие за границу  обязаны были выполнять также  некоторые дипломатические поручения. В основном они должны были решать проблемы связанные с правильностью  написания царского титула, чему в XVII веке придавалось особое значение.

Выполнение государственных  поручений приводило к тому, что  некоторые купцы, входящие в высшую категорию не избежали разорения. В то же время состав высшей категории купечества – "гостей" регулярно пополнялся за счет представителей Гостиной и Суконной сотен, а также посадских людей, разбогатевших на торговле и промыслах. Повышение социального статуса торгового человека, его перевод в высшие разряды купеческого сословия зависели от размеров находящихся в обороте капиталов, значения занимаемой должности и результатов служебной деятельности. Пожалованные в звание "гостя" обязаны были переехать в Москву. Это касалось также выходцев из "черных" сотен и посадских людей, пожалованных в Гостиную и Суконную сотни.

Информация о работе История предпринимательства в России