История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Содержание работы

Глава I. Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности 1
1.1. Зарождение торговли и предпринимательства на Руси 1
1.2. Купечество и его социально-правовой статус 4
1.3. Роль денежного обращения в развитии предпринимательства 7
Глава II. Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности 9
2.1. Новые очаги предпринимательства. Негативное влияние на экономику Руси ордынского ига 9
2.2. Великий Новгород как центр ремесел и торговли на Северо-Западе Руси 11
2.3. Новгородские предприниматели и их первые объединения 13
2.4. Падение Великого Новгорода и судьба местного купечества 16
Глава III. Развитие предпринимательства в Московской Руси (XIV-XVII вв.) 18
3.1. Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия 18
3.2. Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного 22
3.3. Создание Московской компании и ее деятельность 25
3.4. Развитие торговых путей в XVI-XVII вв. 27
3.5. Начало государственного и частного предпринимательства в производственной сфере 29
3.6. Формирование денежной системы 31
3.7. Иерархия торгового сословия и торговая политика государства в XVII веке 31
3.8. Развитие мануфактурного производства в XVII веке 37
Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства 40
4.1. Экономическая обстановка в России в начале XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли 40
4.2. Изменение положения купечества и создание нового предпринимательского класса 43
4.3. Петровская политика поощрения государственного и частного промышленного предпринимательства 44
4.4. Известные русские предприниматели эпохи Петра I 47
Глава V. Предпринимательство в России в период правления Екатерины II 49
5.1. Политика «поощрения промышленности и торговли» при преемниках Петра I. «Экономический либерализм» Екатерины II 49
5.2. Изменение экономического и правового статуса купечества 52
5.3. Купеческое, дворянское и крестьянское предпринимательство. «Капиталистые» мужики 54
5.4. Переселенческая политика Екатерины II и ее влияние на развитие предпринимательства 56
Глава VI. Предпринимательство в первой половине XIX века – в эпоху зарождения капитализма в России 58
6.1. Попытки проведения либеральных реформ и их роль в развитии предпринимательства 58
6.2. Начало промышленного переворота и становления капиталистического предпринимательства в России 62
6.3. Развитие предпринимательства в сфере транспорта и в торговле 65
6.4. Финансовое положение России и развитие банковского дела 68
Глава VII. Реформы Александра II и развитие предпринимательства в пореформенный период 72
7.1. Реформы 1860-1870-х гг. и формирование класса промышленной буржуазии 72
7.2. Строительство в России железных дорог и «железнодорожные короли» 75
7.3. Освоение новых экономических районов иностранными и отечественными предпринимателями 76
7.4. Предпринимательство в легкой промышленности, мелких кустарных промыслах и в торговле 77
Глава VIII. Деловой мир России конца XIX – начала XX вв. Представительные организации российской буржуазии 77
8.1. Торгово-промышленная и финансовая политика российского государства 77
8.2. Социально-классовое оформление российской буржуазии 77
8.3. Банковское и биржевое дело. Возникновение финансового капитала и финансовой олигархии 77
8.4. Представительные организации и политические партии российской буржуазии 77
Глава IX. Конфессиональное предпринимательство в России 77
9.1. Участие церкви в предпринимательской деятельности в домонгольский период 77
(к оглавлению) 77
9.2. Развитие монастырского предпринимательства в условиях формирования централизованного государства 77
9.3. Старообрядческое предпринимательство 77
9.4. Еврейское предпринимательство 77
Глава X. Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей 77
10.1. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 77
10.2. Религиозно-этические и социальные мотивы благотворительности российского купечества 77

Файлы: 1 файл

735482_5298A_istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать файл)

Однако полнокровная торгово-ремесленная  жизнь продолжалась в ведущих  центрах северо-западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских  погромов. А уже со второй половины XIII в. стала постепенно возрождаться городская экономика и в наиболее пострадавших областях, особенно на северо-востоке, куда устремились переселенцы (в том числе торговцы и ремесленники) из южных районов. В XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.

Центром объединения русских  земель стала Москва. Ее возвышение началось с XIV в. – времени правления Ивана Калиты и, несмотря на сложность и длительность этого процесса, к середине XV в., по выражению В.О. Ключевского, "в северной Руси привыкли смотреть на Московского князя, как на образцового хозяина, а на Московское княжество – как на самый благоустроенный удел".[1]

После получения московским князем ярлыка на Великое княжение и права собирать дань в пользу Орды у него стало выгодным служить. Следствием этого стал приток людских  ресурсов, объективно стимулировавший  в XIV-XV вв. бурный социально-экономический рост Московского княжества. Уже в XV в. его территория составляла 430 тыс. кв. км., к 30-м гг. XVI в. она выросла более чем в шесть раз, и объединяемая им Русь стала одним из крупнейших европейских государств, а в XVII в. Русское государство по территории становится крупнейшим в мире.

Что касается предпринимательства, то оно также развивается в  целом устойчиво, хотя в рамках рассматриваемого периода достаточно четко вырисовываются три относительно самостоятельных  периода в его развитии.

Первый условный период развития предпринимательства в Московском княжестве охватывает XIV-XV вв. Это время постепенного и достаточно последовательного, несмотря на наличие междоусобных конфликтов и опустошительных набегов внешних врагов, возвышения Москвы, что благотворно сказывалось и на положении купечества.

Основными хозяйственными единицами  в это время являлись крупные  и мелкие княжеские хозяйства, а  также хозяйства удельных феодалов и вотчинников. Все они были однотипными, носили замкнутый, по сути, натуральный  характер, все произведенные в  них продукты в основном шли на прокорм княжеского двора. Основным земельным собственником был  князь. И если первый самостоятельный  московский князь Иван Калита имел в собственном владении 40 сел, то у Василия II Темного их было уже 125.

Наряду с возрождением ремесел после 1240 г. шло быстрое  восстановление нарушенных торговых связей русских земель. Этому способствовала, в частности, и заинтересованность в этом правителей Золотой Орды, получавших значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин. Наряду с Новгородом Великим, Псковом  и Смоленском оживленными центрами внутренней и внешней торговли в  XIV-XV вв. стали Москва, Нижний Новгород, Тверь. Вокруг них и других крупных городов формировались областные рынки, налаживались межобластные связи. Больше всего сохранилось свидетельств о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой.

Наиболее массовой фигурой  в предпринимательстве оставался  крестьянин, который вывозил на рынок  продукты, чтобы заплатить налог. Местную торговлю вели главным образом  мелкие торговцы, покупавшие и продававшие  небольшие партии товаров. Понятно, что такая торговля не могла обеспечить накопление в руках купечества сколько-нибудь значительных капиталов.

В условиях, когда основной хозяйственной единицей оставался  Княжеский двор и он же выступал в качестве основного потребителя  товаров, накопление купеческих капиталов было связано с развитием внешней торговли, тем более, что Москва была расположена на перекрестке важнейших торговых как водных, так и сухопутных путей.

Основными во внешней торговле были южное (донское) направление и  проходивший через Новгород торговый путь в Западную Европу. Попытки  развернуть внешнеторговые операции Московской Руси с Персией и Индией особого  успеха не имели, а такой важный торговый центр, как столица Золотой Орды – Сарай-Берке, расположенный в  низовьях р. Ахтуба, в конце XV в. был разгромлен войсками Тамерлана и после уже не смог восстановиться. Благодаря внешней торговле оживилось и денежное обращение. Во второй половине – конце XIV в. ряд княжеств (Московское, Суздальско-Нижегородское, Рязанское, Тверское) начали чеканку собственной мелкой серебряной монеты – "деньги". При московском князе Василии II Темном (1425-1460 гг.) был создан большой, хорошо организованный монетный двор, были ограничены типы выпускаемой монеты, введена в обращение стандартная монета, а с 1534 г. основной счетной единицей денежной системы всей России сделался московский рубль.

Что касается возрождения  предпринимательства, то в известной  степени оно было связано с  ремеслом и сельским хозяйством. Уже  упоминавшиеся углубление специализации  и упрощение технологий ремесленного производства способствовали удешевлению  изделий массового спроса, предназначенных  для сбыта на рынке, и были немаловажными  в связи с низким платежеспособным спросом населения. В городах  ремесленники занимались изготовлением  изделий в основном на заказ и  редко выносили их на рынок. В условиях сохранения ордынского ига и нестабильности жизни выручку, полученную от продажи  изделий, в оборот не пускали, а прятали  в "кубышки" – специально изготовленные  сосуды сферической формы, что, естественно, не способствовало расширению производства. Поскольку основными заказчиками  были государство в лице князя  и церковь, наибольшее развитие получили такие отрасли ремесленного производства, как изготовление оружия, монет, колоколов  и различной церковной утвари.

Наибольший простор для  развития предпринимательства по-прежнему предоставляла торговля. Самым значительным был всплеск предпринимательской  активности в относительно наиболее выгодной и сравнительно независимой  внешней торговле. Здесь же концентрировались  и наиболее крупные капиталы. Высшую группу купечества составляли "гости нарочитые" (назначенные), которые еще именовались "купцами великими". Среди них с середины XIV в. выделялась особо привилегированная корпорация "гостей-сурожан", которые пользовались привилегиями и по общественному положению приближались к боярству. Не последнюю роль в их возвышении сыграло выполнение ими торговых поручений московских великих князей и родовитых бояр, заинтересованных в сбыте своих товаров в обмен на дорогие заморские.

Шелк, красители, ковры, пряности и прочие экзотические товары привозили  в основном из Сурожа (современный  Судак) на Черном море, а также из Кафы (Феодосия). В целом южная  торговля "сурожан"  
XIV-XV вв. представляла собой торговое посредничество между Севером (откуда поступала пушнина) и Югом (Черноземьем) и не имела опоры в местном производстве. Торговая прибыль "сурожан" определялась удаленностью рынков сбыта товаров от мест их производства, порождавшей возможность продажи товаров значительно выше их себестоимости. Из Сурожа купцы везли только дорогие товары, так как дешевые не оправдывали себя: прибыль была невелика ввиду крайней узости потребительского рынка.

В торговле с Западной Европой  ведущую роль играла еще одна привилегированная  группа купцов – "суконники". Известные в Москве по летописи с 1382 г. и нередко упоминавшиеся в источниках XIV-XV вв. вместе с "сурожанами", они, однако, стояли на более низкой ступени в иерархии средневекового московского купечества, поскольку в их отношении не употреблялся термин "гости". Главным предметом торговых операций "суконников" являлось западноевропейское (чаще всего немецкое, английское, бельгийское) сукно, которое обычно закупалось на рынках Новгорода, Пскова, городов Ливонии, Литвы, Польши. Помимо сукна с Запада ввозилось серебро, столь необходимое для чеканки денег, изготовления дорогих украшений и парадной великокняжеской утвари, а также для выплаты дани. Что касается торговли рабами, то этот вид предпринимательства к XV в. сошел на нет, более того, появилась тенденция к выкупу русскими купцами своих соотечественников.

О высоком социальном статусе "гостей-сурожан" и "суконников" в московском обществе свидетельствует, в частности, тот факт, что обычно при перечислении представителей общества того времени они упоминались  летописцами сразу же за князьями и боярами. Свидетельствами большого богатства, авторитета и влияния  купцов стали также возведенные  ими в тогдашней преимущественно  деревянной Москве каменные здания и  храмы (например, купцы Ховрин-Головин  и Таракан возвели для себя на территории Кремля кирпичные жилые  палаты).

Купцы нередко кредитовали  князей – отдавали им привезенные  товары в долг. Так, в составленной около 1481 г. духовной грамоте удельный князь Андрей Васильевич завещал наследникам вернуть 300 руб. долга купцу Гавриле Салареву. Владимир Ховрин оказывал финансовую поддержку великому князю Василию II Темному в его борьбе с соперниками. "Сурожанин" Андрей Шихов был кредитором удельного князя Юрия Васильевича, отдавшего в залог за 30 руб. серебром рулон заморского сукна.

Совершали купцы в то время  и далекие поездки в неведомые  заморские страны. В 1466 г. в ответ  на приезд в Москву посла Ширванского  царства Иван III послал в Шемаху своего посла Василия Панина. Вместе с послом выехали несколько московских и тверских купцов, среди последних был и Афанасий Никитин. Он совершил в 1468-1474 гг. путешествие по Волге, через Каспий, Закавказье и Персию в далекую и сказочную Индию и составил о нем записки, получившие название "Хождение за три моря". Благодаря им на Руси в XV в. смогли узнать о природе, климате, городах, народах, обычаях не только Индии, но и других стран, в которых пришлось побывать А. Никитину. Эти записки были введены в состав летописных сводов в качестве важнейших государственных документов.

Путешествия в далекие  края совершали и другие купцы. Один из современников Афанасия Никитина также оставил свои путевые записи 1465-1466 гг. под названием "Хождения гостя Василия". В них он подробно описал Кипр, Антиохию, Дамаск, Иерусалим, другие города Ближнего Востока и  Малой Азии, приведя сведения об их укреплениях, водоснабжении, торговле, составе населения. Известны также  записки о "хождении" московского  купца Федора Котова в Персию, совершенном  в 20-е гг. XVII в. по указу царя Михаила Федоровича, представляющие, по сути, торговый путеводитель по рынкам Персии с описанием продаваемых там товаров. Государство было заинтересовано во ввозе персидских товаров, так как торговля лучшими из них (например, шелком) была монополией казны и приносила ей существенный доход.

После гостей и «суконников» в документах нередко упоминаются "прочие купчие люди", т.е. рядовое посадское купечество. Оно уступало первым двум категориям и по богатству и по престижности торговой деятельности.

Пополнение московского  купечества на протяжении XIV-XV вв. шло преимущественно двумя путями. Во-первых, в ряды торговцев переходили отдельные ремесленники, удачно реализовавшие на рынке изделия собственного производства и накапливавшие необходимые средства для торговых оборотов. Во-вторых, в результате присоединения одного за другим удельных княжеств в Москву стекались вслед за знатью и купчие люди.

Таким образом, в рассматриваемый  период основной сферой предпринимательства  оставалась торговля, а основным предпринимателем являлся русский купец. Главными сдерживающими факторами для  развития предпринимательской деятельности на Руси были однородность элементов  ее экономической жизни, натуральное  княжеское хозяйство и традиции общины. Представители купечества, подобно другим сословиям, рассматривались московскими властями как государевы слуги, обязанные выполнять любые поручения и беспрекословно подчиняться великокняжеским указам. Освобождаясь от этих пут по мере централизации государства и собирания земель, представители делового мира в дальнейшем попадали под гнет налогов военно-бюрократического и чиновничьего государства. 

 

3.2. Развитие торгового  предпринимательства в эпоху  Ивана Грозного 

 

Новым этапом в развитии предпринимательства становится XVI в., который ассоциируется с правлением Ивана IV (1533-1585 гг.). Именно в рамках этого периода начинается процесс формирования централизованного государства. Внешнеполитические успехи российского государства – аннексирование у Литвы Брянских земель (1500-1503 гг.) и Смоленска (1514 г.), присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств – привели к тому, что под его контролем оказался Волжский путь на всем его протяжении; это благоприятствовало оживлению торговли через Каспийское море с восточными странами. Именно в XVI в. началось освоение Сибири, что способствовало расширению внутреннего рынка.

В этот период вызревают  условия, в целом благоприятствующие зарождению русского торгового предпринимательства. Это находит проявление в развертывании  трех взаимосвязанных процессов.

Во-первых, наблюдается рост числа городов, которые из городов-крепостей  постепенно трансформируются в торгово-промышленные центры. Если в начале XVI в. их насчитывалось около 140, то к концу столетия – уже свыше 230. Городами становились крепости, промысловые села и слободы, монастырские посады, сельские торгово-ремесленные рядки. Процесс градообразования сопровождался ростом численности торгово-ремесленного населения.

Во-вторых, в рассматриваемый  период намечаются и со временем становятся все более устойчивыми рыночные связи между регионами Русского государства. Этому способствует зарождающаяся  специализация ремесленников отдельных  городов и областей на производстве той или иной продукции.

В-третьих, страна постепенно покрывается сетью больших или  малых рыночных центров сельской и городской торговли – рядков, торжков, ярмарок.

Информация о работе История предпринимательства в России