Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:27, дипломная работа
Актуальным является процесс развития культур в эпоху мезолита, неолита и энеолита. Развивалась ли она местной основе или же была привнесенной, на эти вопросы в какой-то степени можно ответить, судя по характеру индустрии каменных орудий. В эпоху неолита появляется еще один источник информации-керамика. Но в условиях аридной зоны она, как правило, малочисленна и фрагментарна. Орнамент, форма, состав глины сосудов и другие характерные черты, присущие только одной культуре представляют некий хронологический маркер на основе которых, можно более точно датировать археологические комплексы. Обнаружение тех или иных черт керамики сопредельных культур, в памятниках неолита-энеолита Западного Казахстана, говорит о влиянии сопредельной культуры и времени его проникновения.
Введение…………………………………………………. ……………..С.3
I. История изучения и историография.
1.1.Первые сведения о каменном веке до 1960-го года………………..С.
1.2.Исследования в Западном Казахстане с 1960-го по 1990-е годы….С.
1.3.Исследования в Западном Казахстане с 1990-го года
……………...С.
II. Обзорная характеристика памятников.
2.1.Памятники палеолита Западного Казахстана…………...………….С.
а) Полуостров Мангышлак……………………………………………... С.
б) Мугоджарские горы…………………………………………………...С. в) Палеолитические памятники ЗКО…………………………………... С.
2.2.Мезолит Западного Казахстана …………………………………….. С.
2.3. Неолит Западного Казахстана……………………………………… С.
2.4. Энеолит Западного Казахстана…………………………………….. С.
III.Основные проблемы в изучении каменного века Западного Казахстана.
3.1.Проблема заселения территории Западного Казахстана древним человеком…………………………………………………………………. С.
3.2.Проблема исследования памятников «открытого типа» аридной зоны………………………………………………………………………… С.
3.3.Становление производящего хозяйства в Западном Казахстане…… С.
Заключение…………………………………………………………………С.
Список использованных источников…………………………………...С.
Что же касается керамики, то она аналогична сосудам хвалынского типа Северного Прикаспия и шебирским сосудам. Однако в отличие от шебирских сосудов кошкаратинские сосуды плоскодонны (Рис.23). На основе сопоставления керамики с керамикой хвалынского могильника комплекс был датирован IV-III тыс. до н.э.
Шебирская и Кошкаратинская культуры сосуществовали с местными неолитическими культурами, что подтверждается открытием стоянки Коскудук 1 на Мангышлаке.
Ст. Коскудук 1 располагается в черте областного центра г. Актау. Культурный слой до 35 см содержит остатки крупной подовальной постройки из камня. Коллекция кремневых изделий содержит 3300 предметов /130/. Техника расщепления камня пластинчатая с сочетанием макро - и микролитоидности. К основному типологическому набору относятся концевые и боковые скребки, ножи, стамески, резцы (угловые, срединные, ретушные), скобели, проколки, сверла, в том числе микросверла, вкладыши, геометрические микролиты (асимметричные трапеции, в том числе шикаевского типа, мелкие сегменты и треугольники), наконечники стрел с двусторонней обработкой, отщепы и пластины с подретушированным концом /131/. Из известняка и песчаника изготавливались абразивы, отбойники, грузила для сетей, утяжелители, пряслица, плошки-светильники.
В кремневой индустрии прослеживаются традиции местной оюклинской неолитической культуры с отдельными элементами кельтеминарской культуры.
Керамики найдено более 700 фрагментов, принадлежащих к 50 сосудам, подразделенных на три типа. К первой группе отнесены фрагменты прямостенных или слегка профилированных сосудов, видимо, с плоским дном (57%) без явных примесей в глиняном тесте. Орнаментирована в прочерченной, прочерченно-накольчатой, накольчатой, волнисто-струйчатой и ямочной технике. На формирование первой группы керамики стоянки оказали воздействие неолитические культуры Волго-Уралья, проявившееся в прочерченно-накольчатой накольчатой технике орнаментации. Эта группа носит следы также неолитической посуды Восточного Прикаспия (оюклинско-кельтеминарской). Во вторую группу входят сосуды с воротничковым оформлением венчика и гребенчатой орнаментацией хвалынского типа (42%). В глиняной тесте этих сосудов – примесь раковины. Третья группа фрагментов очень малочисленна (1%), но характерна для посуды бекбекинского типа с волнисто-струйчатой орнаментацией и примесью песка в глине. Прямые аналоги второй и третьей группы керамики имеют место не только на территории Северного и Северо-Восточного Прикаспия, а найдены также и на Мангыстау /132/. Прикаспийские аналоги хвалынской керамики ст. Коскудук 1 являются его хронологическим маркером – конец V-IV тыс. до н.э. и определяются энеолитическим временем.
На стоянке было раскопано захоронение мужчины. Он был погребен в небольшой округлой яме со щелевидным подбоем в сильно скорченной позе на левом боку. Яма имела каменный заклад, который образовывал на древней поверхности наброску в виде холмика. На сегодня захоронение ст. Коскудук 1 самое древнее в Казахстане. Еще одной особенностью данной стоянки является наличие построек наземно-каркасного типа. Данная деталь не противоречит широкому применению камня при возведении крупных построек наземно-каркасного типа в V-IV тыс. до н.э. в Средней Азии и Казахстане.
Таким образом, в эпоху
энеолита на территории Мангыстау существовали
три культуры, сформированные под
воздействием трех компонентов: местной,
среднеазиатской и нижневолжско
К энеолитическому времени предположительно можно отнести стоянки Шубарши, Сорколь, Шубаркудукская и др., обнаруженные в Актюбинской области в 70-е годы XX века /133/.
Шубаркудукская дюнная стоянка расположена на правом берегу р. Уил в урочище «Красная Круча». В 1975 году на стоянке было найдено 3 клиновидных топора, маленький обломок медного ножа, круглая пастовая бусина. В 1976 году было продолжено обследование памятника. Обнаружено некоторое количество кремневых орудий (77), керамики (202), костяных остатков (32) и одно металлическое шило. Клиновидный топор изготовлен из монолита кварцитового песчаника. В боковых, торцевой и тыльной сторонах проточены две канавки в расстоянии 6,5 и 12 см от лезвия. Вся поверхность топора обработана грубым шлифованием за исключением обуха, оформленного лишь грубыми сколами. На обеих щеках его видна штриховка от длительной работы топором, а со стороны прикрепления рукоятки – выщерблина, после которой топор еще некоторое время использовался в работе. Памятник, возможно, имел двухслойную стратиграфию. Нижний слой с клиновидными топорами и орудиями на отщепах относится к энеолиту, а керамические остатки более близкие к поверхности дюны, по элементам орнамента и форме плоскодонных сосудов относятся к андроновской культуре бронзового века.
Дюнная стоянка Шубарши расположена в 8 км к югу от одноименного поселка в приустьевой части р. Темир. На памятнике обнаружено 154 кремневых изделий, 12 фрагментов керамики, 1 обломок ручной мотыги, 2 обломка каменного кольца-браслета. В качестве сырья использовался кремень (96), халцедон (35) и кварцитовый песчаник (18). Индустрия отщеповая. Нуклеусы (2), одно – и двуплощадочная с негативами снятия пластин. На пластинах (29) изготовлены угловые резцы, концевой скребок. Пластины с ретушью (19), ретушь наносилась преимущественно со спинки по боковым граням. Двусторонне обработанные наконечники стрел и копий (39), преимущественно с вогнутыми насадами и шипами. Представительна серия скребков на отщепах. Керамика фрагментарна, судя, по орнаментации и форме – относятся к бронзовой эпохе. Наиболее интересны находки фрагментов шлифованных колец из глинистого сланца (зеленого нефрита).
Дюнная стоянка Сорколь расположена на окраине одноименного поселка. Обнаружена небольшая концентрация кремневых изделий и керамики. Керамика фрагментарна (в том числе два фрагмента плоских днищ и 4 венчика). По способу нанесения орнамента керамика относится к андроновской культуре бронзового века (прямой, гребенчатый, ямочные штампы). В коллекцию входят наконечники стрел, дротиков (24), изготовленных из разновидностей кремня и кварцита двусторонними сколами и ретушью (Рис.24). Наконечники стрел по форме и типу близки наконечникам ст. Шубарши. Имеется также скребки, ножевидные пластины, обломки кованых медных пластинок, медные четырехгранные шила и втульчатый наконечник стрелы конусовидный формы, загнутый из пластинки красной меди.
Интересна находка топора-молота сверленного в верховьях р. Сагиз (Рис.24). Имеет следующие параметры: длина – 14,3 см, ширина по оси отверстия (наибольшая) – 4,7 см, диаметр сверлины с наружной стороны – 2,5см, с тыльной стороны, судя по небольшой продольной погнутости топора-молота, сверлина имеет эллипсоидальную форму размерами 2,8х3,3 см. Характерна весьма значительная продольная и поперечная округлость лезвия, отличающая его от сверленых топоров-молотов фатьяновской, балабановской культур и находок Бранденбурга из Киевского Подднепровья /134/. По классификации Д.А.Крайнова /135/ - близок к пятому типу – «топор-молот обушковый, усеченно-конический». Материал – тонкозернистый кварцитовый песчаник бурого цвета со следами слоистости ориентированной по длинной оси топора-молота.
Вещевой материал и случайные находки Шубарши и Сорколя свидетельствуют о довольно плотном заселении нижнего течения р. Темир в период появления первых металлических орудий. Возраст этих находок определяется по обломкам шлифованных каменных колец-браслетов не позднее 1-й половины II тыс. до н.э., а возможно и конец III тыс. до н.э. /136/. К этому же кругу находок относится проушный каменный топор-молот и Караул-Кельды. Он идентичен случайной находке с берегов Арыси /137/, явно не имел хозяйственного назначения и относится к энеолиту или ранней бронзе /138/.
Таким образом, данные материалы свидетельствуют о проживании на обширной территории Западного Казахстана энеолитического населения, вобравшего в себя как местные, так и инокультурные компоненты. С этой же эпохой связано становление производящего хозяйства в регионе.
Глава III. Основные проблемы в изучении каменного века
Западного Казахстана.
3.1. Проблема заселения
территории Западного
Одной из сложных и противоречивых, является проблема заселения территории Средней Азии и Казахстана в раннем палеолите. Х.А.Алпысбаев, считает, что процесс первоначального освоения Казахстана человеком протекал примерно 800-700 тыс. лет тому назад. Заселяли территорию из двух центров – Южной Азии и Восточной Африки /139/. Но в тоже время он говорит, что пока трудно сказать каким путем оно происходило.
Существуют несколько точек зрения по поводу прародины человека.
Центрально-азиатская теория, возникшая в 20-30-х годах XX века усилиями В.Д.Мэтью, Г.Ф.Осборна, А.В.Грабо сводится к следующему. Центральная Азия являлась центром возникновения новых родов животных, затем распространившихся по всему свету, именно здесь произошло и развитие антропоидного ствола. Однако, среди весьма многочисленного палеонтологического материала, добытого в Центральной Азии, отсутствуют остатки ископаемых человекообразных обезьян. Это обстоятельство лишает данную гипотезу серьезной основы /140/.
Главным идеологом южно-азиатской
теории следует по праву считать
Р.Кенигсвальда. В Южной и Юго-Восточной
Азии до недавнего времени
В.А.Ранов считает, что человек в Азии появился не раннее 1 млн.-700 тыс. лет тому назад. «Нет в Азии и австралопитеков, а без этой стадии нет основы для автохтонного происхождения, ибо тесную связь габилиса – первого человека Африки- с австралопитеками можно считать установленной» /142/.
В пользу южноафриканской прародины человека, Р.Кенигсвальд приводит находки рамапитека. Он относит рамапитека и австралопитека в единую группу. Рамапитека, жившего 12-7 тыс. лет тому назад, он рассматривает как предка австралопитековых. По его мнению, эволюционное преобразование рамапитека в австралопитековых произошло в Индии, а затем последние мигрировали в Африку/143/. Миоценовая эпоха была периодом процветания крупных человекообразных обезьян, которые размножились и расселились в теплые регионы Африки. Однако исследования Д.Пильбима, показали неправильность этого вывода. Американский ученый полагает, что собственно человеческие (гоминидные) черты развития появляются не ранее 4 млн. лет тому назад (австралопитеки). Как происходила эволюция гоминидов до этого времени просто неизвестно /144/. Это положение затрудняет позицию сторонников южно-азиатской теории происхождения человека.
Большую популярность приобрела восточноафриканская теория, об отделении человека из животного мира в Восточной Африке. В пользу этой теории, корни которой восходят к Ч.Дарвину, свидетельствуют многочисленные находки на юге и особенно на востоке Африки очень древних остатков австралопитековых. Об этом же говорит обнаружение в Олдувайском ущелье костных остатков наиболее древних людей, а в Кении (Кооби-Фора) – древних в мире каменных орудий. В пользу африканской прародины говорит и тот факт, на который обращал внимание еще Дарвин, что в Африке обитают наиболее близкие к человеку антропоиды – шимпанзе и горилла /145/. Ни в Азии, ни в Европе до сих пор не обнаружено такого полного эволюционного ряда приматов как в Восточной Африке. М.И.Урысон, И.И.Иванов, В.П.Алексеев и ряд других исследователей считают, что положение о выделении человека из животного состояния на территории Африки, является теперь окончательно доказанной /146/.
Ф.Борд, А.Брейль, П.И.Борисковский и другие склоняются к мысли, что прародина человека не была приурочена к какому-либо материку, а была довольно обширной, включала значительные территории Африки, Южной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии/147/. М.Ф.Нестурх, сопоставляя характерную фауну и флору Азии и Африки в начале третичного периода, допускает возможность взаимопроникновения их фаунистических элементов. Он приходит к выводу, что зона превращения обезьяны в человека простиралась на Южную Азию, включая северо-восток Африки /148/.
В 1 томе «Палеолит СССР», изданном в 1984 году, полагают, что территория Советского Закавказья входила в зону становления древнего человека, являясь ее северной окраиной. «В миоцене и плиоцене здесь были благоприятные условия для жизни приматов, на что указывает находка в 1939 г. в Восточной Грузии, в Кахетии, двух зубов и обломка верхней челюсти ископаемой человекообразной обезьяны, получившей название «удабнопитек гареджийский»- Udabnopitecus garedziensis»/149/. Это наиболее ранняя и пока единственная находка на территории бывшей СССР, относящаяся к человекообразным обезьянам.
Вызывает в этом отношении интерес точка зрения А.Г.Медоева о выделении территории Казахстана (Южный и Западный) в ареал становления древнего человека. По некоторым его гипотезам первые люди могли появиться в Восточной Африке в результате миграции из Южного Казахстана. Так гиппарионовая фауна плиоцена пришла в другие районы мира из Азии. А Казахстан был центром гиппарионов. Вместе с гиппарионами в Африку мигрировали и предки человека /150/.
Следует сказать, что пока единой точки зрения по поводу прародины человека нет. Наиболее вероятна восточноафриканская теория. По которому группа ранних людей постепенно распространилась на рубеже 1,5-1 млн. лет по всему Старому Свету. Достигли они Явы, Индии и Китая /151/. В последующем влияние Африки ослабевает, и на передние планы выходит азиатское влияние.