Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:27, дипломная работа
Актуальным является процесс развития культур в эпоху мезолита, неолита и энеолита. Развивалась ли она местной основе или же была привнесенной, на эти вопросы в какой-то степени можно ответить, судя по характеру индустрии каменных орудий. В эпоху неолита появляется еще один источник информации-керамика. Но в условиях аридной зоны она, как правило, малочисленна и фрагментарна. Орнамент, форма, состав глины сосудов и другие характерные черты, присущие только одной культуре представляют некий хронологический маркер на основе которых, можно более точно датировать археологические комплексы. Обнаружение тех или иных черт керамики сопредельных культур, в памятниках неолита-энеолита Западного Казахстана, говорит о влиянии сопредельной культуры и времени его проникновения.
Введение…………………………………………………. ……………..С.3
I. История изучения и историография.
1.1.Первые сведения о каменном веке до 1960-го года………………..С.
1.2.Исследования в Западном Казахстане с 1960-го по 1990-е годы….С.
1.3.Исследования в Западном Казахстане с 1990-го года
……………...С.
II. Обзорная характеристика памятников.
2.1.Памятники палеолита Западного Казахстана…………...………….С.
а) Полуостров Мангышлак……………………………………………... С.
б) Мугоджарские горы…………………………………………………...С. в) Палеолитические памятники ЗКО…………………………………... С.
2.2.Мезолит Западного Казахстана …………………………………….. С.
2.3. Неолит Западного Казахстана……………………………………… С.
2.4. Энеолит Западного Казахстана…………………………………….. С.
III.Основные проблемы в изучении каменного века Западного Казахстана.
3.1.Проблема заселения территории Западного Казахстана древним человеком…………………………………………………………………. С.
3.2.Проблема исследования памятников «открытого типа» аридной зоны………………………………………………………………………… С.
3.3.Становление производящего хозяйства в Западном Казахстане…… С.
Заключение…………………………………………………………………С.
Список использованных источников…………………………………...С.
Результаты сборов 1983 года представлены в таблице 6. Все орудия стоянки 1 изготовлены на отщепах. Среди прочих орудий встречались режущие короткие отщепы с острой выпуклой концевой гранью, проколки, резцы. Из более крупных орудий здесь были найдены два остроконечника, рубило, скребло, нуклеус полигональной формы. Материалом для подавляющегося количества орудий и отщепов служили кремнистые алевролиты и песчаники (кварциты) грязного зеленовато-желтого, «табачного» цвета. Выходы их на дневную поверхность в ближайшем окружении отсутствуют.
В районе стоянки 2 было собрано небольшое количество ножевидных пластин (микролитов), но здесь основные сборы были представлены орудиями на отщепах без следов дополнительной обработки. Микролитический инвентарь изготовлен из типичного кремнистого материала – светлых кремней и опало халцедона, резко отличных от кварцитовидных орудий на отщепах. По-видимому, такое сочетание орудий и материала говорит о разновозрастности предметов стоянки 2. Найденные артефакты предположительно относятся к разным эпохам (мезолит-неолит). Находки микролитов, в частности трапеций, а так же архаичные типы орудий указывают на мезолитический возраст. Преобладающее количество инвентаря на наш взгляд, говорит о неолитическом времени. Что же касается культурной принадлежности, то говорить об этом рано, т.к. это единственный памятник в этом районе. Самыми близкими территориально и по типологии орудий являются памятники на Южном Урале. Некоторые типы трапеций достаточно близки трапециям из Восточного Прикаспия. Г.Н.Матюшин считает, что заселение Южного Урала в эпоху мезолита происходило именно с Восточного Прикаспия, через территорию Западного Казахстана /98/. Возможно, что памятник Каменный брод был как раз на пути этих миграций. И находки этого комплекса об этом свидетельствуют. Данный вывод не окончателен, для более полного представления о памятнике необходимо подробное его изучение.
Таким образом, на территории
Западного Казахстана выделяются два
района мезолитических памятников с
присущими ей традициями и относящимися
к определенному кругу культур.
2.3. Неолит Западного Казахстана.
Неолит – следующая эпоха в периодизации каменного века, хронологические рамки которой падают на отрезок со второй половины VII тысячелетия до н.э. до конца IVтысячелетия до н.э. «Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты» /99/. У древнего населения неолитической эпохи возникают зачатки горного дела, получает развитие гончарство. Но главным содержанием неолита является переход к производящему хозяйству. Что позволило Г.Чайлду назвать это явление «неолитической революцией», т.е. переход человека, к сознательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных, явилось экономической революцией, важность которой уступает лишь искусству добывания огня человеком. История сельского хозяйства начинается около X тысяч лет тому назад. На стоянке Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави-Чеми в Ираке около XII тысяч лет тому назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и злаковые /100/. Более легкий и мягкий средиземноморский климат создал условия для демографической перегрузки региона, и человек очень рано вынужден был искать, помимо охоты, рыболовства и собирательства дополнительные источники питания, т.к. потребности общества переросли существующие возможности природной среды. Но в хозяйстве неолитического общества степного региона еще не происходило особых изменений, здесь по-прежнему охота и рыболовство были основными источниками пищи. На территории древнего Казахстана в неолите, во всяком случае, до конца IV тыс. до н.э. производящие формы распространения не получили /101/.
В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 нео-энеолитических памятников, однако, абсолютное большинство исследовано выборочно. В Западном Казахстане более изученным является территория Устюрта и Мангыстау. Полученные материалы позволили выделить несколько неолитических культур: оюклинская, тюлузская, западноказахстанский вариант кельтеминарской культуры.
Значительно преобладают стоянки оюклинского типа, найденных на п-ове Бузачи (Шебир 7) и в песках Туесу (Сенек 1,4,5,8).
Стоянка Сенек была обнаружена в 1969 году А.Н.Мелентьевым в восточной части Мангышлакского плато. Культурный слой на стоянке не сохранился. В качестве сырья использовался серый с беловато-голубой патиной непрозрачный кремень. Залежи мелового кремния обнаружены неподалеку от стоянки. Коллекция Сенек насчитывает около двух тысяч кремневых изделий. Заготовки и отходы без вторичной обработки составляют 79,4%, нуклеусы и его осколки – 2,3%. Орудий на стоянке около 18,3% Нуклеусы: призматические одноплощадочные и двуплощадочные с двух и односторонним или торцовым скалыванием пластин. Особенность коллекции наличие большого количества резцов и резцовых сколов, составляющего более 6% от числа всех изделий или свыше 33% от числа типов орудий, это боковые, срединные, угловые на углу сломанной пластины. Специфика набора комплекса – сравнительно малый количественный показатель скребков, почти вдвое меньший резцов и геометрических микролитов, включающие 6 трапеций /102/. Близкое сходство по технике расщепления, вторичной обработке, набору типов изделий можно проследить в других памятниках оюклинской культуры, таких как, Оюклы 1,4, Ясхан.
Керамика встречается редко, в основном в фрагментарном виде. Сосуды изготавливались ручной лепкой, тонкостенные, с загнутым во внутрь краем и слегка профилированным вытянутым туловом. Встречены обломки плоских днищ, в тесте наблюдается примесь песка. Оюклинская керамика орнаментирована «струйчатой» техникой. В позднем этапе оюклинской культуры (Шебир 7) в орнаментации появляется гребенчатый штамп, техника накола в отступающей манере, а в композициях – «висячие» треугольники.
Ареал оюклинской культуры определяется Восточным Прикаспием, восточные границы которой пока не определены. А.Е.Астафьев предполагает о продвижении ее на северо-запад Устюрта, где мезолитические памятники Айдабольской группы, возможно, явились подосновой оюклинской кремневой индустрии /103/. По сравнению с мезолитом у оюклинской культуры уменьшается число асимметричных трапеций, появляются симметричные треугольники вытянутых пропорций, крупные параллелограммы, вкладыши со скошенным концом, стержневидные острия и единичные «рогатые» трапеции.
Оюклинская культура обнаруживает близкие связи с тюлузской культурой. Кремневые индустрии объединяет пластинчатая техника расщепления камня, подавляющее число орудий на пластинах, средние и крупные размеры пластинчатых заготовок, преимущественное использование затупливающей ретуши (по характеру нанесения на одном конце или одном крае со спинки) и представительный набор изделий с вторичной обработкой. Это крупные серии концевых скребков, в том числе микролитических, вкладыши и пластины со скошенным концом, стержневидные сверла и острия с высоким симметричным концом, резцы, пластины с вогнутыми и мелковыемчатыми краями, а также с асимметричными выемками противолежащей ретушью, отщепы с подретушированными по слому концами /104/.
Отличие тюлузской индустрии проявляется в измельчании ширины пластин, заготовок и самих орудий, некоторым утрачиванием традиций резцового скола, отсутствии «микрорезцов», «рогатых» и асимметричных трапеций, наконечников стрел с двусторонней обработкой.
Керамика оюклинской и тюлузской стоянок находит параллели в плоскодонности, возможно вертикально-вытянутых пропорциях сосудов, а главное – специфической «струйчатой» технике использования орнамента, однако в разных композиционных вариантах /105/.
Связь оюклинского населения с неолитическим населением Южного Урала и Волго-Уральского междуречья прослеживается по орнаментации оюклинской керамики техникой накола в отступающей манере и в гребенчатом штампе /106/.
Трассологический анализ кремневого инвентаря Сенека показал, что количественный показатель орудий труда возрос до 51%. Установлены функции разделочных ножей, охотничьих орудий, скобели, скребки, резцы, сверл. По Г.Ф.Коробковой, трассолого-типологическая характеристика Сенека, определяет хозяйственно-производственную деятельность, основным направлением которой была охота, переработка ее продуктов /107/.
Материал показывает, что население
оюклинской культуры вело
Тюлузская культура представлена памятниками Бекбеке 1,3,4, Уштаган 1, Сенек 10. Памятники Бекбекинской группы расположены в бассейне р. Сагыз (Северо-восточный Прикаспий). Стоянки Уштаган 1 и Сенек 10 расположены в песках Саускан и Туесу Центрального Мангыстау. Все памятники относятся к категории «открытых».
Коллекция ст. Уштаган 1 состоит из 563 кремневых изделий, около 500 фрагментов лепной керамики и 7 пронизок раковин Dentalium /109/. В качестве сырья использовался кремень хорошего качества серых оттенков. Характер индустрии пластинчатый, соотношение пластин и отщепов 121 и 433 соответственно. Орудийный набор представлен пластинками с ретушированными краями, пластин с выемчатыми краями, вкладышами, большой серией скребков, особенно концевых и др. (Рис.15) (Таблица 7). Кремневая индустрия тесно связана с оюклинскими традициями.
Керамика фрагментарна. Восстанавливается
несколько сосудов высоких
На ст. Сенек 10 было собрано 391 изделие
из кремня и около 30 фрагментов керамики.
Кремневая коллекция
Найденные фрагменты керамики относятся к лепному сосуду, от которого сохранилась только нижняя часть. Сосуд имел небольшое плоское дно и высокое слегка раздутое тулово, орнаментирован зонами «струйчатой» и прочерченно-накольчатой техникой. Композиция нанесения орнамента, форма и состав типичен ст. Уштаган 1.
На стоянках Уштаган 1 и Сенек 10, в отличие от бекбекинских памятников, отсутствуют трапеции, сегменты, долотовидные орудия, наконечники стрел, некоторые типы острий. На бекбекинских же «не найдено вкладышей со скошенным концом или двумя затупленными концами, пластин со скошенным концом, скобелей с асимметричными выемками и противолежащей ретушью, резцов, отщепов с подретушированным концом, а также пластин крупных размеров» /110/. Скорее всего это объясняется малочисленностью артефактов стоянок и географической особенностью расположения памятников. Однако в целом между этими памятниками много общего, что позволило объединить их в одну культуру. Сходство проявляется по ведущему положению пластинчатых заготовок при изготовлении орудий, крупными сериями концевых скребков, в том числе микролитических, стержневидным и вытянуто-симметрическим острием, вкладышам с затупленным краем, выемчатым пластинам, сосудам высоких пропорций со слабой профилировкой, плоско вогнутыми днищами и «елочной» орнаментацией, выполненном в «струйчатой» технике.
Тюлузская культура имеет много общего с вышеописанной оюклинской культурой, что предполагает о генетическом родстве этих комплексов. Тюлузская культура, скорее всего, является вариантом оюклинской культуры на ее позднем этапе развития. Возраст оюклинской культуры А.Е.Астафьев предположительно определяет 1-й половиной IV тыс. до н.э. /111/.
Помимо оюклинской культуры аналогии можно увидеть в каиршакско-тентексорской культуре Северного Прикаспия. Это прослеживается в присутствии в индустрии Бекбеке сегментов вытянутых пропорций с одно и двусторонней обработкой ретушью дуги и острий с крупной затупливающей ретушью на пластинах и сколах. На близость с Тентексором указывает также прочерченно-накольчатая техника нанесения орнамента, имеющая свое происхождение в Северном Прикаспии. Близость прослеживается и с неолитом Южного Урала и Волго-Камья. Это проявляется в особенности орнаментации керамики. Так система плотной «елочки» и «паркетной» орнаментации, отсутствии геометрических фигур свойственны культурам этих районов. Только в культурах этих районов имеет место орнамент одного из бекбекинских сосудов в виде косых «струй» с делителями насечками /112/.
Можно предположить, что складывание тюлузкой культуры
происходило на местной прикаспийской
(каиршакско-тентексорской-
Для Западного Казахстана в учебных пособиях выделяют западноказахстанский вариант кельтеминарской культуры /114/. К этой культуре отнесены следующие неолитические памятники в Атырауской области: Шатпаколь, Кульсары 1-4, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар и др. Для стоянок данной группы характерна пластинчатая индустрия. Выделяются ножевидные пластины, как с ретушью, так и без нее, скребки на пластинах и отщепах, резцы, черешковые наконечники стрел с двусторонней обработкой, орудия с боковыми выемками, призматические нуклеусы. Керамический набор представлен бедно, многие фрагменты без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.
Близки к этим памятникам
стоянки открытые А.А.Формозовым в
южных районах современной
Инвентарь стоянок характеризуется пластинами с притупленной спинкой, концевыми скребками, режущими остриями и проколками на пластинах, резцами на углу сломанных пластин, трапециями, коническими нуклеусами. Наконечники стрел листовидной формы с выемкой в основании и обработанные двусторонней ретушью. Имеются также наконечники асимметричные с боковой выемкой (Рис.18).